Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мой край родной"

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7


Направление: патриотическое.

Форма организации: внеурочная деятельность.

Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса внеурочной деятельности по патриотическому направлению «Мой край родной» призвана помочь педагогу расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Данная программа составлена на основе программы внеурочной деятельности Л.А.Лукиной «Виртуальное путешествие «Мой край родной: заповедные места и национальные парки Архангельской области» для учащихся 5-6 классов.

Цель – формирование патриотических чувств у обучающихся через углубление знаний о заповедных местах Архангельской области.

Задачи:

  1. Систематизировать знания об особо охраняемых территориях Архангельской области.
  2. Изучить влияние деятельности человека на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой.
  3. Учить отбирать нужную информацию для подготовки сообщения по заданной теме.
  4. Формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, бережное отношение к ее ресурсам.
  5. Способствовать развитию внимания, логического мышления, речи, памяти.

Рабочая программа рассчитана на 8 часов и реализуется во внеурочное время, один раз в месяц, в срок с октября 2023г. по май 2024г.

Методы, используемые для успешного освоения программы:

  1. Методы устного сообщения материала: рассказ, описание, объяснение (разъяснение), беседа;
  2. Наглядные методы: показ, демонстрация, наблюдение, применение технических средств обучения;
  3. Методы работы с печатным текстом (письменными источниками).

Формы проведения занятий:

  1. Беседа;
  2. Подготовка сообщений, представление группе классов;
  3. Занятие с использованием учебного видеофильма;
  4. Занятие-викторина.

Содержание рабочей программы «Мой край родной»

Программа включает в себя 3 раздела:

  1. Введение, основные понятия (1 час): термины «урочище», «национальный парк», «заповедник», чем отличаются эти три понятия, видеоэкскурсия по Архангельской области.
  2. Заповедные места Архангельской области (6 часов): история основания, климат, памятники археологии и архитектуры, флора и фауна, исторически-сложившиеся традиции и ремесла, туризм, правила посещения заповедных мест.
  3. Подводим итог (1 час): викторина «Знай свой край» (через систему вопросов, заданий, сопоставлений вариантов ответов закрепить полученные знания об истории родного края, традициях, памятниках археологии, архитектуры, флоре и фауне.

Планируемые результаты освоения программы «Мой край родной»

Содержание программы «Мой край родной» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

По основным направлениям воспитания:

  1. гражданское: готовность к совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
  2. патриотическое: проявление интереса к познанию истории, культуры своего родного края;
  3. духовно-нравственное: готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  4. эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов своего края, понимание ценности отечественного искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  5. физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил поведения и безопасности, в том числе навыков безопасного поведения на территории национальных парков, заповедников;
  6. трудовое: уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  7. экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  8. ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками при работе с информационными источниками.

Метапредметные:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  2. выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  3. самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
  4. эффективно запоминать и систематизировать информацию.
  5. делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. выражать свою точку зрения в ответах, диалогах, дискуссиях;
  2. понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  3. в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  4. публично представлять результаты выполненного задания;
  5. понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
  6. принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  7. выполнять свою часть работы, достигать качественного результата;
  8. оценивать качество своего вклада в общий результат.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  2. делать выбор и брать ответственность за решение;
  3. давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  4. объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  5. осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Предметные:

  1. знать историю основания, климат, памятники археологии и архитектуры, флору и фауну, исторически-сложившиеся традиции и ремесла заповедных мест своего края:
  2. знать правила посещения и поведения при посещении охраняемой территории;
  3. понимать значимость данных объектов для Архангельской области.

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

ЭОР

1

Введение, основные понятия.

1

http://www.kurtyaevo.prihod.ru/
https://kenozero.ru/
http://vodlozero.ru/
https://onpomor.ru/
https://rus-arc.ru/
https://zapovednik-pinega.ru/

2

Заповедные места Архангельской области.

6

3

Подводим итог.

1

Всего в год

8

Календарно-тематический план

Тема занятия

Формы работы на занятии

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Раздел 1: Введение (1 час)

1

Введение, основные понятия.

Беседа, просмотр, обсуждение видеофильма.

13.10.2023г.

 

Раздел 2: Заповедные места Архангельской области (6 часов)

2

«Урочище Куртяево»

Подготовка кратких сообщений, представление группе классов, беседа.

24.11.2023г.

 

3

«Кенозерский национальный парк»

Виртуальное путешествие по парку, тест на повторение материала.

15.12.2023г.

 

4

«Водлозерский национальный парк»

Подготовка кратких сообщений, представление группе классов, коллективное обсуждение по плану.

19.01.2024г.

 

5

Национальный парк «Онежское поморье»

Виртуальное путешествие по парку, тест на повторение материала.

09.02.2024г.

 

6

Национальный парк «Русская Арктика»

Подготовка кратких сообщений, представление группе классов, беседа.

15.03.2024г.

 

7

«Пинежский заповедник»

Виртуальное путешествие по парку, тест на повторение материала.

12.04.2024г.

 

Раздел 3: Подводим итог (1 час)

8

Викторина «Знай свой край»

Проверка материала через систему вопросов, заданий, сопоставлений.

03.05.2024г.