Родительское собрание "Педагогика понимания"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Работа с родителями

Класс: 1

Ключевые слова: родительское собрание


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является:

  • просвещение по вопросам психологии и педагогики;
  • формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.

Наиболее распространенной координирующей формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

За 41 год работы в гимназии в моей методической копилке набралось большое количество тематических родительских собраний. Я предлагаю вашему вниманию родительское собрание «Педагогика понимания», которое традиционно провожу в конце сентября в 1 классе.

Особенность собрания в том, что готовилось оно втайне от родителей. Для них это был сюрприз. Дети играли роли взрослых, опытных людей, которые решили помочь родителям советами по воспитанию детей. Родители смогли обменяться опытом воспитания, т.к. ребята обращались непосредственно к ним. Родители сидели за круглым столом, что способствовало непринужденной обстановке на собрании.

В этом учебном году в собрании приняли участие все 30 учеников класса. Присутствовали все родители, некоторые пришли семьей: папа и мама. Все роли (директора, завуча и т.д. играют ученики 1 класса). Они же и ведут все собрание.

Цель собрания:

  • актуализировать проблему воспитания в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
  • содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете;
  • предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок;
  • привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

Результатом собрания хотелось бы иметь:

  • просвещение родителей в ситуациях воспитания ребенка;
  • взгляд на своего ребенка со стороны;
  • обмен опытом по вопросам воспитания;
  • знакомство родителей друг с другом;
  • тесное взаимодействие в дальнейшем родителей и классного руководителя.

Ход собрания

На доске на плакатах пословицы:

  • «Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло».
  • «Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются».
  • «Верная указка – не кулак, а ласка».
  • «Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный ребенок всегда шалун».
  • «Хорошему надо учиться 3 года, а плохому и часа хватит».
  • «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей».

Все «гости» (дети) сидят за круглым столом, играя взрослых, что видно по их посадке, мимике. Родители сидят за партами, которые расставлены в классе буквой «П». Центр класса освобождён, так как здесь будет происходить основное действие.

Ведущая – Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли ученые, директор гимназии, учителя, врачи. Первое слово я предоставляю директору гимназии Пикунову Федору Игоревичу.

Директор – Ваши дети учатся в 1 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? Никогда! Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребёнка: «Тебя вызывали к доске? Сколько пятёрок ты получил?» (грозно) Лучше спросите: «Что сегодня было интересного в классе?» (меняет интонацию на мягкую, доброжелательную)

А как в вашей семье Елена Евгеньевна? (обращаясь к своей маме. Елена Евгеньевна делиться опытом с родителями)

Вед. – Слово имеет доктор медицины Ростемешина Виктория Константиновна.

Доктор медицины – Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе, от этого двойная польза – общение с ребёнком и здоровье.

А как в Вашей семье, Оксана Александровна?

Ученик

– Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной.

Вед. – Очень жалко, если общение сводится порой только вот к чему.

Сценка «Малютка»

Старший брат – Что нам делать, дорогие ребятки? В нашей семье большие беспорядки! Мой младший братишка – Малютка Колечка – не слушается никого нисколечко! Ни маму, ни папу, ни деда, ни бабу, ни даже меня – своего старшего брата. Капризничает, проказничает, привередничает, безобразничает. Хоть я и старший брат, ума не приложу, кто в этом виноват. Мы ли его не любим, мы ли его не голубим, ничем не мешаем, всё ему разрешаем! А он на всех орёт, всё делает наоборот.… Да вот он и сам сюда идёт!

Малютка – (поёт)

Возвращаюсь я с прогулки,
Час гулял я в переулке.
Там гонял я с криком «бей!»
Воробьёв и голубей!

Ст. брат – (нежно)

Ах, ты мой светик!
Ах ты мой голубчик!
Дай, сниму беретик,
Дай, сниму тулупчик!

Малютка – Отстань, дуралей!

На прогулке по привычке
Малышей поколотил,
А девчонок за косички
Оттаскал, что было сил.

Дёрнул Машку, дёрнул Лизку -
Ох, и много было визгу!
Даром время не терял,
Очень славно погулял!

Ст. брат

– Помочь тебе раздеться?
Так ведь не годится –
Можешь разогреться
И, значит, простудиться!

