Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык»

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, оценка учебных достижений


1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ

Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций: информационную, образовательную, воспитательную, мотивационно-стимулирующую, ориентирующую и др. Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.

Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и в конечном счете повышению его качества. Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.

Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). В документе указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна:

  • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
  • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов);
  • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся.

Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения Российской Федерации, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНИВАНИЯ

Предметные результаты дисциплины «Иностранный язык» в основной школе представляют собой речевые/коммуникативные умения и языковые навыки, необходимые обучающимся для продолжения образования на уровне среднего общего образования, в системе среднего профессионального образования или для дальнейшего самообразования в области иностранного языка. Они ориентированы на применение знаний, умений и навыков как в учебных ситуациях, так и в элементарных реальных жизненных условиях. Достижение данной группы результатов свидетельствует о владении школьниками иноязычной коммуникативной компетенцией (в составе всех ее компонентов – языкового, речевого, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного) на базовом уровне.

Проверка и оценивание предметных результатов происходит благодаря формальному и неформальному контролю. Формальный контроль (summative assessment) имеет четко установленные формы, критерии и предполагает формальное (критериальное) оценивание результата в баллах с выставлением отметки. Как правило, формальный контроль представлен тестами и стандартизированными экзаменами, поэтому ему соответствуют предварительный, промежуточный и итоговый виды контроля.

Неформальный контроль выполняет уточняющую, информационную функцию и призван стимулировать обучающихся. Он «может осуществляться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время и затрагивать как языковые факторы (например: письменные и устные домашние задания, деятельностные задания по говорению, слушанию, чтению и письму, письменные грамматические и лексические задания и др.), так и неязыковые (например: отношение к изучению языка, старательность, участие в работе на занятии, работа в группе, организованность, пунктуальность, презентабельность ответа и др.)». Таким образом, неформальный контроль также может предполагать выставление отметки, однако обладать менее точными и стандартизированными критериями, чем, например, тест. В случае неформального контроля учителя часто самостоятельно определяют критерии оценки (при этом, безусловно, они должны довести эти критерии до сведения обучающихся и обсудить их с ними), опираясь на опыт и методическое мастерство.

Неформальный контроль имеет непрерывный характер и соответствует текущему контролю. С другой стороны, неформальный контроль позволяет отслеживать эффективность учебной деятельности обучающихся, их учебные стратегии, включая степень развития учебной самостоятельности при изучении иностранных языков в аудиторное и внеаудиторное время. Такие аспекты трудно, а иногда и невозможно оценить формальной отметкой. В этом случае прибегают к качественному оцениванию (formative assessment) индивидуальных достижений каждого отдельного учащегося; оценка в таком случае может выражаться в оценочных комментариях, рецензиях, советах со стороны учителя.

Formative assessment предполагает непрерывный процесс наблюдения за учебной деятельностью ученика, а также позволяет самим обучающимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Таким образом, качественный неформальный контроль способствует отслеживанию индивидуального прогресса обучающихся. Formative assessment позволяет осуществить переход от внешнего контроля к самоконтролю, который занимает особое место в системе контроля. Задача учителя – оснастить ученика необходимым инструментарием (умениями и приемами самооценивания), который позволит школьнику переходить на новые уровни учебной самостоятельности, отслеживая и корректируя свой образовательный маршрут в изучении иностранных языков.

Оценивание предметных результатов по иностранному языку на уровне основного общего образования имеет ряд особенностей, обусловленных требованиями ФГОС ООО и ФОП ООО. Смена базовой парадигмы образования со знаниевой на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с овладения просто предметными знаниями по иностранному языку на обеспечение развития универсальных учебных действий в рамках учебного предмета «Иностранный язык».

Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования, а также обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Как и итоговое, текущее оценивание выполняет функции ориентации образовательного процесса на достижение планируемых предметных результатов и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. В систему оценки предметных результатов по иностранному языку входят:

  • опорные знания, прежде всего языковые и социокультурные (языковая, социокультурная компетенции);
  • предметные действия, представляющие собой в нашем случае языковые навыки и речевые/коммуникативные умения (языковая, речевая, компенсаторная компетенции).

Именно они определяют специфику промежуточного и итогового оценивания. Основную роль в оценивании результатов обучения по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, играют промежуточные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно показывают, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной ступени обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами.

