Обучение грамоте детей дошкольного возраста с ТНР по средствам развивающих игр

Разделы: Работа с дошкольниками


В данный момент в современной педагогике формируется модель единого образовательного пространства (детский сад – школа – ВУЗ). Общество и система образования предъявляют высокие требования к будущим первоклассникам. Это связано с тем, что ученик должен уметь ставить цели, решать поставленные задачи и самостоятельно добывать знания, тем самым, приучаться к самостоятельности и мотивации для достижения положительных результатов в обучении. Поставленные задачи перед первоклассником довольно сложны, но при правильной подготовке дошкольника, ребенок справляется с ними и довольно-таки легко адаптируется к процессу обучения.

Вопросами обучения грамоте детей дошкольного возраста занимались многие ученые (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Гвоздев, С.Русова, Я.Тихеева и др).

Для успешного усвоения школьного курса при изучении родного языка, у дошкольника должна быть сформирована устная речь, т.к. на этой базе формируется письменная. В связи с этим, к поступлению в школу, ребенок должен овладеть целым рядом знаний. К их числу относятся следующие:

  1. Развитая слуховая.
  2. Сформированный у ребенка уровень зрительно-пространственных представлений.
  3. Достаточно сформированная устная речь.
  4. Развитая мелкая моторика.

Данные предпосылки обуславливают наличие у ребенка достаточно устойчивого внимания, памяти и сформированных мыслительных процессов.

В связи с этим, особое место при разработке АОП ДО для обучающихся с ТНР занимает «Образовательная программа по обучению грамоте для детей с ТНР с 4 до 7 лет», которая является программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов. У данной категории детей отмечается сложный симптомокомплекс, вклю­чающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи, что как следствие будет влиять на формирование письменной речи ребенка в школе.

Учитывая исследования ученых и собственный педагогический опыт, работу по обучению грамоте проводим опираясь на основной вид деятельности детей – игру, а в частности по средствам развивающих игр. В процессе игры формируется личность ребенка. В игре он учится общаться, сопереживать, находить компромиссные решения, обогащает свой опыт и приобретает новые знания, т.е. в игре формируются его познавательные способности. Дебора Владимировна Менджерицкая отмечала: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» [7].

Наша работа опирается на основные принципы логопедии и специальной педагогике:

  • Системность;
  • Последовательность;
  • Деятельностный подход;
  • Комплексность;
  • Принцип поддержки детской инициативы и т.д.

Цель работы - создание и систематизация комплекса развивающих игр для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы при обучении грамоте детей дошкольного возраста с ТНР.

Обучение грамоте опиралось на аналитеко-синтетический звукобуквенный метод [3, с. 5].

Последовательность изучения букв и звуков была предложена Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения.

Этапы по обучению грамоте:

  1. Подготовительный (дети 4-5 лет).
  2. Основной (дети 5-7 лет).
  3. Заключительный (самостоятельная деятельность детей 7 лет).

Учитывая особенности детей данного возраста нам необходимо было разнообразить виды деятельности: на занятиях использовали разнообразный игровой и наглядный материал (яркие предметные картинки, опорные картинки при работе над интонацией, темпом речи и т.д.), выполнялись разнообразные физкультминутки, обязательно был сюрпризный момент (чудесный мешочек с камешками символами гласных, игрушки - предметы на определенный звук и т.д.), раздаточный материал символы гласных (набор), карточки для работы на занятии (индивидуальные для каждого ребенка и для работы подгруппы) и т.д. Занятия по звукопроизношению в средней группе проводились раз в неделю.

На подготовительном этапе работы большое внимание уделялось накоплению активного и пассивного словаря, постановке звуков раннего онтогенеза и ряда других звуков, работе над слоговой структурой слова, интонации и темпом речи. Необходимо было сформировать у ребенка понятие – слово и умение оперировать им. Прежде чем начать работу над гласными звуками, дети научились различать речевые звуки от неречевых. Затем, мы перешли к работе с гласными звуками. В данном направлении использовали символы гласных звуков, которые предлагает Ткаченко Т.А. Дети довольно легко усвоили их значение и довольно быстро научились первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза гласных звуков. При работе на фронтальных занятиях и отработке домашнего задания по заданным темам.

