Советы родителям. Если ребёнок гиперактивен

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: гиперактивный ребёнок


Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность детей, когда возбуждение преобладает над торможением.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, педагоги. Именно учителя начальных классов чаще всего обнаруживают многочисленные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности первоклассника и, обеспокоенные этим, вызывают родителей на откровенные разговоры, предлагая показать ребенка психологу. К сожалению, не все родители понимают серьезность положения и не всегда идут на контакт, а то и вовсе воспринимают обеспокоенность учителя в штыки. А ведь в дальнейшем неустойчивость и агрессивность ребенка приводят к конфликтам не только в школе, но и в семье. И если такому ребенку не оказать своевременную помощь, то в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.

Основными симптомами гиперактивных детей являются:

  • Сидя на стуле, ребенок извивается, корчится, не может сидеть спокойно, когда от него этого требуют;
  • С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных других ситуациях в коллективе (на занятиях и праздниках, во время экскурсии);
  • На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр, ни одно дело не доводит до конца;
  • Много болтает, спокойно и тихо играть не может, легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры, часто мешая им;
  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает и не слышит обращенную к нему речь;
  • Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;
  • Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • чрезмерная двигательная активность,
  • чрезмерная импульсивность,
  • чрезмерная отвлекаемость и невнимательность.

К сожалению, чаще всего именно семья является причиной возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка. Впрочем, свой негативный вклад могут привнести также болезнь, травма или их последствия.

При воспитании гиперактивного ребенка избегайте двух крайностей:

  • С одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  • Постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказанием.

Советы родителям.

  • Сдерживайте свои бурные эмоции, особенно если огорчены или недовольны поведением ребенка.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.
  • Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати». Попробуйте переключить внимание малыша и, если получится, сделайте это легко, с юмором.
  • Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и никогда не унижайте его.
  • Определите для ребенка круг его обязанностей, а их выполнение держите под постоянным наблюдением и контролем твердо, но не жестко.
  • Чаще отмечайте его усилия и хвалите ребенка, даже если результаты далеки от совершенства.

Наберитесь терпения: к подростковому возрасту, а иногда и раньше, гиперактивность проходит. Но очень важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Любите вашего гиперактивного ребенка, помогайте ему быть успешным, преодолевая вместе с ним школьные трудности.