Дидактический потенциал нейросетей при обучении лексики на уроках английского языка в школе

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык


Статья посвящена выявлению и раскрытию потенциала дидактической сущности нейросетей при обучении и отработки иностранной лексики на уроке. Практика является одной из ключевых составляющих в изучении английского языка, в частности, при изучении лексики. Новейшие технологии дают возможность современному учителю разнообразить свои уроки креативными заданиям, созданными с помощью искусственного интеллекта, а именно – нейросетью. В данной статье рассматриваются и приводятся примеры вариаций создания дидактического материала для урока английского языка в школе с помощью нейросетей perplexity.ai, zvukogram.com, lexica.art. Актуальность данной темы обусловлена стремительным развитием и внедрением в различные сферы жизни современных технологий в области искусственного интеллекта; потребности в индивидуализации обучения английскому языку на уроках; большей возможностью применения вариаций интерактивности на уроках и, в следствие, этого повышения мотивации учеников к изучаемому предмету.

Ключевые слова: дидактический потенциал, дидактические функции, цифровые технологии, нейросеть, промпт, лексика, обучение английскому языку, повышение мотивации.

Стремительное развитие и совершенствование информационных технологий в нашем современном мире оказывают влияние и на все компоненты учебного процесса. Все чаще мы слышим о внедрении и широком применении искусственного интеллекта (ИИ) во всех сферах жизни общества. Что же такое ИИ, в частности - нейросеть и как она может быть применена на уроке английского языка в школе?

Нейросеть (нейронная сеть) — это компьютерная система, имитирующая работу человеческого мозга при обработке данных. Она состоит из искусственных нейронов, объединённых в слои, через которые последовательно проходит информация. Нейросеть на уроке английского языка – это инновационная технология, позволяющая использовать ИИ для изучения и развития языковых навыков. Она может помочь от создания заданий и генерации картинок для визуализации на уроке до составления пошагового плана занятий по индивидуальному маршруту.

В своей статья я рассмотрю использование дидактического потенциала нейросети на уроках английского языка при обучении лексики.

Дидактический потенциал нейросетей заключается в возможности улучшения качества обучения, повышения профессионализма преподавателей и сокращения времени обучения. Дополнительные аспекты дидактического потенциала нейросетей:

Персонализация обучения. Нейросети адаптируют учебные материалы под конкретного ученика, анализируя его успеваемость, скорость усвоения знаний и предпочтительные форматы обучения. Таким образом мы можем задать промпт (т.е. запрос, команда или набор инструкций, которые пользователь передаёт нейросети или другой программе с ИИ для выполнения определённой задачи.) для нейросети с указанием, например, уровня владения языка учеником и нейросеть создаст персонализированное задание.

  • Автоматизация рутинных задач педагогов. Нейросети берут на себя значительную часть нагрузки — от проверки домашних заданий до генерации учебных планов. Это позволяет педагогам сосредоточиться на более важных аспектах преподавания.
  • Помощь в изучении сложных предметов. Например, можно задать промпт для нейросети с задачей объяснения какого - либо слова не понятного для ученика не называя его напрямую.
  • Создание интерактивного контента и образовательных игр. С помощью нейросетей преподаватели могут разрабатывать виртуальные симуляции, квесты и обучающие игры.
  • Улучшение оценивания. Нейросети могут анализировать данные, выделять ошибки и показывать области, которые требуют дополнительного внимания, что помогает учащимся лучше развиваться и прогрессировать.
  • Повышение мотивации и поиска вдохновения и новых идей. Нейросети могут создавать интерактивные и инновационные учебные материалы, которые заинтересуют учащихся и мотивируют их к самостоятельному изучению предметов.
  • Доступность образования. Использование нейросетей может улучшить доступность образования для различных категорий учащихся.

Учителя могут создавать различные вариации заданий для отработки лексики с помощью нейросетей: gap -filling, matching lexical items with definitions or pictures, true/false, open questions and etc. Для данных задач подойдут такие сервисы с нейросетью как: perplexity.ai и twee.com.

С задачей объяснения и составления различных типовых заданий отлично справится нейросеть perplexity.ai. Например, мы хотим, чтобы нейросеть объяснила семикласснику слово intelligence.

Задаем промпт: «explain the word 'intelligent' to 7th grade student» и нейросеть дает нам такое объяснение: «Intelligent means being smart or good at understanding and learning new things. If someone is intelligent, they can solve problems, think quickly, and understand things easily. For example, if you figure out a tricky math problem or come up with a creative solution to a challenge, that shows intelligence. But being intelligent isn’t just about getting good grades-it can also mean being good at understanding people, knowing how things work, or coming up with new ideas. In short: Intelligent means having the ability to learn, understand, and solve problems well».

