Развитие познавательных способностей дошкольников с нарушением зрения посредством исследовательской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Класс: д/с


Неотъемлемой частью познавательно-исследовательской деятельности детей являются опыты. Опыт – это тип исследования, освоение причинно-следственных связей и отношений. Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы при проведении опытов дети были активными участниками, а познавательная задача чётко сформулирована. Опыты мы с детьми проводим в помещении группы (в лаборатории), а в хорошую погоду – на улице. Для опытов нужны приборы-помощники: увеличительное стекло, бинокль, весы, безмен, песочные часы, магниты, ёмкости разного размера, мерные кружки, воронки, формочки, трубочки, зеркала и т.д.

Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет. Сохранить, поддержать, развить это природное качество – склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача. Это не значит, что нужно потакать всем мыслимым и немыслимым желаниям малышей. За этим стоит умение гибко реагировать на детские вопросы, поощрять детские наблюдения и попытки общения.

Одним из важнейших моих наблюдений за деятельностью детей состояло в том, что ребёнок, экспериментируя с предметами, получает удовольствие от самого процесса.

Каждому исследованию предшествует предварительная работа: экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстраций. Обобщение результатов наблюдений мы с детьми делаем в разных формах: дневник наблюдений, коллажи, фотографии, рассказы, рисунки и пр.

Большее количество опытов проводится с водой: Какая бывает вода? Что растворяется в воде? Какие предметы могут плавать?

Второе место по значимости отводится опытам с воздухом: Какой воздух? Почему дует ветер? Где живёт воздух? и пр.

Опыты с тканью: с помощью опытов узнали свойства различных тканей.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

В группе с детьми мы выращивали овёс (травянчики), клубнику. Познакомились, какие условия необходимы для роста растений.


Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, экспериментальные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

После исследования детям дается домашнее задание: сделать зарисовку, понаблюдать, принести для коллекции, сочинить сказку, задать вопрос маме или папе и пр. Родителей тоже привлекаются к участие в открытии выставки камней, найти как можно больше предметов из глины, посетить с детьми музейные экспозиции и выставки, повторить опыт дома и т.д. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой и экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.