Составление интеллект-карты «Выход из сложной ситуации»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Соблазн, адреналин и новые ощущения: как маме повлиять на жизнь подростка без криков и принуждения.

Жизнь с подростком, это….

Вместо послушного и ласкового ребенка теперь какой-то незнакомец. Хамоватый, ленивый, недовольный всем. Постоянно сидит в наушниках и на все вопросы отвечает: «Угу / ща сделаю / всё норм».

Зависает в телефоне, прогуливает учёбу, скажешь ему хоть слово – огрызается и хлопает дверью. Стал замкнутым, шатается не пойми где и с кем, курит, балуется энергетиками.

Вот и что с ним будет дальше?

При этом среди приёмов воспитания, которых придерживаются родители подростков, главными остаются эти два:

  • кричащая и уставшая мать, чьи действия делают только хуже;
  • агрессивный отец, который врывается в комнату с угрозами «выбить всю эту дурь из головы».

Запомните, что переходный возраст — это не одна из стадий взросления ребёнка, это самый сложный период в его жизни. Именно в подростковом возрасте чаще всего появляется депрессия – 4 место в мире по данным ВОЗ.

И чем хуже подросток себя ведет, тем острее он нуждаешься в похвале и поддержке. 66% подростков признались, что в этом возрасте им не хватает родительской любви и принятия.

Сколько бы вы ни наказывали, ни кричали, ни читали нотации – ничего не сработает.

Как найти со своим подростком общий язык, понять причину всех его выходок, уберечь от плохих компаний и поступков и помочь ему из «гадкого утенка» стать цельным и счастливым взрослым?

Для того, чтобы справляться с подростком, необходимо знать его ресурсы.

Для этого, родителям можно предложить написать список ресурсов, которые помогают их подросткам в разных ситуациях, а затем подросткам предложить написать такой список. И сравнить для начала. Знают ли родители ресурсы своих детей. Совпадают ли эти ресурсы.

Составление интеллект-карты «Выход из сложной ситуации»

Интеллект-карта (ментальная карта, mindmap, майнд-карта) — древовидная схема, которая изображает некие объекты (например, идеи, задачи, тезисы) и связи между ними. Этот инструмент помогает структурировать и визуализировать различную информацию, а также сам процесс мышления, генерации идей.

В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам.

Семь правил интеллект-карт

  1. Располагайте лист горизонтально.
  2. Всегда начинайте с центра.
  3. Рисуйте ветви от центра в стороны.
  4. Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
  5. Показывайте иерархию и связь разными цветами.
  6. Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
  7. Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.

Подростку нужно выбрать из всех ситуаций 1-2 ситуации, в которых он чувствует себя подавленным (ой) и отчуждённым (ой). Выписать на лист сначала одну ситуацию (см. пример интеллект-карты).

Задаём подростку вопрос:

Что тебе может помочь справиться с этой ситуацией или облегчить своё состояние? Для подсказок можно использовать МАК «Все в твоих руках», «Расправляя крылья».

Для того чтобы ответить на этот вопрос, ученику (це) нужно: посмотреть на свой список ресурсов и выбрать те ресурсы, которые у него есть, для того, чтобы справиться со своим эмоциональным состоянием в трудных ситуациях.

Далее подросток пишет, как именно этот ресурс ему может помочь (см. пример интеллект-карты).

Когда подросток проработал одну ситуацию, рядом, по этому же алгоритму, он прорабатывает другую ситуацию.

Таким образом у него получается интеллект-карта, которая поможет подростку справляться с тягостными мыслями, апатией. Подросток увидит, что у него есть ресурсы, для преодоления трудных ситуаций. Подросток самостоятельно создаёт такую интеллект-карту, прописывает ситуации и ресурсы от руки. Можно предложить подростку лист формата А3 или склеенные между собой два листа А4.

После того, как подросток создаст свою интеллект-карту, психолог задаёт вопрос:

- Чувствуешь ли ты теперь себя увереннее, когда видишь, что у тебя есть ресурсы для преодоления трудных ситуаций?

- Как понимание того, что у тебя есть ресурсы для преодоления трудных ситуаций, изменит твоё отношение к ним?

Психолог предлагает подростку дома проработать остальные ситуации и принести на следующую встречу.