ВВЕДЕНИЕ
Современное образование стремится сделать процесс обучения максимально интерактивным, практико-ориентированным и соответствующим требованиям профессиональной деятельности.
Особое место в этом занимает метод деловых игр, который активно используется в педагогике для формирования у обучающихся профессиональных навыков, таких как принятие решений, командное взаимодействие, критическое мышление и адаптация к реальным условиям
В рамках курса "Основы практической медицины" применение деловых игр способствует глубокому усвоению знаний и отработке практических навыков, необходимых для медицинских специалистов.
Актуальность темы. Современная медицинская практика требует не только высокого уровня теоретических знаний, но и умения оперативно принимать решения в сложных и стрессовых ситуациях.
Традиционные методы обучения часто не позволяют создать условия, приближенные к реальной медицинской практике.
Деловые игры, основанные на моделировании реальных профессиональных ситуаций, являются эффективным инструментом для повышения уровня подготовки студентов, что особенно важно для дисциплин с прикладным характером, таких как "Основы практической медицины".
Цель проекта: исследовать эффективность применения деловых игр как метода активного обучения в рамках курса "Основы практической медицины" и разработать методические рекомендации для их внедрения в образовательный процесс.
Задачи проекта:
- Изучить теоретические основы и педагогические подходы к использованию деловых игр в образовательной практике.
- Проанализировать существующий опыт применения деловых игр в медицинском образовании.
- Разработать сценарии деловых игр, соответствующие тематике курса "Основы практической медицины".
- Подготовить рекомендации для преподавателей по использованию деловых игр в обучении.
Объект исследования: обучающий процесс в рамках курса "Основы практической медицины".
Предмет исследования: использование деловых игр как метода активного обучения для формирования профессиональных компетенций у студентов-медиков.
Гипотеза: Деловые игры являются эффективным методом активного обучения при изучении курса «Основы практической медицины», поскольку они способствуют развитию критического мышления, навыков принятия решений, командной работы, а также позволяют обучающимся эффективно применять теоретические и практические знания посредством моделирования подобных ситуаций, что повышает мотивацию и понимание.
Методы исследования: анализа литературы, сравнительный анализ, синтез, метод критического анализа
Практическая значимость: Учебная деловая игра представляет собой интерактивный метод обучения, который широко используется в настоящее время в педагогической практике при преподавании различных учебных дисциплин. Данный метод обучения имеет определённые преимущества, которые дают возможность сделать процесс обучения наиболее эффективным.
Рассмотрев значение учебных деловых игр можно отметить следующие преимущества:
- возможность преподавания определённой учебной дисциплины в достаточно сжатые сроки;
- повышает уровень профессиональной подготовки в процессе осуществления образовательной деятельности;
- концентрирует образовательный практический опыт принятия решений на основе полученных в ходе изучения дисциплины знаний;
- порождает интеллектуальную конкуренцию у обучающихся, что приводит к углублению процесса усвоения новых знаний;[3]
Таким образом, учебная деловая игра как специальный вид деятельности, который ориентирован на усвоение и применение конкретных правовых знаний, умений и навыков, является средством обучения, ключевой смысл и назначение которого - научить действовать. Она является достаточно эффективным методом обучения в рамках преподавания учебных дисциплин.
Продукт проекта: разработанные сценарии деловых игр и рекомендации для преподавателей по использованию деловых игр в обучении курса «Основы практической медицины».
Раздел 1. Обучение основам и педагогике
1.1 Анализ существующего опыта применения промышленного производства
Единой педагогической технологии обучения, характерной для подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных специалистов по любой профессии, нет и быть не может. Вместе с тем, можно выделить педагогические технологии, типичные для отдельных элементов процесса производственного обучения.
Описание разработки
Одним из новых для педагогики является понятие технологии. Разные авторы вкладывают в него разное содержание. Это говорит о том, что понятие еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.
В учебнике «Профессиональная педагогика» (под ред. Академика РАО С.Я.Батышева) предложены следующие определения термина технология:
- «Технология - это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии науки и школьной практики».
- «Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния».
- «Технология - это совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов».[1]
Необходимо заметить, что этот термин в педагогику пришел из сферы промышленности. И на сегодняшний день все созданные и используемые технологии разделяются на два вида:
- промышленные (технологии переработки природного сырья или получения из него продукта с заданными свойствами);
- социальные, где исходным и конечным результатом выступает человек.
Классическим примером может служить технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств.
Основное отличие выше обозначенных видов заключатся в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности следования процессов влекут за собой снижение результативности.
