Профориентационное мероприятие для младших школьников "Такие разные профессии"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: профориентация


Рекомендации по использованию

Работа по профориентации в школе – это всестороннее развитие личности подрастающего поколения, раскрытие всех его способностей, талантов, творческих сил и формирование духовной культуры.

Основными задачами профориентации являются воспитание мотивированного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самоутверждения, нужности, ответственности).

Мероприятие «Такие разные профессии» рекомендовано использовать при работе с обучающимися младшего школьного возраста.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению.

Конспект мероприятия

Часть I

I. Оргмомент

Учитель.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ребята, угадайте, о чем сегодня мы будем говорить: это специальность человека, то, чем занимается взрослый, по-другому, это его деятельность, работа.

Учащиеся. Мы сегодня будем говорить о профессии.

Учитель. Верно. Не далек тот час, когда перед вами встанет выбор – какую профессию получить. Сейчас главной работой для вас является учеба, но и о своей будущей профессии надо задумываться тоже уже сейчас. Скажите, кем вы хотите стать, когда вырастите. Если нет ответа, не стесняйтесь, так и говорите, что пока не решили. (Ответы детей.)

Учитель. Давайте подведем итог. У нас получилось: 5 человек пока не определились с выбором профессии, 5 человек на данный момент определились.

Конечно, в вашем возрасте определиться с выбором будущей профессии нелегко. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Как вы считаете, что или кто влияет на выбор профессии каждого человека?

Учащиеся. Родители. Учитель. Родственники. Друзья. Интернет. Кому какая профессия больше нравится. Таланты каждого человека…

Учитель. Много факторов влияет на выбор профессии. Важно суметь разобраться в этом многообразии, узнать, чем занимаются люди данной профессии, какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии, учитывать собственные интересы и способности.

Чтобы сделать правильный выбор, надо знакомиться с профессиями.

Тема нашего мероприятия – «Такие разные профессии». (Презентация)

Давайте сформулируем цель нашего мероприятия.

Учащиеся. Цель – в конце мероприятия выбрать каждому ученику такую профессию, какая больше всего подходит ему, нравится.

Учитель. Ребята, выбирая профессию, не стоит в первую очередь смотреть на то, что популярно, престижно в данный момент времени. Нужно опираться на свои интересы, способности.

III. Актуализация знаний

Учитель. В прошлом учебном году наш класс работал над проектом «Профессии наших мам». Назовите профессии своих мам. (Ответы детей.)

Учитель. Вы назвали много разных профессий. Давайте познакомимся и с другими из них. А в этом нам помогут сказочные персонажи – Смешарики. Узнаем, с какими профессиями связана их жизнедеятельность.

IV. Первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление

1) Знакомство с деятельностью Копатыча

Ребята, с какого героя из мультфильма «Смешарики» мы начнем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

На грядке он - трактор,
В кровати - хропатыч.
Узнали кто это?
Конечно...

Учащиеся. Копатыч.

Учитель. Верно, это Копатыч. Давайте с помощью уже известной нам ромашки («Ромашка Блума»), поговорим о его деятельности.

Подходим к доске, берем лепесток, задаем вопрос и все вместе на него отвечаем.

(Один из детей выходит к доске, снимает лепесток-опору, на котором написано начало вопроса, а конец ребенок придумывает сам.)

Ученик. Простые вопросы. Кто такой Копатыч?

Ученик. Копатыч – это медведь.

Ученик. Чем он занимается?

Ученик. Он выращивает овощи и фрукты на своем огороде, ухаживает за ними.

Учитель. Как называется его профессия?

Ученик. Он овощевод, садовод, цветовод.

Учитель. Переходим к следующему вопросу.

Ученик. Уточняющие вопросы. Если я правильно понял, то Копатыч трудолюбивый?

Учитель. Что значит трудолюбивый? Это значит какой?

Учащиеся. Работящий, старательный. Любит свое дело, труд, то, чем занимается. Не ленивый…

Учитель. Следующий лепесток.

Ученик. Объясняющие вопросы. Объясните, почему Копатыч трудолюбивый?

Учащиеся. Потому, что Копатыч много времени тратит, чтобы заниматься своим огородом, садом, пчелами.

Учитель. Верно. Главное занятие Копатыча – это уход и забота за своим огородом, садом. Он работает день и ночь. Сажает, поливает, пропалывает, опрыскивает. Любит сам придумывать и выращивать новые виды растений. Раньше всех Смешариков встает и раньше всех ложится. Домик Копатыча похож на овощной магазин. Надо все успеть, чтобы накормить своих друзей.

Переходим к следующим вопросам.

Ученик. Творческие вопросы. Чтобы станет, если Копатыч уедет?

Учащиеся. Если Копатыч уедет, то все Смешарики останутся без еды. Если уедет в другую страну, то вернет с новыми видами семян.

Ученик. Оценочные вопросы. Ведь у Копатыча бывают моменты, где что-то получается хорошо, а что-то плохо? Почему так происходит?

