Роль учителя-наставника в педагогической практике «Первые дни ребёнка в школе»

Разделы: Профессия — педагог


Производственная практика «Первые дни ребенка в школе» имеет для будущего учителя начальных классах большое значение. Она позволяет понять, с каким уровнем готовности к обучению приходит ребенок в школу. Этот уровень и будет определять процесс адаптации ребенка к обучению в школе, его успехи в учебной деятельности и умение сотрудничать со сверстниками и учителем.

Объектом исследования во время практики «Первые дни ребенка в школе» является выявление готовности детей к обучению в школе.

Предмет исследования: уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Цель: подготовка к освоению одного из основных видов профессиональной деятельности (далее ВПД) учителя начальных классов – классное руководство; развитие общих и профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов, формирование профессионально-педагогических умений диагностики состояния готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Формирование практического опыта в процессе:

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
  • определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
  • планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики.

2. Закрепление умений оформлять отчетную документацию по практике; представлять собственный практический опыт по итогам практики.

Учебная практика «Первые дни ребёнка в школе» на базе ОУ призвана обеспечить единство теоретической и практической подготовки студента, как будущего специалиста начального образования.

Проведение практики «Первые дни ребёнка в школе» необходимо для будущего педагога начального звена. Эта практика организуется для того, чтобы студенты 4 курса успели подготовиться методически и морально, потому что уже через год они, возможно, возьмут свой 1 класс.

Этот вид практики проводится на протяжении двух недель, с 1 по 14 сентября.

1. В течение практики (ежедневно) студент ведет дневник, где подробно отражает и анализирует результаты проведенной им работы. В нем не только констатируются наблюдаемые факты школьной действительности, но и отражается анализ.

2. Студентам предстоит ознакомиться с диагностическими методиками выявления уровня готовности ребенка к школе, их апробировать и составить психолого-педагогическую характеристику, отражающую уровень социальной, психологической, анатомо-физиологической готовности ребенка к обучению в школе.

Практический опыт ведущих психологов показывает, что далеко не все дети, даже поступающие в школу в семилетнем возрасте, владеют необходимым комплексом предпосылок для успешного вхождения в учебную деятельность и коллектив сверстников.

В ходе педагогической практики учебно-исследовательская работа студентов направлена на выявление степени готовности детей, в частности, конкретного, произвольно выбранного первоклассника, к обучению в школе. Каждый студент выбирает одного первоклассника и ежедневно наблюдает за ним в разных видах деятельности, беседует с ним, анализирует продукты его деятельности (тетради, рисунки и т.п.), беседует с учителем и обрабатывает результат педагогической диагностики, по итогам чего составляется характеристика учащегося 1 класса.

В ходе практики студенты принимают участие в различных видах деятельности:

  • подготовке школы к встрече первоклассников и проведении Дня знаний;
    1 сентября – День знаний. (https://m.youtube.com/watch?v=wAPUvNTzVoQ)
  • изучают уровень знаний, умений, навыков и представлений у первоклассников;
  • подготовке учебных занятий (изготовлении наглядных пособий, раздаточного материала, подписывании тетрадей и прописей и др.);
  • индивидуальной работе с родителями;
  • проведение внеклассных мероприятий.

При прохождении производственной педагогической практики «Первые дни ребёнка в школе» студенты общаются с детьми, сопровождают их по школе, проводят подвижные игры на переменах и динамически паузы на уроках, выбрав себе объект для исследования – проводят диагностики, которые позволяют обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности; выявить индивидуальные различия между детьми.

  1. Методика "Лесенка" (Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей
  2. Рисуночный тест «Красивый рисунок» (Л.А.Венгер, Г.А.Цукерман). Рисуночные тесты отражают не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания.
  3. Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

– все выше перечисленное - активная сторона данной практики.

Другая сторона – наблюдение за проводимыми первыми учебными занятиями (обучение грамоте, письмо, математика) и последующий анализ уроков с учителем.

В процессе практики студентами проводятся анализы всех учебных занятий по критериям: педагогическая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся.

Анализ помогает сформировать в сознании у студентов собственные представления об идеальном уроке. Ведь ответственный студент возьмёт всё лучшее в демонстрируемом уроке, добавит то, что улучшит его с методической и творческой стороны, и создаст своё произведение.

Благодаря наблюдению за работой учителя студенты узнают, как работать над общеучебными умениями, осознают, насколько необходима постоянная и систематическая самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально- значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая активность, добросовестность.

Один из базовых принципов педагогики «делай как я» работает не только с детьми, но и со студентами. А наставник педагогической практики сможет провести своего подопечного «над пропастью» профессиональных трудностей, обратит его внимание на самые сложные моменты профессиональной деятельности и поможет их преодолеть.

По окончании производственной педагогической практики «Первые дни ребенка в школе» составляется отчет, в котором дается характеристика школы, кабинета - с точки зрения его комфортности и функциональности для обучения первоклассников и в целом, оптимизации процесса адаптации в частности.

Студенты описывают виды деятельности в период прохождения практики; какие из них особенно понравились, какие удались лучше других; с какими трудностями пришлось столкнуться, удалось ли их преодолеть;

После завершения практики студентка 3 курса БПК Полина Кадилашева поделилась своими впечатлениями, сделав вывод о значимости данного вида практики для дальнейшего обучения и самостоятельной профессиональной деятельности;

«Во время прохождения практики мы познакомились со всеми особенностями учебно-воспитательного процесса для первоклассников, а также с новыми видами деятельности в 1 классе. Мы анализировали занятия, проводили наблюдения за выбранным ребёнком, увидели, как учитель организовывает ребят в первые две недели учёбы. Глядя на первые уроки, стало понятно, как сложно вводить детей в учебную деятельность. Наблюдали, как учитель формирует навыки учебной работы: учит правильно держать ручку, поддерживать порядок на рабочем столе, следить за своей осанкой на протяжении всех уроков. Так же на данной практике мне удалось поучаствовать в Международном фестивале «День Ученика».

https://m.youtube.com/watch?v=a1BSACq1XB4

Написание сценария, проведение и съёмка данного мероприятия дали мне огромный опыт в будущей моей карьере учителя. Благодаря практике я открыла для себя много нового и поняла, как лучше строить работу с детьми в адаптационный период. Я ближе познакомилась с опытом работы школьных учителей. После окончания Братского педагогического колледжа я планирую связать свою жизнь с работой в школе».

Видеоотчёт https://m.youtube.com/watch?v=Dh8qk050Xts

Подмечу, что, не будь этой практики, у студента не сложилось бы впечатление о такой непростой работе с первоклассниками в период адаптации. А благодаря производственной педагогической практике «Первые дни ребёнка в школе», у будущего учителя в памяти останется один из образцов работы с детьми, переступившими впервые порог школы.

Литература

  1. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993.
  2. А.Ф, Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.
  3. Готовность к школе / М., 1985.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2000.
  5. Коломинский П.Я. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
  6. Психолого-педагогическая готовность к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Владос, 2001.
  7. Первые дни ребенка в школе / План программы практики и методические рекомендации к ней. С.-Пб., Изд-во РГПУ, 2005.