Педагог, проводя текущий контроль, выявляет учащихся, у которых возникают трудности с усвоением материала. Определив, у кого трудности, проводит дополнительную работу с отстающими для подтягивания их до общего уровня. Однако повторение проводится не для всех, а только для тех, кто недостаточно усвоил материал. Кроме того, повторяются не все темы раздела, а только те, которые недостаточно усвоены учащимися. На данном примере мы видим, что социальные технологии (к которым относятся и педагогические технологии) более сложны по организации и проведению.
Единой педагогической технологии обучения, характерной для подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных специалистов по любой профессии, нет и быть не может.
Вместе с тем, можно выделить педагогические технологии, типичные для отдельных элементов процесса производственного обучения.[2]
Производственное обучение - это самостоятельная часть учебного процесса в профессиональном учебном заведении; для него характерны все общие закономерности обучения в целом.
Вместе с тем, процессу производственного обучения присущи некоторые особенности:
- Приоритетным является формирование профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных знаний. Это и обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту-профессионалу. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения. Важное значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.
- Основным средством производственного обучения учащихся является производительный труд учащихся.
- Тесная взаимосвязь теории и практики определяет необходимость координации изучения специальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория несколько опережала практику.
- Сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях (учебных мастерских, учебных лабораториях, на учебных установках и т.д.) и в условиях реального производства.
- Особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация.[3]
В последнее время в учебной практике профессионального обучения четко обозначились последователи традиционной педагогики и мастера, применяющие инновационные технологии. Известно, что педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, умеет, порой, в хорошо изученном увидеть новое и по достоинству оценить. Сейчас коротко остановимся на педагогических технологиях, элементы которых используют мастера производственного обучения нашего учебного заведения.
Анализ закономерностей позволяет разделить педагогические технологии на две группы (по целям образования):
- Традиционная технология - подготовка специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего достаточным запасом информации, умений, навыков.
- Личностно-ориентированные технологии - подготовка специалиста, обладающего запасом знаний, умеющего применять их на практике (в т. ч. и в нестандартных ситуациях), способного самостоятельно пополнять знания, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. К личностно-ориентированным технологиям можно отнести:
- технология применения письменного инструктирования;
- проектный метод;
- технология модульного обучения;
- технология тренажерного обучения.
1.2 Преимущества деловых игр в медицинском образовании
Преимущества деловых игр в медицинском образовании в последние годы деловые игры в медицинском образовании активно внедряются в последние годы, поддерживая формирование профессиональных компетенций и коммуникативных навыков у студентов. Они способствуют повышению уровня знаний, раскрытию творческого потенциала и дополнению традиционных методов обучения. Методики проведения таких игр включают ситуационные задачи и ролевые игры, что помогает учащимся лучше усваивать материал и применять его на практике.[3]
Примеры применения в медицинском обучении:
Моделирование хороших ситуаций - студенты, играющие роль врача, могут практиковать эффективное общение с пациентами, обучаясь, как правильно объяснять диагноз, назначать лечение и выслушивать пациента. Они учат методы активного слушания, сочувствия, а также навыки общения с пациентом.
Исполняя роль медицинской сестры, студенты могут заранее разрабатывать вопросы для оценки состояния пациента и готовиться к взаимодействию с ним, что улучшает их практические навыки и уверенность в реальных ситуациях.
Решение кейс-заданий - помогает углубить понимание конкретных медицинских случаев и развивает аналитические навыки. Кроме того, тренировка командной работы критически важна в медицине, так как она способствует координации между различными специалистами, улучшает услуги по уходу за пациентами и помогает эффективно решать сложные медицинские задачи.
Тренировка навыков командной работы — в медицинской практике критически важно умение работать в команде, поскольку оно обеспечивает координацию между различными специалистами, улучшает качество ухода за пациентами и способствует более эффективному решению сложных медицинских задач. Врачи, медсестры и другие медицинские работники должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом для достижения наилучших результатов лечения.
Развитие критического мышления и способностей к быстрому освоению - деловые игры позволяют студентам в условиях, когда они должны принимать решения в нестандартных условиях, что способствует развитию аналитического мышления и новых навыков быстрой адаптации к условиям
Совершенствование навыков общения - деловые игровые ситуации, в которых учащиеся должны общаться с коллегами, пациентами и другими участниками, что помогает развивать навыки межличностного общения, умение слушать и вести разговор по телефону.
Практическое закрепление знаний, которое помогает лучше подготовиться - посредством моделирования ситуации учащиеся могут применить на практике теоретические знания, которые уточняют материал понимания и помогают лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Повышение уровня понимания студентов - игры могут быть построены так, чтобы они отражали реальные ситуации, требующие от студентов решений активного поиска, что обеспечивает более глубокое обеспечение информации и повышение уверенности в своих возможностях.