Затем, познакомились с понятием - согласный звук. В работе с согласными звуками использовали символы, которые предлагает Зоя Евгеньевна Агронович. Здесь мы научились выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, а также познакомились с понятиями твердый и мягкий согласный, звонкий и глухой. Эти звуки мы научились дифференцировать по артикуляционным и акустическим признакам, производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха) и подбирать слова с заданным звуком.

Ежедневно проводилась работа по развитию мелкой моторики. Большое внимание уделялось выполнению пальчиковой гимнастики, работе с мелкими предметами, дети много лепили, раскрашивали, штриховали, учились самостоятельно проводить самомассаж рук.

На основном этапе работы мы продолжили совершенствовать навыки и умения, которые дети получили на подготовительном этапе и поставили перед собой следующие задачи:

  • Закрепление связи между звуком и буквой.
  • Формирование у детей таких понятий, как слог, ударение, постановка ударения.
  • Формирование навыков осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.
  • Формирование навыков печатания в тетради, умение ориентироваться на листе бумаги.

Изначально, дети опирались на зрительную основу в виде специальных карточек, а в дальнейшем использовали буквы. Формируя умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов для контроля мы использовали Звуковичков. Для закрепления характеристики звуков использовали специально созданные для детей схемы.

В игровой форме давали понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. При знакомстве с буквами дети обводили шаблон пальчиком (эти шаблоны сделаны на каждого ребенка), определяли, на что похожа буква, на логочасе обводили и штриховали шаблоны в соответствии с характеристикой звука, лепили их из пластилина, обрывали контур из бумаги, выкладывали из проволочек и счетных палочек, узнавали на ощупь; находили зашумленные буквы и только потом учились писать их в тетради. Все задания в разных вариантах дублировались в индивидуальной тетради ребенка. Систематически велась работа по выполнению звуко-буквенного анализа слов.

При работе над слогом использовали разные приемы: отхлопывали слоги, удлиняли слово произнося последний слог в слове столько же раз, сколько слогов в слове, выполняли прыжки в соответствии с количеством слогов. Дети подготовительной группы самостоятельно выполняли деление слов на слоги и постановку ударения графически в тетради.

Большое внимание уделялось закреплению пройденного материала, которое проводилось на прогулке и в вечерний отрезок времени. Особенность игр, которые мы предлагаем, в том, что их можно провести и как подвижную игру, используя бег, прыжки, так и малоподвижную - в помещении.

Дети с интересом играют в «Буквенный светофор», цель игры - упражнять дошкольников в подборе слов на заданный звук (или букву). Особый интерес детей вызывает хороводная игра «Магазин», в задачи которой входит не только подобрать слова на заданный звук, но и умение мимикой показать этот предмет. Игра «Мамина сумка» развивает не только фонематический слух, но и расширяет детский кругозор.

Ценность данной работы состоит в том, что ребенок, получая новые знания в игре, может самостоятельно организовать данные игры, самостоятельно закрепляя полученные знания, причем не только в детском саду, но и во дворе. Тем самым научать своих друзей сверстников, передавая им знания, полученные в детском саду.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста через развивающие игры повышает интерес к познавательной деятельности, создает возможности на данном этапе сформировать базу для успешного обучения в школе и эти, облегчить процесс адаптации к школе.

Литература

  1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2004. – 240 с. (Практическая психология)
  2. Марцинкевич Г.Ф, Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г.Ф.Марцинкевич. - Волгоград: Учитель, 2004. - 128 с.
  3. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с: ил.
  4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  5. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО «Изд-во» Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил.
  6. https://infourok.ru/user/kukushkina-zinaida-vladimirovna/blog/citaty-pedagogov-ob-igre-162685.html