Разнообразие форм, методов, технологий просвещения родителей

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево имеет статус региональной опорной площадки по внедрению «Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации.

Программа представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей. Программа просвещения не является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий.

Основной целью Программы является просвещения родителей, обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка, обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи.

С целью реализации Программы в СП «Детский сад Журавушка» успешно внедряются разнообразные формы, методы и технологии просвещения родителей. Одной из таких интересных и эффективных технологий является «Интерактивный плакат». В ДОО создана коллекция интерактивных плакатов на разные темы: «Позитивное родительство», «Как рассказать дошкольникам о СВО?», «Zаветам Vерны», «Май победный на планете, помнят взрослые и дети» и т.д.

Преимущество использования технологии «Интерактивный плакат» - заключается в том, что это современное многофункциональное средство передачи информации, позволяет родителям вместе с детьми стать субъектами образовательного процесса и глубоко погрузиться в изучении той или иной темы, которую родители смогут изучить в удобное для них время. Цифровые образовательные ресурсы этого типа обеспечивают высокий уровень наглядности материала, поскольку содержат богатый мультимедийный материал: текст, изображения, аудио и видео.

Еще одной интересной формой просвещения и взаимодействия с родителями является «Детская Ассамблея искусств». Она вызвала огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у родителей. Они поддержали начинание, принимали вместе с детьми активное участие. Это позволило сделать вывод о том, что «Детская Ассамблея искусств» – это востребованная, перспективная, интересная и продуктивная форма совместной деятельности, которая дает положительный воспитательный эффект и образовательный результат. Продуктами Ассамблеи являются поделки, рисунки. Всегда удивляет разнообразие, неповторимость каждой поделки. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. А родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

На протяжении ряда лет в детском саду работает мультипликационная студия, создана рабочая группа по апробации технологии создания мультфильмов совместно с детьми и родителями. Вместе с педагогами и родителями дети придумывают сюжеты мультфильмов, создают и озвучивают их. Проект по созданию мультстудии оказался очень удачным. Дошкольники неоднократно участвовали и побеждали в конкурсах разного уровня. Детско-родительские работы получили высокую оценку представителей образовательной сферы и признаны примером положительного опыта, рекомендуемого к применению в иных дошкольных образовательных учреждениях Самарской области.

Занятия Родительского клуба «Ступеньки к успеху» направлены на расширение сферы совместной деятельности педагога и родителей в области педагогического просвещения семьи, вовлечение во взаимодействие всех участников образовательного процесса. Целью мастер-класса является повышение информированности родителей, обогащение опыта родителей в вопросах взаимодействия с ребенком. В основу практикумов, тренинговых упражнений заложен метод моделирования педагогических ситуаций, что предполагает активное обсуждение видимых и скрытых проблем в развитии детей. Темы родительского клуба разнообразные «Что такое детский сад?», «Безусловное принятие ребенка», «Возможности развивающего пространства», «Умеете ли Вы общаться с вашим ребенком?», «Что значит сотрудничать?», «Играем от души, играем вместе», «Стиль семейного воспитания» и т.д.

Актуальным является метод «Создание рукописных книг» с детьми на разнообразные темы. Его использование помогает сформировать сплоченность семьи в процессе совместной деятельности. Особенно ценными стали книги «Страницы военных событий», «Почему города Владимир и Суздаль называют древними», «Семейная книга сказок», «Добрые сказки – яркие краски» и др.

Тематические экскурсии педагогов, родителей и детей способствуют продуктивному взаимодействию, нацелены на познавательно-исследовательскую совместную деятельность и вовлечению родителей в образовательный процесс ДОО.

Большой интерес вызвал у родителей проведенный в детском саду «День родительских инициатив», в ходе которого родители попробовали себя в роли педагогов, проводили с детьми занятия и совместную творческую деятельность. У них расширились представления о работе детского сада, повысилась информированность о современных детях дошкольного возраста, специфике их развития, их потребностях, возможностях и интересах.

Праздники и досуги позволяют сделать художественно-эстетическое развитие дошкольников - целенаправленным и систематическим процессом воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть окружающую красоту мира, искусства и создавать ее. В праздниках часто принимают участие родители, так как задачи художественно-эстетического развития дошкольников могут быть успешно решены только при условии взаимодействия ДОО и семьи. Очень ярко прошли в детском саду праздники «8 марта. Мама слово дорогое», «Праздник пап» и спортивный досуг «Папа, мама, я - спортивная семья».

Большой популярностью среди родителей пользуется сайт «Новости Журавушки» в контакте. Информация на сайте обеспечивает открытость ДОО и формирует доверие родителей, представителей общественности, социальных партнеров. На сайте проводится онлайн-голосование в ходе проведения детских и семейных онлайн-конкурсов, а также родители могут задавать интересующие их вопросы на форумах сайта, вести обсуждение интересующих тем.

Игровой практикум с родителями позволяет в занимательной форме выявить дефициты родителей и оказать педагогическая помощь родителям детей дошкольного возраста в вопросах воспитания детей.

Совместная проектная деятельность – эта форма служит инструментом объединения детей, родителей и педагогов, позволяет вывести взаимоотношения на новый уровень, организовать практику совместной познавательно - исследовательской деятельности, создать атмосферу сотворчества. Делает образовательную систему дошкольной образовательной организации открытой для активного участия родителей. Темы созданных семейных проектов разнообразны «Брендбук «Наши символы СВО», «От богатырей - до наших дней», «Устный журнал «Мой папа лучше всех!», «Когда семья в куче, не страшна и туча» и т.д.

Родители вместе с детьми с большим удовольствием участвуют в волонтерских акциях «Семейное волонтерство. Доброта по наследству» и т.д. Это способствует формированию базового мировоззрения ребенка, основанного на принципах справедливости, поведенческой готовности реализоваться в системе межличностных отношений.

С большим удовольствием и азартом семьи воспитанников участвуют в «Семейных конкурсах», фотовыставках, в театральных постановках.

В дальнейшем планируем разнообразить формы, методы и технологии работы с родителями.