Социально-патриотический проект "По дорогам памяти. Великая война и Великаяя Победа"

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.



Характеристика проекта

Тип проекта: учебно-познавательный творческо-исследовательский социально-значимый.

Предметные области: окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, история, география.

Формы работы – метод учебных проектов, игровые; словесные; наглядные; практические.

По срокам реализации: долгосрочный (4 года).

По содержанию: детское творчество, исследования детей.

По составу участников: детско-взрослый.

Методы исследования:

  • Изучение истории ВОВ на территории нашей страны;
  • Изучение литературы о военных действиях в нашем крае;
  • Работа с архивом краеведческого музея г. Владикавказ, республиканской и городской библиотек;
  • Сбор воспоминаний очевидцев войны детского возраста.

Характеристика источниковой базы:

  • литература, описывающая события военных лет, в нашем крае в том числе;
  • видеоролики, презентации по теме;
  • записи бесед воспоминаний детей войны:

Проблема: Кто не знает о тяготах войны, тот никогда не оценит в какое замечательное время он живёт.

Цель проекта:

  • создание условий, способствующих нравственно–патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России и его родителей;
  • воспитание в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной Войне.

Задачи проекта:

  • Расширять знания детей о ВОВ.
  • Способствовать формированию интереса к истории своей родины.
  • Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, любовь к родине, гордость за свою страну
  • Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • Обеспечение условий для развития у детей творческих способностей, развития стремления к самостоятельному получению знаний, умению синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
  • Создание условий повышения самооценки учащихся;
  • Развитие у детей способности к созданию определенного продукта, умения презентовать свой творческий труд;
  • Содействие развитию коммуникативных навыков, воспитанию уважительного и равноправного взаимодействия с партнерами;
  • Содействие развитию тесного взаимодействия школы, окружающего социума и семьи направленного на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка.

Программа работы над УПП (учебно-познавательным проектом)

«Помнить будем! Не забудем никогда!»

1 класс

  1. Рассказ учителя о событиях ВОВ. Просмотр презентации. (Дать общие элементарные понятия событий 1941 года с учетом очень ранимой психики малышей)
  2. Просмотр мультфильма «Мой папа ушел на войну». Обсуждение
  3. Выставка , рассмотрение и чтение детских книжек о войне.
  4. Выставка рисунков учащихся по теме проекта.
  5. Изготовление военной техники из различных материалов на уроках технологии.
  6. Конкурс чтецов «Мы помним о войне».
  7. Разучивание песни «Катюша», знакомство с историей создания песни.
  8. «Блокадный хлеб» кл. час. Акция «Раздай Блокадный хлеб»
  9. Встреча с Ветераном ВОВ. Подарки.
  10. Сбор материала для «Книги памяти» о родственниках-участниках ВОВ .
  11. Создание в классе «Уголка воинской славы»
  12. Участие во Всероссийской акции «Платок памяти»
  13. Выступление на школьном Конкурсе строя и песни.
  14. Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
  15. Открытое музыкально-театрализованное представление «Не забыть нам этой даты!»
  16. Возложение цветов к монументу Воинской Славы
  17. Организация в классе уголка Воинской Славы
  18. Акция «Военный чемоданчик»
  19. Шествие в Бессмертном полку

2 класс

  1. Посмотреть мультфильм «Воспоминание. Детям войны посвящается» (студия Союзмультфильм, автор сценария В.Данилов, 1986 год) и обсудить.
  2. Цикл бесед «Что мы знаем о войне?»
  3. Сбор произведений художественной литературы о войне, чтение и обсуждение.
  4. Чтение стихотворений: В.Турова «Нужен мир», «Я фильм смотрела о войне», В.Заворуевой «Дети рисуют мир» и др.
  5. Конкурс на лучшее чтение стихотворения о войне.
  6. Рассматривание фотографий и иллюстраций о войне. Обсуждение.
  7. «Я расскажу вам о войне». Встреча с ветераном ВОВ (дедушкой ученика)
  8. Акция «Подарки Ветерану». (Выступление перед Ветеранами ВОВ и вручение подарков)
  9. Акция «Подарок солдату» (Посещение военного госпиталя с выступлением ребят и подарками.
  10. Прослушивание музыкальных произведений, посвященных ВОВ.
  11. Подвижные игры на уроках физкультуры («Кто быстрее – тот командир?»; «Снайперы», «Связисты», «Артиллеристы»…)
  12. Конкурс семейного рисунка «Не забыть нам этой даты».
  13. Выступление на школьном Конкурсе строя и песни.
  14. Участие в Конкурсе инсценированной песни военных лет.
  15. Музыкально-литературная композиция «Расскажем, дети, о войне...»
  16. Экскурсия на Аллею Славы с возложением цветов. Минута молчании .
  17. Шествие в Бессмертном полку.
  18. Оформление материалов проекта в папку «Великая Отечественная война и Великая Победа".
  19. Научно-исследовательские работы о ВОВ.