Учащиеся. Для Копатыча хорошо, когда он трудится на огороде. Когда Копатычу не мешают работать, у него все получается хорошо. Бывает и плохое настроение, тогда и работать не очень хочется. Единственное, что может рассердить этого веселого медведя — это сорняки и зеленые гусеницы! Могут раздражать другие Смешарики, когда мешают ему работать.

Ученик. Практические вопросы. Что можно сделать из овощей?

Учащиеся. Из овощей можно сделать суп, салат. Из ягод – компоты.

Учитель. Где вы в обычной жизни могли наблюдать такой вид деятельности, как у Копатыча?

Учащиеся. У меня бабушка выращивает на огороде разные овощи и фрукты, ягоды. И я со своими родителями весной высаживаю семена в землю, из них вырастают огурцы, помидоры, лук и другие овощи, мы ухаживаем за ними, а осенью собираем урожай.

Учитель. Ребята, мы поговорили о деятельности Копатыча. Какими качествами должен обладать человек, занимающийся такими же видами деятельности, как он?

Учащиеся. Должен быть трудолюбивым, работящим, любить свое дело, быть старательным, терпеливым.

Учитель. Вспомните, в прошлом учебном году, весной, мы с вами в классе выращивали лук. Можем ли мы назвать себя специалистами в данной профессии?

Учащиеся. Не совсем, мы только вырастили один овощ – лук, но уже пробовали себя в роли овощевода.

Учитель. Действительно, специалисты данных профессий должны владеть разнообразными умениями и навыками: подготавливать почву к посеву и посадке, правильно ухаживать за растениями, знать технологии выращивания, хранения и переработки плодов и ягод. Люди данных профессий становятся здесь подлинными творцами. И самое главное – они полезны для окружающих!

Где можно получить знания о профессиях, связанных с выращивание овощей и фруктов?

Учащиеся. В детском эколого-биологическом центре.

Учитель. Верно. Совсем недавно мы ходили на экскурсию в центр. Что мы там увидели и о какой профессии нам рассказали?

Учащиеся. Мы побывали на выставке «Дары природы», на которой увидели поделки из овощей, а потом нам рассказали о профессии агронома и показали современную «умную теплицу».

Учитель. В центре нам сказали, что агроном – профессия будущего. Почему?

Учащиеся. Профессия агронома – одна из самых древних профессий. Все, что человек ест, пьет и даже носит, связано с деятельностью агронома. Его задача – управление производством на основе научных методов. В последние годы в сельском хозяйстве используются современные технологии. Благодаря этим новым изобретениям наша страна получает высокую урожайность. Например, такое изобретение как «умная теплица» помогает облегчить труд овощеводов и процесс выращивания разных культур.

Учитель. Ребята, получить данные профессии можно в Рязанском государственном агротехнологическом университете имени Костычева.

2) Знакомство с деятельностью Кроша

Учитель. Угадайте, про какого Смешарика мы будем говорить теперь?

Он активный малый,
Смелый он, удалый!
На зайчишку он похож
А зовут его все …

Учащиеся. Крош.

Учитель. Крош – очень активный персонаж. Какое его любимое занятие?

Учащиеся. Его любимое занятие – прыгать, стоять на ушах. Ему нравится заниматься футболом, хоккеем, фигурным катанием, танцевать.

Учитель. Ребята, давайте встанем и подвигаемся вместе с Крошем. (Физминутка с Крошем)

Скажите, какими качествами должны обладать спортсмены?

Учащиеся. Быть сильными, быстрыми, ловкими, выносливыми, терпеливыми…

Учитель. Люди, занимающиеся спортом, обладают сильным духом и крепким телом. Регулярные тренировки позволяют достичь высоких результатов.

Давайте отметим среди всех спортивных профессий самые известные. Когда вы смотрите спортивные мероприятия, замечали ли вы людей, которые помогают спортсменам? Кто это? Назовите их.

Учащиеся.Тренер, спортивный врач, спортивный судья – арбитр, спортивный комментатор, журналист.

Учитель. Как вы думаете, а будут ли востребованы названные вами профессии в будущем?

Учащиеся. Думаю, да. Спорт помогает людям быть здоровыми.

Учитель. За последние годы появились новые виды деятельности, связанные со спортом: инструктор по спортивному туризму, спортивный психолог и многие другие.

Данные профессии можно получить в педагогическом и медицинском колледже, в Рязанском государственном университете имени Сергея Есенина и в Рязанском государственном медицинском университете имени академика Павлова.

3) Знакомство с деятельностью Ежика

Учитель. Следующий из Смешариков:

Кто зеленкой мажет лапы
И с микробами в войне?
Он не Копатыч-косолапый,
Он с Крошем дружит наравне!

Учащиеся. Ежик.

Учитель. Ребята, с какой целью Ежик мажет лапы зеленкой?

Учащиеся. Чтобы уберечь себя от микробов. Дезинфицирует руки.

Учитель. Действенность зеленки как обеззараживающего средства подтверждена была многократно и, несмотря на то, что существует много других средств (более мощных), многие люди продолжают отдавать предпочтение именно ей.

Зачем нужна дезинфекция?

Учащиеся. Она нужна для того, чтобы не дать инфекции распространиться. Дезинфекция спасает нас от многих опасных заболеваний.

