Научно-исследовательский проект «Вторая жизнь вещей»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4


Участники: обучающиеся начальной школы

Руководитель: Крючкова Оксана Владимировна,
учитель начальных классов

Часть 1

Во время пандемии (весна-лето 2020 года) я, классный руководитель 2 класса, вместе со своими учениками сидели каждый у себя дома, никуда не выходили, уроки проводили онлайн. Обучающимся хотелось заниматься творческой деятельностью, но у многих детей закончился материал для изготовления поделок по труду. Вышли из этой ситуации очень просто: выполняли поделки из подручных материалов. Проявив немного фантазии, дети вместе с родителями смастерили замечательные изделия, которые не только украсили их домашний интерьер, но и принесли пользу дому и школе, например, прихватка из кусочков разных тканей, подсвечник, карандашница.

Выйдя в школу (3 класс) после пандемии, стали делиться своими впечатлениями и, конечно же, вспомнили про поделки. Оказалось, что можно не выбрасывать некоторые ненужные домашние вещи, а найти им новое применение. Раньше мы и не задумывались над тем, что многое из таких вещей может получить «вторую» жизнь. Таким образом, если меньше выбрасывать отходов, значит и окружающая среда будет более чистой.

У нас зародился проект – «Вторая жизнь вещей», цель которого дать вторую жизнь бытовым отходам.

Задачи:

  • Изучить информацию по данной теме.
  • Выяснить, сколько по времени разлагаются бытовые отходы в естественных условиях.
  • Познакомиться со способами «борьбы» с бытовыми отходами.
  • Создать свои способы утилизации бытовых отходов в домашних условиях.
  • Составить практические советы по применению бытовых отходов.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
А.Усачёв

Найдя и изучив информацию в книгах и Интернете по данной теме, мы выяснили, что экологические проблемы на Земле связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду.

Многие люди не задумываются, что, если не решать проблемы экологии, то они «ударят» по человеку. Например, по данным международных организаций, к 2020 году больше половины населения планеты не имеют доступа к качественной воде. А значит, их здоровье под угрозой.

По мере роста населения и промышленности растет проблема правильного удаления отходов. Люди накапливают столько мусора, что правильно утилизировать его становится все труднее. Например, твердый мусор обычно закапывают на свалках или сжигают, что очень вредно для окружающей среды. Разлагающийся мусор может привлекать паразитов, вызывать неприятный запах или вымываться в грунтовые воды. Дым, выделяемый при сжигании мусора, способствует загрязнению воздуха.

Когда-то, очень давно, у людей не было ничего, что есть сейчас: ни полей, ни ферм, ни заводов и фабрик, ни техники и современных жилищ… Жизнь людей зависела от окружающей среды. Наши предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы... Были созданы разнообразные машины. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.

Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её. Оказалось, что человек по-прежнему связан с природой и зависит от неё. Он был и останется сыном природы, а не её покорителем.

В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы.

В современном мире деятельность человека оказывает очень сильное влияние на окружающую среду. Так, из-за халатного отношения к проблеме утилизации отходов во многих странах мира мусор, скапливаясь десятилетиями, уничтожает все живые организмы.

Но человечество может использовать современные технологии, чтобы поменять ситуацию. Такие, например, действия, как разделение отходов, по мнению специалистов, уменьшат количество углекислого газа в воздухе.

Если использовать отходы для получения вторичного сырья, снизится необходимость в большом количестве вредного производства, а конечная продукция удешевится.

Таким образом, проблема утилизации мусора очень беспокоит людей и поэтому наш класс решил узнать, как можно ещё с ней справиться, и выяснить, что можно сделать с бытовыми отходами, чтобы улучшить качество жизни на Земле и защитить планету от гибели.

В этом состоит актуальность нашего проекта.

Прочитав в литературе и в интернете информацию по данной теме, мы узнали, что большая часть бытовых отходов не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения:

Глядя на рисунок, мы видим, что, например, бумага разлагается – 2 года, жестяная консервная банка – 10 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а стекло разлагается через много сотен лет.

Каждая семья ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет, газеты и т.п.

Узнав о том, что экологические проблемы на Земле связаны с деятельностью человека, что большая часть бытовых отходов не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения, мы решили узнать, как справляются в мире с этими проблемами и выяснить, что еще можно сделать с бытовыми отходами, и как мы сами, каждый из нас лично можем помочь окружающей среде.

Мы задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему действительно может каждый человек.

Вместе с ребятами мы изучили способы утилизации бытовых отходов. (Презентация 1)

А потом обучающиеся вместе с родителями сделали поделки из старых домашних вещей. «Ненужные» вещи нашли свое новое применение, получили «вторую» жизнь. (Приложение 1)

После изучения информации и практической деятельности составили таблицу, в которой привели примеры по применению бытовых отходов.

Примеры практических применений бытовых отходов

Пластиковая бутылка

Сделать кормушку для птиц, копилку.

Коробка из-под кефира

Сделать поделки, использовать для рассады.