Малютка

– Отвяжись, тебе говорят!
Дали мне, Малютке волю.
И теперь Малютку Колю,
То есть, стало быть, меня,
Все боятся как огня!
Ну, что стоишь, как столб? Давай раздевай!

Ст. брат

– Сейчас, моя прелесть!
Сейчас, мой маленький!
Первым делом сниму с тебя валенки!

Малютка – (грубо) Валяй снимай!

Старший брат суетливо бегает вокруг, по очереди всё снимая.

Ст. брат

А теперь, светик, сниму с тебя беретик!
А сейчас, мой цветочек, сниму с тебя платочек!
А теперь, голубчик, сниму с тебя тулупчик!
А вот и фуфайка! Сниму её, дай-ка!
А теперь, дружок, сниму с тебя свиторок!

Малютка – Ша-а-а! Ша-а-а! (громко кричит)

Ст. брат – (испуганно)

Что с тобой, деточка?
Что с тобой, крошка?

Малютка – Ша-а-а! Ша-а-а! (топает ногами, кричит)

Ст. брат – (догадался)

Ша? Шалить тебе хочется?
Пошали немножко!

Малютка – Ша-а-а!!!

Ст. брат – (зрителям)

Ша?
Пожалуйста! Слышите? Ша!
Чтоб не смела пикнуть ни одна душа!

Малютка – (в ярости) Ша-а-а! Ша-а-арфик забыл с меня снять! Недотёпа!

Ст. брат – (хлопнув себя по лбу) И впрямь, недотёпа! Прости, Малютка! Не доглядел! (снимает с него очень длинный шарф)

Малютка – Ну а теперь что у нас по порядку? (вскакивает брату на спину) А ну, поехали! Гоп! Гоп! Гоп!

Ст. брат

– Уж мы его любим,
Уж мы его голубим,
Уж мы его обожаем, уж мы его ублажаем,
И всё ему разрешаем, и ни в чём ему не мешаем.

Голос из публики – Чего же непонятно? Избаловали мальчишку?

Ст. брат – Вы так думаете? А может, и верно? Может, потому и ведёт себя так скверно?

Вед. – Вот ещё один совет даёт заслуженная учительница…(ф.и.о. уч-ся)

Учительница – Когда ребёнок совершит дурной поступок, его мучает совесть. Но вы наказываете его – и совесть замолкает. Великий педагог Корчак виноватого или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам? (обращается к родителям)

Вед. – Вот ведь как порой бывает.

Ученик - стихотворение «Ваза»

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» –
Всё семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа!» -
Скажут про меня.

Вед.- Продолжит наш разговор доктор педагогических наук Спиридонов Никита Алексеевич.

Доктор пед. наук – «Бить или не бить?» - вот в чём вопрос. Парламент в Англии решил: бить! Для этого даже специальные ремни выпускают. В Европе немодно даже ставить в угол. А как в вашей семье, Юлия Валерьевна?

Ученик – стихотворение «Взрослым»

Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире!
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему я начал огрызаться?
Конец терпенью моему!
Демо-били-зация!

Вед. – Следующий вопрос о труде. Выступит педагог-новатор Репина Вера Андреевна.

Педагог-новатор – У каждого ребёнка в семье должна быть работа. Маленький ребёнок – маленькая работа, растёт ребёнок – растёт и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите просьбу словами: «пожалуйста», «если тебя не затруднит».

А как в Вашей семье, Ирина Александровна?

Вед. – (обращается к родителям) А знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим!

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).

Зазеленеет снова старый пень,
Когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо).

Когда бранят за шалости,
Говорим: «Прости…(пожалуйста)».

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).

Вед. – Помните, уважаемые родители, что вши дети сделают гораздо больше, если их попросить. Вот пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.

Сценка «Маму не запугать»

Автор

– Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.

Мама – Был на квартиру налёт?

Дети – Нет!

Мама – К нам приходил бегемот?

Дети – Нет!

Мама – Может быть дом не наш?

Дети – Наш!

Мама – Может не наш этаж?

Дети

– Наш!
Это приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко!

Мама – Значит, это не обвал?

Дети – Нет!

Мама - Слон у нас не танцевал?

Дети – Нет!

Мама

- Значит, просто оказалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберём
И порядок наведём!

(мама подходит к детям, берёт их за руки)

Дети – Да-а-а!