3 класс

  1. Обновление воспоминаний о подвиге русского народа в годы ВОВ посредством наглядно-информационных стендов, презентаций.
  2. Просмотр видеороликов о войне. Обсуждение и обмен мнениями.
  3. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» К.Юон; «Победа» П.Кривоногов; «Отдых после боя» Ю.Непринцева; «Возвращение домой» В.Костецкого и др. (презентация).
  4. Сбор материала о родственниках – участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» для оформления тематических папок.
  5. Участие в оформлении школьного передвижного музея «Спасибо деду за Победу!»
  6. Чтение писем военных лет из семейных архивов «Жди меня…» с участием родителей, бабушек и дедушек учеников класса.
  7. Прослушивание музыкальных произведений на военную тему, разучивание песен «День Победы», «Прощание Славянки».
  8. Разучивание стихотворений на военную тему. Чтение художественной литературы, разговор с детьми о войне.
  9. Исследовательские работы и отчеты перед классом по темам:
    • «Города-герои» (кровопролитные главные битвы и сражения);
    • «Битвы за Кавказ»;
    • «Великие сражения ВОВ»;
    • «Их именами названы улицы»
  10. Посещение музея Краеведения.
  11. Шествие в Бессмертном полку.
  12. Музыкально-литературная композиция «Тот грозный 41-й».
  13. Выступление перед ветеранами ВОВ.
  14. Экскурсии к Братским могилам на территории г. Владикавказ с возложением цветов. Минута молчания.
  15. Научно-исследовательские работы о ВОВ.

4 класс

  1. Обновление воспоминаний о подвиге русского народа в годы ВОВ посредством чтения документальной хроники, наглядно-информационных стендов, презентаций, просмотра видеороликов.
  2. Сбор материала о родственниках – участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» для оформления тематических папок.
  3. Анкетирование учащихся 3-4 классов школы «Что я знаю о ВОВ»
  4. Обработка информации. Обсуждение результатов анкетирования.
  5. Открытые классные часы для учащихся начальной школы с целью расширять знания детей о ВОВ, способствовать формированию интереса к истории своей родины, формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, любовь к родине, гордость за свою страну и т.д.
  6. Работа в группах. Исследовательские работы по темам:
    • «Дети войны»;
      «О героях войны: пионеры-герои»;
    • «Герои-комсомольцы»;
    • «Герои-земляки»;
    • «Памятники ВОВ на территории РСО»;
    • «Семьи, потерявшие в ВОВ 4-9 сыновей»
  7. Посещение и поздравление ветеранов.
  8. Оформление индивидуальных папок «Спасибо деду за Победу!»
  9. Посещение новых Мемориалов Вечной Славы (Барбашово поле, «Скорбящая мать братьев Газдановых»…)
  10. Посещение Музея Славы, братской могилы 25 морских пехотинцев в с. Майрамадаг.
  11. Шествие в Бессмертном полку. Письмо изложений о подвигах детей в годы ВОВ.
  12. Научно-исследовательские работы о ВОВ.
  13. Инсценирование песни «Землянка»; постановка танца «Синий платочек». Выступление перед ветеранами ВОВ, солдатами военного госпиталя.

Данный проект – авторская разработка.

  1. Решает цель и задачи нравственно-патриотической направленности с учётом интеграции образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
  2. Проектирование и реализация проекта, повышает уровень самообразования педагогов в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
  3. Использование краеведческого компонента прививает любовь к родному краю, уважение к землякам.
  4. Подбор и адаптация наглядно-дидактического материала в соответствии с возрастом детей, способствует формированию начальных представлений о ВОВ.
  5. Ознакомление с героическим подвигом советского народа протекает на фоне интеграции творческой познавательной, продуктивной, коммуникативной, игровой видов деятельности.
  6. Активное, позитивное и продуктивное взаимодействие всех участников усиливает воспитательное воздействие на детей.

Планируемые результаты в ходе реализации проекта:

Учащиеся:

  • Имеют начальные представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы;
  • Могут объяснить смысл слов Великая Отечественная война, герой, ветеран, труженик тыла, День Победы;
  • С интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ, рассматривают репродукции картин и высказывают своё отношение;
  • Читают наизусть стихи о войне и победе;
  • Понимают смысл пословиц и поговорок о мире, дружбе, войне;
  • С увлечением слушают рассказы, приглашённых гостей о помощи фронту в годы ВОВ;
  • Владеют элементарной информацией о родственниках, отдавших воинский долг Родине в годы.
  • Уважительно относятся к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
  • ВОВ;
  • Испытывают желание продолжать знакомство с героическими событиями ВОВ;
  • Владеют элементарными коммуникативными навыками в групповой парной фронтальной совместной работе.