«Дорога добра», или Заметки учителя начальной школы о духовно-нравственных основах внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, ОРКСЭ


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко обозначена сущность духовно-нравственного воспитания. Духовное воспитание личности определяется как воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека [2, c. 32].

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от условий духовного и нравственного воспитания и образования, в которых происходит формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли) [1, c.68].

Педагогическую науку на протяжении многих лет волнует проблема нравственного воспитания. Лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности.

Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. А.С.Макаренко уделял особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе. В.А.Сухомлинский показал тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других. Ш.А.Амонашвили, обратил особое внимание на взаимоотношения педагога и детей, родителей и детей, на процесс нравственного воспитания.

Огромное значение для воспитания доброты имеет и стиль жизни любого школьного учреждения. Уважение и индивидуальный подход к каждому ребёнку, доброжелательный тон, взаимопонимание и доверие, приветливость и душевное тепло педагогов – всё это создаёт особый микроклимат добросердечия, подталкивает детей подражать своим наставникам, проявлять взаимопомощь и толерантность во взаимоотношениях и со сверстниками. И если педагоги и родители совместно идут к поставленным целям, если усилия взрослых по формированию лучших нравственных качеств личности совместны, тогда можно будет с уверенностью сказать: вырастет доброе, чуткое, поколение людей.

Воспитание духовно-нравственных основ личности в школе во внеурочное время происходит целенаправленно и постоянно. Задача учителя сложна: организовать работу внеурочных занятий так, чтобы ученики испытывали сильное эмоциональное воздействие: сочувствовали, переживали, волновались, радовались, огорчались и т.д. Ведущим становится принцип деятельностного подхода, при котором ребенку не дается готовых решений, а он сам их находит. Просматривая, например, видеоролик, мультфильм, ребенок, опираясь на свой небольшой, жизненный опыт, пытается найти ответ на вопросы: «Почему тот или иной герой так поступил? А как бы поступил я? А как правильно поступать?». Решая посильные возрасту нравственные вопросы, беря пример с наставника, учась дружить, помогать, сочувствовать, ребёнок движется дорогой добра.

У каждого учителя начальных классов есть собственная «копилка» эффективных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей во внеурочное время. Обобщив опыт коллег, делюсь своими идеями и разработками.

1. Сотрудничество

Наиболее интересным и доступным является обучение в команде, группе или в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса.

Внеурочное занятие «Дорога добра». На занятии раскрываются понятия добра и зла. С удовольствием ребята приводят примеры добрых поступков, называют качества, которые характеризуют доброго человека, сравнивают их с отрицательными. Подбирают однокоренные слова с корнем добр-.

Таблица 1

Нравственные качества

Отзывчивость, внимание, эгоизм, равнодушие, милосердие, зависть, жадность, теплота, грубость, доброта, дружелюбие, предательство, забота, взаимовыручка, честность, ложь, любовь, вежливость, агрессивность, злость.

Вспоминают сказки, одна из главных тем в которых – тема добра и зла, угадывают добрых сказочных персонажей.

Таблица 2

Угадай сказочных персонажей

1. Этот герой в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось сразиться с людоедом («Кот в сапогах» Ш.Перро).
2. Не смотря на свой рост в дюйм, эта девочка спасла ласточку («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен).
3. Этот герой лечит всех зверей и птиц, спас больных зверей Африки («Айболит» К.И.Чуковский).
4. Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего брата из ледяного плена (Герда, Г.Х.Андерсен).
5. Этот герой ходил по городу с шарманкой и своим пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр (Папа Карло, А.Толстой).
6. Чтобы спасти любимого отца, эта дочь отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка (Настенька).
7. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику (Женя, Катаев «Цветик-семицветик»).
8. Этот герой любил повторять такие слова: «Ребята, давайте жить дружно» (Кот Леопольд)
9. Эта героиня очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки (Красная Шапочка)

Пишут добрые пожелания или совет на сердечках, как символа доброты, всем, кто пойдет по дороге добра.

Рис. 1. Сердечко

Содержание внеурочного занятия «Дорога добра» позволяет учащимся усвоить важнейшие нравственные качества человека, различать добро и зло, зажечь в детских душах огонь человеческой любви, помогает обучающимся раскрыть свою уникальность, творческие способности и использовать полученные знания и умения на благо других.

2. Проигрывание жизненных проблемных ситуаций, какие требуют проявления доброты и чуткости

1 ситуация

На перемене все завтракали. А Петя стоял в сторонке.

- Ты почему не завтракаешь?

- Я завтрак свой потерял – ответил Петя.

2 ситуация

Наташа сидела в автобусе. На остановке вошли пожилая женщина, пожилой мужчина и женщина с маленьким ребенком на руках.

- Кому же уступить место? И женщине тяжело держать ребенка на руках, но и бабушке с дедушкой тяжело стоять на ногах.

Вот так и мучалась Наташа, продолжая сидеть.