В конце обучения в основной школе проводится итоговая аттестация. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

ЭТАПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Комплексный подход к оцениванию предполагает использование во взаимосвязи его разнообразных видов и форм. К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:

  • стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования. Часто такой контроль используется для формирования групп обучающихся в зависимости от уровня владения языком. Кроме того, фиксирование исходного уровня и его последующее сравнение с промежуточным и конечным результатом позволяет оценить индивидуальный уровень учебных достижений ученика при выполнении конкретной задачи, а также сделать вывод об эффективности учебного процесса и оценить вклад учителя в обучение обучающегося. В качестве форм предварительного контроля часто используются тесты, собеседование, индивидуальный/фронтальный опрос с целью определения исходного знания или оценки степени усвоения пройденного материала.
  • текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение обучающегося в освоении программы учебного предмета. Во время текущего контроля учителя следят за тем, как школьники работают на уроке, с какими трудностями сталкиваются при выполнении заданий; к этому виду контроля относится и проверка домашних заданий. Текущий контроль обеспечивает своевременную обратную связь, позволяет использовать разные формы проверки, но чаще всего осуществляется в форме традиционных (привычных для обучающегося) упражнений и заданий, постоянно используемых при организации работы над чтением, аудированием, говорением, письмом, языковыми средствами (лексикой, грамматикой, фонетикой), а также при формировании социокультурных знаний.
  • тематическое оценивание, направленное на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы;
  • промежуточное оценивание по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающей несколько тем или формирование комплексного блока учебных действий (работа с информацией, аудирование и др.). Этот вид контроля проводится после прохождения раздела/темы или в конце четверти/триместра/полугодия с целью установления уровня усвоения знаний, умений, навыков на определенном этапе обучения. В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться тесты и контрольные работы (проверяющие сформированность языковой, речевой и социокультурной компетенций), творческие работы (где оцениваются прежде всего речевая и социокультурная компетенции).
  • итоговое оценивание результатов освоения образовательной программы за учебный год. Направлен на выявление достигнутого уровня обученности обучающегося, определение степени сформированности у ученика иноязычной коммуникативной компетенции. В настоящее время формой итогового контроля служат стандартизированные тесты ОГЭ, ЕГЭ, которые определяют уровень подготовки школьников, давая представление об эффективности программы обучения, выбранного УМК, работы учителя и обучающихся.

Формами предъявления обучающимися своих достижений служат устные ответы, письменные работы (сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и другие). В систему внутришкольного оценивания входит также оценка практических работ, проектов, творческих работ обучающихся.

Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках английского языка. Именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.

При выставлении отметок необходимо соблюдать:

  • объективность оценки результатов;
  • единство требований ко всем школьникам.

Для выставления объективных отметок используются следующие формы контроля:

  • текущий контроль (осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний обучающихся в соответствии с учебной программой);
  • промежуточный контроль (промежуточная аттестация обучающихся 2-8,10 классов проводится в конце учебного года для диагностики уровня усвоения образовательных программ каждой ступени общего образования);
  • итоговый контроль (итоговая аттестация обучающихся 9, 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ);
  • стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования;
  • комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.

Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы основного образования по данному учебному предмету представляют собой систему личностно- ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария.

Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи.

В систему оценки предметных результатов входят:

  • Опорные знания, включающие в себя: ключевые понятия, правила, факты, методы, понятийный аппарат.
  • Предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).

Оценивание призвано стимулировать учение посредством:

  • оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,
  • учета индивидуальных потребностей в учебном процессе,
  • побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Система оценивания строится на основе следующих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Критерии оценивания предметных достижений: говорение

А) Краткий ответ на вопрос или краткое высказывание.

Оценка

Критерии

5

Высказывание полностью корректно с языковой и содержательной точек зрения

4

Содержание высказывания корректно, имеются 2–3 языковые ошибки, которые могут быть исправлены самим обучающимся

3

Высказывание содержательно понятно, но имеется значительное количество языковых ошибок

2

Высказывание некорректно или непонятно с содержательной точки зрения; имеется значительное количество грубых языковых ошибок

1

Отсутствие ответа/высказывания.