Учитель. Люди какой профессии борются с микробами, инфекциями, различными болезнями, лечат детей и взрослых…

Учащиеся. Врачи.

Учитель. Давайте назовем, что надо делать, чтобы быть здоровым. Каждой паре я раздам лист с иллюстрациями, посовещайтесь, выберите правильный ответ и озвучьте его.

Учащиеся. Принимать витамины. Делать зарядку, заниматься спортом. Соблюдать гигиену. Гулять, дышать свежим воздухом. Чаще улыбаться. Не иметь вредных привычек.

Учитель. Какими качествами должен обладать врач?

Учащиеся. Врачи должны быть умными, любить свою профессию и людей, терпеливыми, ответственными, аккуратными, внимательными, добрыми…

Учитель. Ребята, цифровые технологии в наше время меняют все сферы человеческой жизни. Исчезают многие привычные специальности, но появляются и новые, которые требуют от человека расширения своих профессиональных навыков, получения новых знаний. Медицина не стала исключением, и уже сейчас мы можем наблюдать появление необычных специализаций. Например, телехирург. Телехирургия — это новая технология, которая позволяет опытному хирургу проводить сложнейшие операции с помощью удалённого оборудования. То есть со стороны пациента располагаются механические руки со скальпелем, которыми по Интернету из любой точки земного шара управляет врач. А со стороны врача — широкий экран компьютера, объемный обзор и все необходимое для управления хирургической операцией. Телехирургия — это спасение для жителей удаленных деревень и сел, у которых просто нет возможности попасть к именитым хирургам.

Учитель. Ребята, чтобы стать врачом надо отучиться в медицинском колледже и (или) в Рязанском государственном медицинском университете имени академика Павлова.

4) Знакомство с деятельностью Совуньи

Учитель. Ребята, а кто главный врач в стране Смешариков?

Учащиеся. Совунья.

Учитель. Верно. Совунья.

Любой рецепт, любой совет,
И лучший врач (другого нет!),
И мудрости на всех хватает,
И спорт она не забывает.

Учитель. Совунья – мудрая сова. В мультфильме не раз говорится о том, что она уже далеко не молодая, однако благодаря своей спортивной форме выглядит прекрасно. Совунья ведет здоровый образ жизни и приучает всех друзей к этому. А еще она и самый лучший повар страны Смешариков.

Как вы думаете, за что отвечает повар?

Учащиеся. Повар отвечает за блюда, которые сам приготовил. Отвечает за подготовку продуктов: проверяет их на свежесть, чистоту.

Учитель. Верно! Внешняя привлекательность блюда – тоже задача повара. Ведь в приготовленном блюде важен не только вкус, но и запах, и аппетитный вид.

Ребята, какими качествами должен обладать повар?

Учащиеся. Уметь готовить, фантазировать, чувствовать вкус, быть наблюдательным, терпеливым, иметь хорошую память…

Учитель. А вы помогаете своим родителям дома что-нибудь приготовить?

Учащиеся. Я помогаю резать овощи для салата. Мы с мамой вместе делаем тесто и печем пироги. Я могу сделать яичницу. Я на терке тру овощи. Накрываю стол.

Учитель. Молодцы! Какое блюдо у вас самое любимое? (Ответы детей)

А теперь давайте поиграем. Каждому раздаю карточку. На ней вы видите кроссворд. Напишите названия блюд, продуктов и напитков в нужные окошки и узнаете, что больше всего любит малыш.

Что же больше всего любит малыш?

Учащиеся. Конфеты.

Учитель. Не только дети, но и взрослые любят сладости. И даже такая еда нужна и важна для нашего организма, но в небольших количествах.

Пища – основа жизни, а от того, что человек ест, зависит его здоровье, настроение и качество работы. Профессия «Повар» - это настоящее искусство.

В современном мире используются новые технологии и в этой деятельности. Например, молекулярная кулинария. Одна из ярких инновация в кулинарии, которая использует знания из области физики и химии для создания изысканных блюд. Сегодня этот метод доступен только дорогим ресторанам, ведь для приготовления требуется специальное оборудование и оригинальные ингредиенты. Шеф-повара молекулярной кухни изменяют форму, массу и вид блюд до неузнаваемости.

Получить профессию повара можно в Рязанском технологическом колледже, Рязанском многопрофильном колледже.

V. Рефлексия

Учитель. Ребята, вспомните и назовите профессии, с которыми мы сегодня познакомились.

Учащиеся. Овощевод, садовод, агроном, спортивные профессии(тренер, спортивный врач, спортивный судья – арбитр, спортивный комментатор, журналист), врач, повар.

Учитель. Может быть, в дальнейшем кто-нибудь из вас выберет одну из этих профессий. Подумайте. У вас еще есть время.

Вы сегодня хорошо поработали. Все большие молодцы!

А сейчас вы можете оценить свою деятельность, работу на уроке. У каждого на столе лежат цветные карандаши. Если вам урок понравился и вы узнали что-то новое, то нарисуйте малышу конфету красного цвета. Если не понравился, то нарисуйте конфету синего цвета.

См. продолжение материала