3 ситуация

Во дворе играли дети. А девочка стояла в сторонке. К ней подошла бабушка.

- А ты чего не играешь с ребятами?

- Они не хотят со мной играть. Дразнятся «косая», «уродина».

4 ситуация

- Около дома жалобно скулил щенок. Это соседи выбросили его на улицу.

- Ах, ты гадкий паршивец. Мало того, что сапоги сгрыз, еще и дорогую мебель испортил. Пошел вон. Не нужен больше.

Щенок жалобно заскулил. В это время шли мама с дочкой.

В данных ситуациях детям требовалось выявить проблему, найти верные пути решения. Ценность данной формы работы с детьми состояла в том, что она давала им возможность тренировки в доброжелательном поведении, проявлении сочувствия, сопереживания.

3. Чтение книг

На уроках литературного чтения и классных часах главным помощником в решении проблем нравственного становления личности были и есть книга. Именно в ней всегда действуют законы справедливости, доброты, честности, которые заставляют маленького читателя задуматься о себе и своём о месте в жизни. Книги передают духовно-нравственный опыт русской культуры, оказывающий положительное влияние на человека.

Например, читая «Сказку о жабе и розе» Гаршина В.М., дети убеждаются, что каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь. Можно как жаба, только лишь существуя и удовлетворяя свои потребности. Можно как роза, очень мало, но украшая своей красотой жизнь. Можно как мальчик, относясь ко всему по-доброму: и к зверькам, к растениям в цветнике. Анализируя произведения, дети сравнивают поступки героев с реальными, приводят примеры из жизни и делают правильный вывод: «Всё в наших руках».

4. Работа с притчами

Особая роль отводится притчам, которые влияют на самоопределение личности, формирование нравственных качеств учащихся. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти. Они помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого.

Таблица 3. Притча «Два волка»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь, равнодушие. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Работая с притчей, дети высказывают своё мнение о её смысле. Что означают слова старого индейца: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь?» От кого зависит, добро или зло будет жить на Земле? Все осознают, что если мы будем совершать добрые поступки, то победит волк, который представляет добро, а если будем жестокими, равнодушными, совершать плохие поступки, то победит волк, который представляет зло.

5. Убеждения словом

Школьники способны тонко чувствовать слово взрослого, когда они внимательно слушают трогательную песню Светланы Копыловой «Про кота», в которой бедное животное оказалось бездомным, искалеченным, или справедливые слова матери в сказке «Ласточка», где она улетает прочь от своих, равнодушных и ленивых сыновей в ответ на их позднее раскаяние - у многих на глазах наворачиваются слезы. Так и закладывается первое зернышко доброты и милосердия.

6. Природа – источник доброты и чувства прекрасного

Общение детей с природой дает большие возможности для воспитания доброго, трепетного чувства восхищения её красотой и могуществом. Ребёнок, который разорил птичье гнездо, растоптал червяка, сломал ветку дерева, бросил камнем в зверька, нарвал охапку цветов, поджёг муравейник – объект особого внимания учителя. Привычка с детства не ощущать боль живой природы становится во взрослой жизни черствым равнодушием, жестокостью. Вот поэтому необходимо сразу реагировать на такие ситуации, организовывать индивидуальное участие каждого ребёнка, в заботе об окружающей нас природе: (ходить в лес с экскурсиями, готовить кормушки для птиц, выращивать цветы на клумбе)…

7. Проекты

Например, защищая проект «Мои любимые питомцы», дети с радостью рассказывают, как заботятся о своих животных, и приходят к выводу, что в ответе за питомцев, которых приручили.

8. Работа с пословицами

Таблица 4. Пословицы

Жизнь дана

злое калечит

Доброе слово лечит,

на добрые дела

Худо тому,

кто добра не делает никому

На добрый привет

дороже богатства

Доброе дело

доброту не унесут

Красоту уносят годы,

добрый ответ

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль отразили в пословицах, которые передают из уст в уста, из поколения в поколение.

Собирая пословицы, объясняя их смысл, учащиеся понимают, что такое человеческое качество, как доброта, высоко ценилось во все времена.

Такие внеурочные занятия способны наполнить теплом сердце каждого ребёнка. Они несут высокую воспитательную миссию.

Духовно-нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Таким образом, педагогический смысл работы по формированию положительных нравственных качеств учащихся состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

«Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком – то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце», - так писал В.А.Сухомлинский. Конечно, каждый педагог сам выбирает формы и методы работы с детьми. И если мы будем делиться опытом и идеями, то наш маленький школьный мир наполнится светом, теплом и добром.

Список литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2009. №11. С. 68–71.
  2. Колычева Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа. 2014. №6. С. 32-34.
  3. 10000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок: жемчужины народной мудрости. М.: Просвещение, 2018. - 203с.
  4. Интернет-ресурсы:
    1. https://posloviz.ru,
    2. https://ozhegov.slovaronline.com
    3. https://www.b17.ru/article/dvavolka/
    4. www.vsukhomlinski.narod.ru