Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 гг.

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 9

Ключевые слова: Русско-японская война 1904–1905 гг.


Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Рассмотреть внешнюю политику Николая II, определить основные направления. Познакомить учащихся с событиями русско-японской войны и определить причины поражения русской армии. Определить значение и влияние данной войны на дальнейшее развитие русской истории. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к героическим событиям в истории Родины.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить и рассказать о причинах русско-японской войны и ходе боевых действий.
  • Формирование представлений о факторах, влияющих на поражение русской армии.

Развивающие:

  • Формирование умения находить и выделять необходимую информацию из различных источников: через работу с текстом учебника, иллюстрациями, видеофрагмент;
  • Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, делать выводы через ответы на вопросы учителя, работу с текстом учебника.
  • Развивать навыки работы с текстом учебника и дополнительным материалом.Умение анализировать материал.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к своей Родине, к истории своей страны – патриотическое воспитание.
  • Воспитывать нравственные чувства, чувство героизма на примере исторических событий.

Основные понятия: Порт-Артур, Портсмутский мир, Маньчжурия, Агрессия.

Оборудование: учебник, карта «Русско-японская война», атласы, презентация, видеофрагмент фильма «Российская империя» Л. Парфёнова, исторический документ «Мирный договор между Россией и Японией».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

3. Рефлексия

План:

  1. Направления внешней политики Росси.
  2. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.
  3. Ход военных действий. Оборона и падение Порт-Артура.
  4. Итоги и последствия Русско-японской войны.

Ход урока

Учитель: при Александре III России не воевала ни с одним государством мира. Николай II решил продолжить мирную политику своего отца. Он тоже не хотел ни с кем воевать, но не со всеми странами у России складывались хорошие отношения.

Задание 1: определите два направления внешней политики Николая II (стр. 82)

На слайде или на доске схема. (Слайд 1)

Сделаем вывод:

  1. В отношение западных стран - сохранение мирных отношений.
  2. Необходимость укрепления границ на Дальнем Востоке.

Задание 2: Какие цели преследовала русское правительство на Дальне Востоке? В чем заключались основные причины такого внимания?

Россия осваивала огромную территорию Сибири и Дальнего Востока. (работа с картой). Туда была проложена железная дорога. Там появились новые поселки и города, заводы и фабрики, добывались полезные ископаемые.

Определите: с какими государствами граничила территория Дальнего Востока? (Китай, Япония)

Учитель: территории Дальнего Востока граничила с Китаем. Поэтому Россия была заинтересована в дружеских отношениях с этой страной. Китай передал России один из своих полуостровов в аренду на 25 лет. Россия строила там 2 морских порта – Порт-Артур и Дальний. Здесь были построены крепости, находился военный гарнизон и русский флот. Кроме Китая рядом с Россией располагались еще два государства: Корея и Япония. В 1885 г. по японо‑китайскому соглашению Китай признал японские интересы и права в Корее практически равными своим (до того Корея официально считалась вассалом Китая). В итоге японо‑китайской войны 1894–1895 гг. по Симоносекскому договору Япония получила право владения островами Тайвань и Пэнхуледао и еще более укрепила свои экономические и политические позиции в Корее. Японию хотела господствовать в Северо-Восточном Китае и Корее. Этому мешало присутствие там России, ее военные базы. Поэтому Япония начала готовиться к войне с Россией.

Это стало причиной Русско-японской войны 1904-1905 годов.

Учитель: В январе 1903 г. Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С.Ю.Витте.

- Какой вывод сделал С.Ю.Витте? (работа с учебником стр.83)

Ответы: В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое экономическое освоение Дальнего Востока, особо подчеркивая нежелательность войны.

Учитель: В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии - зоной российских интересов. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, 27 января 1904 г. началась война.

Запись в тетради: 1904-1905 гг. русско-японская война. (составление таблицы)

Соотношение сил и цели сторон в войне. Слайд 2

И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.

- Насколько были готовы к войне Россия и Япония?

Ученик (сообщение): Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах на Дальнем Востоке. Население Японии было 42 миллиона, а у России на Дальнем востоке проживал 1 миллион. После мобилизации Японская армия вместе с резервистами насчитывала около 850 тыс. человек. Что было значительно больше 150 тыс русских войск на Дальнем востоке.

Обе армии перед войной закончили перевооружение новым стрелковым оружием. Россия получила винтовку Мосина, а Япония - винтовку "Тип-30". Японская винтовка была дальнобойнее, кучнее, легче и короче, что значительно облегчало её использование более низкорослыми японцами, была удобнее в эксплуатации, в частности в перезарядке, но уступала российской винтовке по надёжности. Активно модернизируемая англичанами японская армия имела некоторый технологический перевес перед русской, в частности, не имевшие к началу войны пулемётов в действующих войсках, уже к концу войны на каждую японскую дивизию приходилось по 14 пулемётов Гочкисса, а артиллерия освоила стрельбу с закрытых позиций ещё до начала войны.