Вед. – Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института Волкова Анастасия Владимировна.

Ректор – Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Отвечу. Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!

А как в Вашей семье, Мария Александровна?

Ученик

- Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора».
Лёжа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами… я – слепой!

Вед. – Вот как начинают вести себя наши дети, желая стать первыми красавицами.

Сценка «Модница». (Выходит девочка, несуразно одетая, на высоких каблуках. Идёт, с высока поглядывая на окружающих.)

1 уч-ца

- У нас Наташа – модница.
Ей не легко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослой – высоки.
Вот такой вышины!
Вот такой ужины!

2 уч-ца

– Бедняжка! Вот страдалица:
Идёт, чуть-чуть не валится.
Малыш с открытым ротиком
Не разберёт никак.
Голос из зала – Ты клоун или тётенька?
На голове колпак!

3 уч-ца

– Ей кажется, прохожие
С неё не сводят глаз.
А те вздыхают: «Боже мой,
Откуда ты взялась?»

4 уч-ца

– Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто.
Не девочка, не тётенька,
А непонятно кто!

(Модница, фыркая, покидает класс.)

5уч-ца

Нет, в молодые годы не отставай от моды.
Но, следуя за модой, себя не изуродуй!

Вед. – А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.

Сценка

(Выходят 2 ученицы: мать и дочь.)

Автор – Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать. (Рассматривает тетрадь и ругается.)

Мать - Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!

(Дочка пытается оправдываться, но сердитая мать не позволяет ей и рта раскрыть, затем берете за руку и уводит.)

Ведущий- А как вы поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам.

Вед. – Вот ещё одна задача.

Разыгрывается стихотворение «Недотёпа». (В сценке принимают 2 ученика – мальчик и девочка.)

Ведущий – Еще один совет вы услышите от завуча школы Масякина Александра Павловича.

Завуч: У Вашего ребенка должно быть постоянное место для приготовления уроков. Это место должно быть светлым, уютным, настраивать ребенка на работу. Уроки лучше делать с самого трудного, затем выполнять другие задания. Время на уроки в 1 классе – не более часа.

А как в Вашей семье, Алла Михайловна?

Ведущий: и последний вопрос очень важный и интересный. С ним выступит доцент кафедры педагогики Нахаев Всеволод Сергеевич.

Доцент: Вас часто мучает вопрос: «Нужны ли деньги ученикам первого класса?» Одни родители дают деньги на карманные расходы, причем большие, другие стараются их не показывать. Что выбрать?

А как в Вашей семье, Сергей Юрьевич?

Мама – (голосом, полным досады)

Талантливые дети надежды подают:
Участвуют в концертах – танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где конкурс, где турнир.
Синичкина Наташа – имеет пять наград,
А Женя, твой приятель,- уже лауреат!

Сын

– И только недотёпам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А губы сжав, молчу,
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.
Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино -
Что одному даётся,
Другому не дано!

Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома
Уеду я в тайгу.
И с теми, с кем сегодня
Я во дворе дружу,
Железную дорогу
В тайге я проложу.
Меня сегодня мама
Стыдила сгоряча:
Строитель тоже важен
Не меньше скрипача!

Вед.

- Милые наши родители!
Котёнок вырастет кошкой –
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу –
Такую же, как все на свете.

А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.

Ведущий: А пока ваши дети осваивают разные науки. Учатся с желанием. Давайте сделаем так, чтобы это желание у них никогда не пропало!

Классный руководитель: Мы надеемся, что вы, уважаемые родители, задумаетесь о стиле взаимоотношений со своими детьми; не забывайте о родительском авторитете. Ведь ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Ребенок видит, внимательны ли вы в семье друг к другу, искренни ли в отношениях с другими людьми; замечает, как разговариваете со всеми окружающими, заботливы ли вы. От того, какие уроки общения дети получают в семье, во многом будет зависеть и их отношение к людям. Уважение и справедливая требовательность – вот что поможет найти правильный тон, подход к ребенку. Ребенок нуждается в ежедневном внимании родителей. Время общения с ребенком надо использовать не для нотаций, а для дружеской беседы. Надо смотреть на ребенка, как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не умеющим еще быть самостоятельным, но все же человека со своим характером, со своими взглядами на жизнь.

Спасибо всем зрителям за внимание, а нашим гостям – за участие.