На основе полученных объяснений мы можем также тренировать лексику с учениками на уроке, объясняя слова с помощью синонимов, не называя из напрямую. Либо сделать запрос для нейросети составить задание соединения слова с его дефиницией. Также задаем подсказку для нейросети с описанием какого задания мы хотим получить в итоге. Например, придумай упражнение на соединение лексических дефиниций для учащихся седьмого класса и обязательно прописываем лексику: «make up matching exercise for 7th grade students with words: intelligence, magazine, imagination, inspiration». И вот, что дает нам таже нейросеть:

Matching Exercise

Directions: Match each word on the left with its correct definition on the right. Write the letter of the correct answer next to each word.

Words

Definitions

1. Intelligence

a. The ability to think, learn, and solve problems

2. Magazine

b. Something that gives you new ideas or motivates you to do something

3. Imagination

c. A publication with articles, stories, and pictures, usually released regularly

4. Inspiration

d. The ability to create ideas or pictures in your mind

Answer Key:

  1. Intelligence – a
  2. Magazine – c
  3. Imagination – d
  4. Inspiration – b

Для отработки навыка аудирования и восприятия на слух новой лексики на уроке можно использовать нейросеть для генерации разговорной речи. Для этого отлично подойдет сервис zvukogram.com. Например, с помощью уже известной нам нейросети perplexity.ai мы создаем текст, в основе которого будет изучаемая лексика, затем этот тест озвучиваем в нейросети zvukogram и на уроке даем задание – текст с пропусками нашей лексики, которую ученики должны услышать из созданного нами аудиофайла. Пример текста, созданного с помощью нейросети perplexity.ai с изучаемыми лексическими единицами (текст приведен в сокращенном варианте):

«One sunny afternoon, Mia was reading her favorite magazine about explorers and their amazing journeys. As she flipped through the pages, a story about a hidden treasure deep in the forest caught her attention. The story sparked her imagination, and she began to picture herself as a brave explorer discovering secret caves and ancient maps.

Feeling full of inspiration, Mia decided to go on an adventure with her best friend, Leo. They packed their backpacks with snacks, a compass, and a notebook to record their findings.
Using their intelligence, they carefully studied the clues from the magazine and matched them to landmarks in the nearby forest. They solved puzzles, followed mysterious signs, and worked together to stay safe.»

Функционал нейросети дает возможность преобразовать ключевую лексику в диалогическую речь, что позволяет гораздо быстрее запоминать ее в контексте речи. Создаем диалог на основе ключевой лексики в нейросети Twee.com. Задания на основе данного диалога можно придумать различные, все зависит от креативного мышления педагога. Можно попросить учащихся разыграть его по ролям, можно переставить местами реплики и предложить ученикам расставить их в правильном порядке и т.д.

Как итоговое задание и для выхода на продуктивные виды речи на уроке, можно предложить ученикам продолжить историю, созданного и отработанного ранее на уроке диалога/текста. Также преподаватель следует добавить к отработанным ключевым словам новые, чтобы выйти на новый смысловой виток истории, однако ученики могут здесь помочь учителю и поучаствовать, предложив новые слова для продолжения рассказа/диалога. Можно так же предложить им подумать над промптом для генерации изображения к своей истории. С генерацией изображений отлично справится нейросеть lexica.art. Нейросеть позволяет на основе написанного промпта генерировать уникальные изображения для визуальной опоры материала урока. Изображение можно применить для дополнительных упражнений на закрепление лексики. Такие упражнения будут одновременно развивать и закреплять такие речевые навыки как аудирование, чтение и письмо.

Использование учителем нейросети в своей профессиональной деятельности может значительно преобразовать ее. Перед педагогом открываются новые возможности и выбор широкого разнообразия инструментов для творческого подхода при преподавании предмета. Использование нейросетей позволит учителю адаптировать свои занятия к личностным предпочтениям учеников, в том числе повысить мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, за счет внедрения на уроке нестандартных заданий; сэкономить время преподавателя на подготовку к урокам. Однако, необходимо осторожно подходить к внедрению нейросетей в образование, учитывая позитивные аспекты и потенциальные риски этих технологий. Безусловно компьютерный интеллект не сможет полностью заменить учителя, как отмечает И.М.Ремоненко: «Искусственный интеллект не заменит учителя. Его заменит другой учитель, который умеет пользоваться технологиями искусственного интеллекта» [5].

Список литературы

  1. Абишева Камила Сериковна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Проблемы педагогики. 2023. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-neyrosetey-na-uroke-angliyskogo-yazyka
  2. Белоусова Людмила Ивановна, Олефиренко Надежда Васильевна Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников // ОТО. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-mladshih-shkolnikov
  3.  Богатова Софья Михайловна, Фрезе Ольга Владимировна Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2024. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-neyrosetey-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
  4. Хабибуллин, И.Р. Актуальность использования нейросетей в образовательных целях / И.Р.Хабибуллин, О.В.Азовцева, А.Д.Гареев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101127/
  5. https://trends.rbc.ru/trends/industry/66fa5ba09a79470e8f5a71d9https://trends.rbc.ru/trends/industry/66fa5ba09a79470e8f5a71d9
  6. https://media.foxford.ru/articles/neyroseti-v-obrazovanii
  7. https://infourok.ru/nejroset-v-obrazovatelnom-processe-7879709.html