Направление: патриотическое.
Форма организации: внеурочная деятельность.
Пояснительная записка
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса внеурочной деятельности по патриотическому направлению «Мой край родной» призвана помочь педагогу расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Данная программа составлена на основе программы внеурочной деятельности Л.А.Лукиной «Виртуальное путешествие «Мой край родной: заповедные места и национальные парки Архангельской области» для учащихся 5-6 классов.
Цель – формирование патриотических чувств у обучающихся через углубление знаний о заповедных местах Архангельской области.
Задачи:
- Систематизировать знания об особо охраняемых территориях Архангельской области.
- Изучить влияние деятельности человека на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой.
- Учить отбирать нужную информацию для подготовки сообщения по заданной теме.
- Формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, бережное отношение к ее ресурсам.
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, речи, памяти.
Рабочая программа рассчитана на 8 часов и реализуется во внеурочное время, один раз в месяц, в срок с октября 2023г. по май 2024г.
Методы, используемые для успешного освоения программы:
- Методы устного сообщения материала: рассказ, описание, объяснение (разъяснение), беседа;
- Наглядные методы: показ, демонстрация, наблюдение, применение технических средств обучения;
- Методы работы с печатным текстом (письменными источниками).
Формы проведения занятий:
- Беседа;
- Подготовка сообщений, представление группе классов;
- Занятие с использованием учебного видеофильма;
- Занятие-викторина.
Содержание рабочей программы «Мой край родной»
Программа включает в себя 3 раздела:
- Введение, основные понятия (1 час): термины «урочище», «национальный парк», «заповедник», чем отличаются эти три понятия, видеоэкскурсия по Архангельской области.
- Заповедные места Архангельской области (6 часов): история основания, климат, памятники археологии и архитектуры, флора и фауна, исторически-сложившиеся традиции и ремесла, туризм, правила посещения заповедных мест.
- Подводим итог (1 час): викторина «Знай свой край» (через систему вопросов, заданий, сопоставлений вариантов ответов закрепить полученные знания об истории родного края, традициях, памятниках археологии, архитектуры, флоре и фауне.
Планируемые результаты освоения программы «Мой край родной»
Содержание программы «Мой край родной» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
По основным направлениям воспитания:
- гражданское: готовность к совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- патриотическое: проявление интереса к познанию истории, культуры своего родного края;
- духовно-нравственное: готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов своего края, понимание ценности отечественного искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил поведения и безопасности, в том числе навыков безопасного поведения на территории национальных парков, заповедников;
- трудовое: уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками при работе с информационными источниками.
Метапредметные:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- выражать свою точку зрения в ответах, диалогах, дискуссиях;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- публично представлять результаты выполненного задания;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата;
- оценивать качество своего вклада в общий результат.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
Предметные:
- знать историю основания, климат, памятники археологии и архитектуры, флору и фауну, исторически-сложившиеся традиции и ремесла заповедных мест своего края:
- знать правила посещения и поведения при посещении охраняемой территории;
- понимать значимость данных объектов для Архангельской области.
Тематическое планирование
| № раздела | Наименование раздела |
Количество часов |
ЭОР |
1 |
Введение, основные понятия. |
1 |
http://www.kurtyaevo.prihod.ru/ |
2 |
Заповедные места Архангельской области. |
6 |
|
3 |
Подводим итог. |
1 |
|
Всего в год |
8 |
||
Календарно-тематический план
| № | Тема занятия |
Формы работы на занятии |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
Раздел 1: Введение (1 час) |
||||
1 |
Введение, основные понятия. |
Беседа, просмотр, обсуждение видеофильма. |
13.10.2023г. |
|
Раздел 2: Заповедные места Архангельской области (6 часов) |
||||
2 |
«Урочище Куртяево» |
Подготовка кратких сообщений, представление группе классов, беседа. |
24.11.2023г. |
|
3 |
«Кенозерский национальный парк» |
Виртуальное путешествие по парку, тест на повторение материала. |
15.12.2023г. |
|
4 |
«Водлозерский национальный парк» |
Подготовка кратких сообщений, представление группе классов, коллективное обсуждение по плану. |
19.01.2024г. |
|
5 |
Национальный парк «Онежское поморье» |
Виртуальное путешествие по парку, тест на повторение материала. |
09.02.2024г. |
|
6 |
Национальный парк «Русская Арктика» |
Подготовка кратких сообщений, представление группе классов, беседа. |
15.03.2024г. |
|
7 |
«Пинежский заповедник» |
Виртуальное путешествие по парку, тест на повторение материала. |
12.04.2024г. |
|
Раздел 3: Подводим итог (1 час) |
||||
8 |
Викторина «Знай свой край» |
Проверка материала через систему вопросов, заданий, сопоставлений. |
03.05.2024г. |
|