Развитие навыков командной работы - медицинская практика требует эффективной работы в коллективе. Деловые игры позволяют студентам развивать навыки работы в команде, координировать действия и принимать современные решения.
Обучение принятию решений в условиях неопределенности - в медицинской практике часто встречаются ситуации, когда необходимо быстро принимать решения, когда информация ограничена.
Деловые игры дают возможность тренировать принятие решений в условиях стресса и неопределенности.
Оценка и обратная связь - в рамках деловых игр участники получают немедленную обратную связь от преподавателя или коллеги, что позволяет быстро скорректировать свои действия и повысить эффективность обучения
Таким образом, деловые игры вносят наибольший вклад в медицинское образование, которое помогает обучающимся не только усваивать знания, но и развивать профессиональные навыки, необходимые для успешной карьеры в медицине.
Раздел 2. Применение деловых игр, в рамках курса «Основы практической медицины»
2.1. Оценка влияния деловых игр на уровень знаний и практические навыки обучающихся.
Познавательный мотив представляет собой основу познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей.
Организаторскую деятельность педагога, по мнению В.А.Сластенина, [7] можно рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Благодаря этой деятельности обучающиеся включаются в различные виды деятельности.
Мы предлагаем в качестве одного из способов организации познавательной деятельности студентов использование в учебном процессе деловой игры.
Перед учебным образовательным учреждением стоит задача организации такого обучения, которое обеспечивает естественный перевод студента с одного ведущего типа деятельности (учебной) на другой (профессиональной) с соответствующей трансформацией предмета, мотивов, целей, средств, способов и результатов деятельности.
Деловая игра сохраняет основные преимущества «абстрактного способа» обучения (понятийный характер знаний, сжатый масштаб времени овладения профессией и др.) и в то же время свободна от наиболее серьезных его недостатков, поскольку разрешает противоречия между учебной и будущей профессиональной деятельностью.
В числе игровых форм обучения наибольшее признание и распространение получили такие формы, как анализ конкретных производственных ситуаций или ситуационных задач, разыгрывание ролей, деловые игры, инцидент, анализ входящей почты и др. Их общим характерным признаком является то, что учебные цели достигаются в совместной деятельности участников, организуемой преподавателем как диалогическое общение.
Психологически очень важно и то, что побуждение к активности исходит либо от ситуации, либо от партнера по игре, но не от преподавателя, который в хорошо сделанной игре не вмешивается в ее ход, он выполняет лишь роль арбитра.
Отличие деловой учебной игры от традиционных методов обучения, ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.
Основываясь на опыте применения элементов деловой игры в учебном процессе, мы выделили ряд педагогических условий, которые, на наш взгляд, позволяют использовать деловую игру как средство организации познавательной деятельности:
- усложнение учебно-познавательной деятельности студентов, максимальное приближение содержания обучения к новейшим производственным разработкам;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности;
- установление субъект - субъектных отношений в совместной деятельности преподавателя и студента
Изменение структуры происходит в связи с усложнением деятельности, связи между компонентами упорядочиваются, меняется их взаимное расположение, в связь включаются новые их свойства, развиваются специфические связи между группами компонентов и т.д. Процесс осуществляется на новом витке спирали. Наблюдается уже заинтересованность студентов в самом процессе познания, их привлекают новые знания о предмете, они активно ищут, выбирают необходимые способы деятельности, которые соответствуют цели и содержанию деятельности.
Таким образом, репродуктивный характер деятельности переходит на творческий уровень.
Следующее важное педагогическое условие организации познавательной деятельности – это развитие интереса. Задача преподавателя состоит не только в поддержании, но и развитии интереса. Результаты практической работы наглядно показали, что в ходе участия в деловой игре интерес к изучаемому предмету значительно возрос, что дало возможность более эффективно организовать познавательную деятельность.
Следующее условие – установление субъект – субъектных отношений в совместной деятельности преподавателя и студента.
Слияние деятельности преподавателя и студентов, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса.[5]
При таком характере отношений создается благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии, каждый студент переживает ситуацию успеха, т.е. имеет возможность проявить себя, достичь уровня знаний и умений, адекватных уровню притязаний личности.
Выделенные нами педагогические условия в полной мере способствуют осуществлению главных функций деловой игры, как метода активного обучения, обучающей, мотивирующей, воспитывающей.
Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Результаты работы являются свидетельством того, что возможности деловой игры как средства организации познавательной деятельности студентов далеко не исчерпаны. Дальнейшая разработка может идти по пути теоретического и технологического исследования проблемы.
