Использование ребусов в учебной деятельности на уроке по предмету «ОРКСЭ»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, ОРКСЭ, Мастер-класс, Использование ребусов в учебной деятельности

Класс: 4

Ключевые слова: ребусы


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать».
Л.Н.Толстой

Что такое ребус? Слово «ребус» (rebus) пришло из латинского языка. Французы сократили латинскую пословицу «Non Verbis Sed Rebus», которая переводится как «Не словами, а при помощи вещей», оставив из неё только слово «res» – «вещь». Впервые ребусы появились в 15 веке во Франции. Это были загадки в рисунках. Первый сборник ребусов составил француз Этьенн Табуро в 1582 году. Французам очень понравилось разгадывать выражения, зашифрованные в рисованных картинках. Постепенно ребусы становились очень популярными. В XVI веке они покинули пределы Франции и начали распространяться по Италии, Англии, Германии.

В России ребусы появились на страницах популярного журнала «Иллюстрация» в 1845 году. В 1881 году в России стал выходить журнал «Ребус». Постепенно разгадыванием ребусов увлеклись люди разных возрастов.

Ребус – это загадка, в которой разгадываемое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, знаков, символов, иллюстраций.

Ребус – это занимательная головоломка, шифровка. Разгадать ребус – расшифровать слово, словосочетание или целую фразу.

Как строится ребус? Слово или предложение в ребусе делится на части, которые изображают в виде рисунка или символа. Читают ребус всегда слева направо, реже сверху вниз. Пробелы и знаки препинания не читают. То, что в ребусе нарисовано на картинках, читается в именительном падеже, обычно в единственном числе, но бывают исключения.

Правила решения ребусов. Работа с ребусами на уроке по предмету «ОРКСЭ» обучающимся очень нравится. Ввожу данный вид работы на первых уроках по модулю «Основы религиозных культур народов России», разъясняю правила составления, правила разгадывания ребусов. К концу учебного года собирается внушительная коллекция ребусов учеников 4 классов. В Приложении 1 «Правила решения ребусов» в сводной таблице приведены ребусы, составленные учениками 4 классов МАОУ ОЦ «Горностай».

(См. Приложение 1 «Правила решения ребусов»).

Методика использования ребусов в учебной деятельности. Работу с ребусами можно использовать в образовательном процессе на всех этапах урока.

  • Использование ребусов при введении новой темы.
  • Работа с ребусами на этапе на этапе актуализации знаний.
  • Работа с ребусами на этапе объяснении нового материала.
  • Работа с ребусами на этапе повторении изученного материала.
  • Работа с ребусами на этапе закрепления изученного материала.
  • Работа с ребусами для проведения рефлексии.

Эффективное использование применения ребусов в учебной деятельности

Введение ребусов в занятия:

  • Включение ребусов в занятие как разминку для ума или как упражнение для снятия усталости.
  • Использование ребусов при изучении новой темы.

Игровые задания с ребусами:

  • «Кто разгадает быстрее?» – предлагаются ребусы, ученики соревнуются, кто быстрее назовёт слово.
  • «Придумай свой ребус» – обучающимся предлагается создать свой собственный ребус и объяснить его.
  • «Составь предложение» – ученик разгадывает ребус, составляет с ним предложение.
  • «Ребус-эстафета» – обучающиеся по очереди разгадывают ребусы и передают эстафету друг другу.
  • «Найди лишний ребус» – среди набора ребусов нужно найти тот, который не относится к заданной теме.
  • «Объясни слово» – ученик разгадывает ребус, даёт объяснение значения слова.

Закрепление материала:

  • Использование ребусов в качестве итогового задания по теме.
  • Домашнее задание – вместе с родителями составить ребусы на заданную тему для решения ребусов на уроке.
  • Домашнее задание – совместное разгадывание ребусов с родителями.
  • Создание альбома с ребусами – обучающиеся могут решать ребусы в свободное время.

Данный метод эффективен при работе в парах, в группах, в индивидуальной работе с учащимися. В процессе решения ребусов обучающиеся могут оценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, учитель может оценить работу каждого ученика.

Ребусы можно использовать для текущего контроля и итогового контроля вместе с другими классическими педагогическими методами (сообщение, тестирование и т. д.)

Целенаправленная работа по решению ребусов помогает добиться у обучающихся положительных образовательных результатов: формируются навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы, развивается творческая активность, формируются навыки поисковой деятельности, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, происходит развитие психических процессов, развивается интуиция. Решение ребусов учит детей мыслить нестандартно, учит понимать графическое изображение, тренируют зрительную память и правописание, совершенствует навыки чтения.

Включение ребусов в урок делает учебный процесс интенсивным, насыщенным, создаёт у учащихся рабочий настрой, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, формируется учебная мотивация, происходит активизация мыслительных процессов, повышается желание детей учиться. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решаются умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету ОРКСЭ, доставляют радость от познания нового.

В Приложении 2 «Интеллектуальная игра «Знатоки религий мира» привожу пример урока с использованием ребусов. (См. Приложение 2 «Интеллектуальная игра «Знатоки религий мира»).