Старая одежда

Сшить мягкие игрушки, коврики. Отдать людям, которые в этом нуждаются.

Консервные банки

Из них можно построить целые скульптуры, карандашницу, украсив ее, например, ленточками или бисером.

Старые газеты, журналы

Сделать поделки: сплести шкатулку, вазу.

А в преддверии Нового года у нас возник еще один проект, связанный с данной направленностью: «Изготовление новогодней елочки». (Приложение 2)

Актуальность проекта

Одним из направлений нравственного воспитания детей является привитие детям любви к родной природе и бережного отношения к ней.

В преддверии новогодних праздников наш проект направлен на пропаганду бережного отношения к природе, против незаконного спила молодых саженцев, а также демонстрации, на примере изготовленной елочки из подручного материала, выхода из ситуации, когда можно сделать праздник, не нанося вред окружающей среде.

Цель проекта - освоить технологию изготовления елочек из бросовых, подручных материалов.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечивать усвоение знаний о праздновании Нового года в России;
  • формировать простые технические навыки изготовления поделок.

Коррекционные:

  • развивать познавательную активность, навык поиска информации;
  • развивать коммуникативные способности учащихся, творческое мышление, умение обобщать собранный материал.

Воспитательные:

  • воспитывать привычку к труду;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

При постановке вопросов проекта мы использовали схему Фишбоун («Рыбьи косточки»), которая позволила эффективно найти решения в сложных ситуациях, выработать новые свежие идеи.

В голове «рыбки» находится проблема, которая рассматривается в данном проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечали причины-вопросы возникновения проблемы, на нижних выписывали факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Использование схемы Фишбоун позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты, что, безусловно, облегчает поиск информации, а также позволить в более конкретном виде представить основные направления исследований участников проекта.

В итоге у нас получилась прекрасная елочка (Приложение 2), которая очень понравилась школьным товарищам, учителям, друзьям и родственникам. Она красива, не занимает много места, иголки не осыпаются, значит, нет никакого мусора. С помощью имеющихся материалов мы не только изготовили новогоднюю елочку, но и сохранили жизнь одного дерева.

Таким образом, важным направлением в улучшении качества жизни на Земле является защита и охрана окружающей среды.

Часть 2

Перейдя в 4-й класс, мы продолжили работу по охране окружающей среды: дети постоянно следили за чистотой в классе, ухаживали за растениями, выполняли конкурсные поделки из подручных материалов и освоили технологию по изготовлению бумаги в домашних условиях. (Приложение 3)

Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети
Бросят люди по бумажке
Планета станет замарашкой….

Итак, в 4-м классе был экологический проект «Изготовление бумаги в домашних условиях». (Презентация 2)

Актуальность проекта

Ценность бумаги неопровержима. Она изменила уклад людей к лучшему. В давние времена, когда ее стали изготавливать, стоила очень дорого, а использовали бумагу только строго по назначению – для письма.

Сегодня отношение к бумаге, как к ценности, поменялось. Многие из нас не задумываются, когда тратят листы за листами, а ведь экологи предупреждали и предупреждают, что ресурсы нашей планеты не безграничны. Поэтому разумное расходование бумаги способно не только защитить деревья, сохранить леса, но и избавить нас в будущем от экологической катастрофы.

Технология производства бумаги – это еще и процесс, который загрязняет окружающую среду. Газы, выделяющиеся при таком производстве, имеют парниковый эффект и губительно влияют не только на экологию той местности, в которой производят бумагу, но и проникают далеко за ее пределы.

В настоящее время людям невозможно отказаться от бумаги, значит надо изменить деятельность ее производства. Рациональное использование древесины и бумаги поможет нам предотвратить экологическую проблему, катастрофу крупного масштаба. Сегодня разумнее всего – это вторичное использование бумаги.

Описание деятельности по устранению данной проблемы

Однажды на уроке окружающего мира мы изучали тему о рукописных книгах Древней Руси. Мы узнали, что древние рукописи дошли до нас в виде отдельных листов или книг. Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства.

До 14 века для письма использовался пергамент. Этот материал изготавливали из телячьей кожи.

Мы очень удивились, а почему не бумага? Решили найти ответ на этот вопрос.

Из книг, Интернета и уроков окружающего мира мы узнали, что на камне писали почти все древние народы.

Писали в давние времена и на глиняных табличках. Для них использовали глину высокого качества.

В Древнем Египте писали на пергаменте или папирусе.

В Древнем Риме писали на восковых табличках. Деревянные дощечки, покрытые слоем воска, использовались для обучения грамоте и для всевозможных мелких записей.

В Древней Руси писали на бересте - наружной части березовой коры.

Бумагу изобрели в Китае в 1 веке. Это открытие имело очень важное значение не только для Китая, но и для всего мира.

Бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Петр Первый.

В современное время в нашей стране существует много предприятий, занимающихся производством бумаги. Узнали, что каждый год для нужд мировой бумажной промышленности вырубается более 13 миллионов гектаров леса. Многие специалисты считают, что бумажная промышленность способствует потере лесов и, следовательно, увеличению выбросов углекислого газа.