Б) Развернутое устное высказывание. За основу шкалы оценивания предлагается взять аспекты беглости и точности.

Оценка

Критерии

5

Говорит бегло – почти нет ошибок. Мысль выражена достаточно ясно

4

Говорит достаточно бегло – несколько ошибок. Выражает мысль понятно, но в каком-то случае может потребоваться уточнение

3

Испытывает некоторое затруднение в говорении – много ошибок. Требуется неоднократное уточнение (переспрос), чтобы точно понять мысль

2

Затрудняется говорить – почти ничего не понятно

1

Не умеет использовать изучаемый язык – ничего не понятно

Для контроля уровня сформированности навыков и умений говорения обучающимся предлагается высказаться в форме диалога или монолога на предусмотренные программой темы общения, передать или обсудить в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста или построить творческое/самостоятельное высказывание на основе известного текста или собственного опыта в пределах пройденного языкового и речевого материала. Контроль монологического высказывания осуществляется посредством сообщения, пересказа, доклада, презентации, выражения собственного мнения, описания действий и событий. Рекомендации для контроля диалогической речи: ответ на вопросы, управляемое интервью, взаимное заполнение формуляров, чтение диалога с пропусками, передача основного содержания диалога третьему лицу (медиация), ролевая игра, ответная реакция в рамках ситуации, расспрос, разъяснение (в т.ч. на основе наглядности).

Критерии оценивания предметных достижений: аудирование

Целью контроля в обучении аудированию является определение уровня сформированности аудитивных навыков и умений, а также оценка полноты и точности понимания обучающимися содержания аудиотекста. Выделяют:

  • фрагментарное понимание;
  • общее/глобальное понимание;
  • полное/детальное понимание;
  • критическое понимание.

В основу шкалы положена сформированность:

  • перцептивно-смысловых умений (степень решения коммуникативной задачи – понимание текста);
  • умения смысловой догадки;
  • следующих аспектов понимания: простые или сложные сообщения, формы презентации устного текста, различение эксплицитной и имплицитной информации.

Оценка

Критерии

5

Может понять относительно сложные сообщения. Понимает различные устные выступления. Умеет различать явную и подразумеваемую информацию

4

Иногда испытывает трудности с некоторыми сложными сообщениями. Может понять большинство устных выступлений. Обычно различает явную и подразумеваемую информацию

3

Испытывает трудности со сложными сообщениями. Испытывает трудности с некоторыми устными выступлениями. Обычно не может различить явную и подразумеваемую информацию

2

Не может понять сложные сообщения. Испытывает трудности с большинством типов устных высказываний. Не может различить явную и подразумеваемую информацию

1

Не может понять простые сообщения. Не может понять ни один из типов устных высказываний

Критерии оценивания предметных достижений: чтение

При контроле навыков и умений чтения следует исходить из этапа обучения иностранному языку и вида чтения, который используется в ходе контроля. Основными объектами контроля на всех этапах обучения являются:

  • техника чтения: умение прочитать текст вслух с соблюдением фонетической нормы, синтагматического членения текста и интонирования речи;
  • владение языковыми знаниями и умениями узнавать лексико-грамматические единицы в процессе чтения;
  • умение пользоваться словарем;
  • умение использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной установки;
  • умение извлекать из текста основную и дополнительную информацию с полнотой, точностью и глубиной ее понимания; понимание основной идеи текста;
  • понимание содержащейся в тексте авторской позиции, умение ее оценить.

В качестве приемов контроля применяются:

  • ответы на вопросы по прочитанному/прослушанному обучающимися тексту, свидетельствующие об умении ориентироваться в его содержании;
  • пересказ содержания текста/аудиотекста с установкой на краткое/ подробное его изложение;
  • выбор правильного утверждения из числа предложенных;
  • изложение основной проблемы, содержащейся в тексте/аудиотексте;
  • оценка позиции автора текста/аудиотекста;
  • составление плана или аннотации к тексту/аудиотексту;
  • обобщение информации из текста/аудиотекста в табличной форме;
  • перевод текста/аудиотекста.

В предлагаемых критериях оценивания заданий по чтению мы исходим из того, что количество допустимых ошибок может пропорционально варьироваться в зависимости от объема текста и количества заданий.