Основные корабли японского Соединённого флота - включая 6 эскадренных броненосцев и 6 броненосных крейсеров - были построены в Великобритании, Франции (броненосный крейсер «Адзума») и Германия (броненосный крейсер «Якумо») в 1896–1901 годах. Эти корабли по ряду тактико-технических данных (скорость, дальность хода, коэффициент бронирования и т.д.) превосходили российские корабли. Даже мелинит, применявшийся в японских снарядах как взрывчатое вещество, по мощности взрыва примерно в 1,2 раза превосходил пироксилин, применявшийся в российских.

Учитывая значительный перевес в живой силе и технике на море и на суше, Япония верила в победу и в помощь и покровительство самых больших стран мира, если что-то пойдет не так.

Учитель: Внутри России обстановка тоже была не спокойной. В.К.Плеве сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»

Как вы понимаете слова Плева?

Задание: прочитать пункт учебника выписать в тетрадь основные события Русско-японской войны. (работа с материалом учебника)

Ход военных действий: слайд (3 таблица)

27 января 1904 г.

Атака порт-артурской эскадры японскими миноносцами причинила тяжелые повреждения двум русским броненосцам и одному крейсеру и тем обеспечила Японии превосходство на море. Гибель «Варяга». (п.3 Карта стр. 85)

Апрель 1904 г.

Японцы беспрепятственно высадились в Корее, форсировали р. Ялу и вступили в Манчжурию. (с п.4 работа картой стр.85)

Май 1904 г.

Японцы высадились на Квантунском полуострове и приступили к осаде Порт-Артура. (п.4 Карта стр. 85)

Август 1904 г.

Многодневное генеральное сражение под Ляояном, которое окончилось отступлением русской армии

Сентябрь - октябрь 1904 г.

Генерал Куропаткин сделал попытку перейти в наступление, но в кровавой битве на р. Шахэ русская армия была остановлена японцами, понеся большие потери. (п.5 Карта стр. 85)

Октябрь 1904 г.

Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра (под командованием адмирала Рождественско­го), направляясь на Дальний Восток. (п.4 Карта стр. 85)

Ноябрь - декабрь 1904 г.

Осажденный Порт-Артур геройски защищается. (п.3 Карта стр. 85)

2 декабря 1904 г.

Убит генерал Кондратенко, бывший душою обороны Порт-Артура

19 декабря 1904 г.

Командующий русскими войсками генерал Стессель сдал крепость японцам, вследствие чего японская осадная армия могла быть переброшена на Манчжурский фронт

Февраль 1905 г.

В многодневном бою под Мукденом русская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить на север

Май 1905 г.

Эскадра генерала Рождественского пришла в воды Желтого моря, направляясь во Владивосток, и в Цусимском проливе была уничтожена японским флотом.( п.5 стр.85)

Май 1905 г.

Президент США Т. Рузвельт предложил воюющим сторонам свое посредничество

Июль 1905 г.

Портсмутская конференция (работа с документом)
Просмотр видео « Почему Россия проиграла войну» (отрывок) https://ok.ru/video/4504806229409

23 августа 1905 г.

Портсмутский мирный договор.

Работа с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией». (Приложение к уроку)

Учитель:Гибель русского флота при Цусиме означала, что война проиграна. Великий князь Алексей Александрович (брат Александра III) заявлял: «Пка нам не нанесен решительный удар, нужно зондировать почву относительно условий мира». К тому же, в России уже шла революция. В конце мая 1905 года президент США Т.Рузвельт предложил воюющим сторонам встретиться в Америке для заключения мира. 28 июля в Портсмуте начались переговоры, а 23 августа был подписан Портсмутский мир.

Задание: прочитайте документ о ответьте на вопросы:

  • кто возглавлял русскую делегацию и подписывал мир?
  • запишите в тетради основные условия мира

Рефлексия

Задание:

  • проанализировав материал урока, составьте кластер «Причины поражения России в войне».
  • отдаленность театра боевых действий.
  • русская армия и флот оказались хуже подготовлены к современной войне.
  • ошибки командования.
  • США и Великобритания оказывали помощь Японии.
  • в России шла революция.

Вывод: русско-японская 1904-1905 гг. нанесла огромный удар международному престижу России, ослабила ее позиции на дальнем Востоке. С другой стороны, отказ от дальневосточной экспансии позволил царскому правительству сосредоточиться на решении европейских проблем.

Домашнее задание

  1. Прочитать п.29, вопросы стр. 88, составить таблицу «Русско-японская война».
  2. Подготовить сообщения «Подвиг русских моряков в русско-японской войне», «Оборона Порт-Артура».