Несмотря на ряд экологических проблем, связанных с бумажной промышленностью, данная отрасль предпринимает меры по улучшению технологий производства и делает их более экологичными.

После изучения истории возникновения бумаги, технологии ее производства и вреда для окружающей среды, мы решили выяснить, что дети нашего класса могут сделать, чтобы уберечь окружающую среду от загрязнения воздуха. Как помочь сберечь леса от постоянной вырубки?

Оказывается, в настоящее время разумнее и целесообразнее – вторичное использование бумаги.

Ребята нашего класса решили изготовить бумагу из вторичного сырья для экономии расхода бумаги для черновиков и изготовления праздничных открыток.

  1. Для этого взяли использованную бумагу: исписанные классные тетради, черновики и газеты.
  2. Мы их мелко рвали и заливали горячей водой. Оставляли на несколько часов, чтобы бумага хорошо промокла.
  3. Затем помещали в блендер. Перемешивали до однородного состояния. По необходимости добавляли воду.
  4. Выливали все сырье в емкости и опять заливали водой. Получалась очень жидкая кашица. Добавляли немного клея ПВА.
  5. Брали пяльца и натягивали на них сетку. Опускали пяльца с сеткой в емкость, а затем зачерпывающим движением аккуратно собирали массу, равномерно распределяя ее по поверхности сетки.
  6. Клали сверху кусок ткани, который чуть больше пялец, и бережно промакивали.
  7. Лишнюю жидкость убирали губкой.
  8. Дальше переворачивали пяльца и уже с другой стороны через сетку продолжали выжимать влагу.
  9. Потом отделяли ткань с полученным листом и, чтобы он быстрее высох, его еще раз промакивали с помощью другого куска ткани.
  10. После переносили ткань на плоскую поверхность. Давали время для высыхания.
  11. Из полученной разноцветной бумаги изготовили открытки для мам, а оставшуюся бумагу использовали для черновиков.

Социальная значимость результатов экологической деятельности по изготовлению бумаги в домашних условиях

Использование бумажных изделий несколько раз – это большой шаг к спасению мира от экологической катастрофы. Переработка макулатуры позволяет экономить древесину, что предотвращает вырубку лесов. Причем переработка вторичного сырья – технология чистая и экономически выгодная.

Таким образом, решая экологическую проблему сохранения лесов, с целью экономии бумаги, мы выяснили, когда появилась бумага на Руси, изучили технологию производства бумаги и сделали бумагу в домашних условиях из вторичного сырья. А после этого из нее изготовили черновики и праздничные открытки для мам.

Заключение

Работая над проектами, объединенными одним названием «Вторая жизнь вещей», мы не раз задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и не раз понимали, что частично решить эту проблему может каждый человек.

Не надо выбрасывать старые вещи, использованные упаковки и т.п. Проявив немного фантазии, терпения, можно изготовить замечательные предметы, которые могут принести пользу или украсить домашний интерьер.

Таким образом, я вместе со своими учениками вдохнула новую жизнь в старые забытые вещи, бытовые отходы. От данной работы мы получили огромную радость, так как, в первую очередь, внесли свой вклад в сохранение окружающей среды.

Проект «Вторая жизнь вещей» – это даже не проект, а образ жизни, к которому я приучала детей с первых их дней появления в школе.

С новым классным руководителем с 5 класса обучающиеся продолжили работу по утилизации бытовых отходов: постоянно принимают участие в сборе макулатуры и «добрых» крышечек.

В этом учебном году я снова набрала 1 класс и уже им доношу ту информацию по охране окружающей среды, которую рассказывала прежним ученикам. Мои выпускники начальной школы постоянно приходят к нам в гости и делятся своим опытом по данной теме проекта. Например, в начале учебного года они самостоятельно провели классный час для первоклассников, на котором говорили о правилах поведения в школе и, конечно же, на нем затронули тему об окружающей среде: следить за своим рабочим место, выкидывать мусор в определенное место, не выкидывать исписанные листочки и тетради и т.п. Потом старшеклассники провели классный час, посвященный «добрым» крышечкам. (Приложение 4)

В октябре и старшеклассники и младшие школьники приняли участие в сборе макулатуры и «добрых» крышечек. (Приложение 5)

Таким образом, моя задача, как учителя и гражданина своей страны, – это не только дать научные знания школьникам, но и научить этими знаниями пользоваться, развить лучшие качества каждого ребенка, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живем.

Здоровье планеты – в наших руках!

Используемые ресурсы

  1. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М., 1993.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 (4) класс. М., 2020.
  3. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 2001.
  4. http://hromax.ru/utilizatsiya_tverdyih_byitovyih_othodov.html
  5. https://minprirody.ryazangov.ru/opendata/Доклад%20об%20экологической%20ситуации%20на%20территории%20Рязанской%20области%20за%202019%20год.pdf
  6. https://vk.com/wall-164960348_1305