Оценка

Критерии

5

Ученик верно отвечает на вопросы (демонстрирует понимание текста как общее, так и запрашиваемой информации (в зависимости от целей чтения); умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком

4

Ученик верно отвечает на вопросы общего характера, допуская 2–3 ошибки в ответах на вопросы с извлечением запрашиваемой информации (в зависимости от целей чтения); демонстрирует недостаточно развитую языковую догадку (делает 2–3 ошибки в понимании предложений с незнакомыми словами, значение которых можно вывести с помощью языковой догадки); испытывает затруднения в понимании некоторых незнакомых слов

3

Ученик допускает 2–3 ошибки в ответах на вопросы общего характера и 3–4 ошибки в ответах на вопросы с извлечением запрашиваемой информации (в зависимости от целей чтения); демонстрирует неразвитую языковую догадку (делает 4–6 ошибок в понимании предложений с незнакомыми словами, значение которых можно вывести с помощью смысловой догадки); испытывает затруднения в понимании практически всех незнакомых слов

2

Ученик не понял текст (допускает 4 и более ошибок в ответах на вопросы общего характера и 5 и более ошибок в ответах на вопросы с извлечением запрашиваемой информации (в зависимости от целей чтения); демонстрирует отсутствие языковой догадки (делает 7 и более ошибок в понимании предложений с незнакомыми словами, значение которых можно вывести с помощью смысловой догадки)

1

Ученик не может понять простые сообщения; не может понять ни один из типов письменных высказываний

Критерии оценивания предметных достижений: письмо

Контроль сформированности навыков и умений письма требует значительных временны́х затрат, поэтому учителю следует выбирать для проверки наиболее важные письменные работы. Целесообразно обратить внимание на обратную связь с обучающимися в ходе разбора наиболее типичных ошибок с тем, чтобы избежать их повторения в будущих работах и в целом улучшить навыки письма. Обучающихся следует ознакомить с критериями, по которым будут оцениваться их письменные работы, что, безусловно, поможет ученикам понять смысл оценки и осуществить самоконтроль.

Основными приемами контроля являются следующие задания:

  • описание ситуации/картинки;
  • личное письмо/электронное сообщение другу;
  • написание короткого рассказа на указанную тему;
  • изложение содержания прочитанного/прослушанного текста/ситуации;
  • письменное сочинение;
  • написание реферата.

В основу критериев оценочной шкалы положены следующие аспекты письма: содержание и презентация, когерентность (логичность построения текста), релевантность (уместность) сообщения/соответствие коммуникативной ситуации, грамматическая правильность, использование соответствующей лексики, орфография.

Оценка

Критерии

5

Отличные содержание и презентация. Пишет по существу. Текст организован логично. Строит грамматически правильные предложения и фразы и демонстрирует полное владение соответствующей лексикой. Правописание всегда безошибочное

4

Хорошее содержание и презентация. Пишет в основном по существу. Испытывает некоторые трудности с организацией текста. Предложения и фразы обычно грамматически правильные, однако бывают ошибки, которые не влияют на понимание. Не всегда использует подходящую лексику. Некоторые ошибки в правописании

3

Удовлетворительное содержание и презентация. Пишет не всегда по существу. Грамматические и лексические ошибки, а также организация текста мешают пониманию. Много ошибок в правописании

2

«Слабое» содержание и презентация. Сообщению обычно не хватает уместности. Текст трудно понять из-за неточной грамматики и неуместного использования лексики

1

Пишет не по существу. Текст невозможно понять из-за большого количества грамматических ошибок, его несвязной организации. Плохое правописание

Для сигнализирования обучающимся о типах ошибок в письменном тексте предлагается использовать следующие условные обозначения на полях:

  • S – spelling,
  • Р – punctuation,
  • WO – word order,
  • L – linking,
  • V – vocabulary,
  • G – grammar,
  • Pa – paragraphs,
  • Pr – prepositions.

Рекомендуется использовать структуру комментария в соответствии с так называемой «сэндвич-моделью» (похвала – критика – похвала). При этом содержательное наполнение частей может быть следующим: А) выделение позитивных сторон ответа, подчеркивание значимости авторских «находок» и т.п.; Б) вопросы и замечания; В) предложения и пожелания, благодарность за ответ.

См. продолжение статьи