Подчеркивая достоинства этого метода, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Успех в решении задачи организации познавательной деятельности студентов заключается оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.[6]
Использование деловых игр как метода активного обучения делает процесс обучения более интерактивным и эффективным, что подтверждается успешным внедрением таких игр в образовательные программы (согласно исследованию о внедрении деловых игр в программы обучения) и их положительным воздействием на понимание и применение медицинских знаний.
Таким образом, деловые игры на курсе "Основы практической медицины" могут существенно повысить уровень знаний и улучшить практические навыки обучающихся, подготовив их к реальным медицинским вызовам.
2.2. Рекомендации для преподавателей по использованию деловых игр в обучении курса "Основы практической медицины"
Деловые игры являются эффективным инструментом обучения, позволяющим учащимся на практике осваивать основные понятия и навыки, связанные с медициной, в интерактивной и увлекательной форме.
Примеры деловых игр
- "Скорая помощь": Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает определенные медицинские случаи, требующие оказания первой помощи (например, остановка сердца, ожог, перелом). Игроки должны правильно оценить ситуацию и выбрать необходимые действия.
- "Режим работы больницы": Обучающиеся в группе обсуждают и решают, как эффективно распределить ресурсы (врачи, оборудование, медикаменты) в условиях большого наплыва пациентов. Игра помогает понять, как организовать работу медицинского учреждения в условиях нехватки ресурсов.
- "Этика в медицине": Подростки сталкиваются с различными этическими дилеммами, например, вопросами медицинской тайны или принятия решений о жизни и смерти. Они должны обсудить различные подходы и выбрать наилучшее решение.
- "Травматология": В этой игре учащиеся работают с моделями ранений (например, переломы, травмы головы, ожоги). Они учат базовые навыки оказания первой помощи и диагностики.
Советы для преподавателей
- Гибкость в подходе: Не стоит придерживаться строгих схем. Позвольте ученикам проявлять инициативу и находить творческие решения в ситуациях.
- Интеграция с теорией: После каждой игры обязательно проводите теоретическое занятие, чтобы обсудить те вопросы, которые были затронуты в игре, и углубить знания.
- Использование технологий: Использование симуляторов, виртуальных игр и приложений, например, для тренировок по оказанию первой помощи, может значительно улучшить восприятие материала.
- Оценка работы: Применяйте гибкие методы оценки, например, наблюдение за действиями в игре, обратная связь от участников и самих учащихся, анализ групповой работы.
- Оценка участников: Составьте критерии для оценки работы группы в деловой игре: насколько эффективно была распределена роль, как быстро и правильно принимались решения, насколько активно участники взаимодействовали друг с другом.
- Обратная связь: Важно после игры дать возможность каждому студенту выразить свое мнение, что им удалось, а что можно было бы улучшить. Это поможет в дальнейшем развивать навыки и корректировать подход к обучению.
Деловые игры являются мощным инструментом для обучения основам практической медицины. Они способствуют развитию важнейших профессиональных навыков, таких как принятие решений, командная работа и эффективное применение теоретических знаний.
Учитывая возрастные особенности учащихся, преподаватель может создать увлекательный и полезный опыт, который сделает изучение медицины доступным и интересным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деловые игры оказывают значительное влияние на уровень знаний и практические навыки обучающихся курса "Основы практической медицины". Они способствуют активному усвоению теоретического материала и развитию ключевых навыков, таких как принятие решений в условиях неопределенности, работа в команде и коммуникация с пациентами.
В ходе игры студенты могут моделировать реальные ситуации, что помогает им лучше понять и освоить практические аспекты медицины. Такой подход повышает мотивацию к обучению, улучшает способность к анализу и критическому мышлению, а также способствует развитию профессиональных компетенций, необходимых для работы в медицинской сфере.
Значит, гипотеза о том, что деловые игры являются эффективным методом активного обучения при изучении курса «Основы практической медицины» подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Под редакцией академиков РАО С.Я.Батышева и А.М.Новикова. Профессиональная педагогика. Издание третье, переработанное. - М, . 2010
- Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения Текст. // Современная высшая школа. 1982. – №3(39). – С. 129-141.
- Жуков, Р.Ф. Методика разработки и оформления деловых игр Текст./ Р.Ф.Жуков. - Л., 2011.- 112 с.
- Зуева Е.Н. Деловые игры в процессе обучения // Секретарское дело. 2004, №1. – С. 59–61.
- Митина А.С. Рефлексивно-игровая технология обучения.// Высшее образование в России, 2003, №4, с. 86.
- Кушнарева О.П. Деловая игра – как способ организации познавательной деятельности студентов. Статья. Оренбургский государственный университет г Оренбург, 2007.
- Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001.
- https://human.snauka.ru/2019/10/26294 https://multiurok.ru/index.php/samosa/files