Развитие креативного мышления учащихся посредством проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: креативное мышление


Креативное мышление, в самом общем смысле, это способность генерировать новые, оригинальные и полезные идеи, находить нестандартные решения проблем и видеть мир под новым углом. И перед школьным педагогом стоит задача развивать креативное мышление своих подопечных.

Креативное мышление включает в себя:

  1. Гибкость - способность переключаться между различными способами мышления, рассматривать проблему с разных точек зрения и адаптироваться к новым обстоятельствам. Это умение легко отказываться от старых, привычных шаблонов и находить новые подходы.
  2. Беглость - способность быстро генерировать множество идей, находить разные варианты решений и предлагать разнообразные ответы на поставленные вопросы. Чем больше идей, тем больше шансов найти что-то действительно новое и стоящее.
  3. Оригинальность - способность придумывать новые, необычные, уникальные идеи, которые отличаются от общепринятых или общеизвестных. Это способность к новаторству и стремление к созданию чего-то нового.
  4. Разработка идей - способность подробно развивать идеи, добавлять детали, делать их более сложными и продуманными. Это умение доводить идею до совершенства, превращая ее из простого наброска в законченный продукт.
  5. Воображение - способность представлять себе вещи, которые не существуют в реальности, визуализировать идеи и создавать ментальные образы. Воображение – это топливо для креативности.
  6. Критическое мышление - важно не только генерировать идеи, но и оценивать их, анализировать, выбирать лучшие и отбрасывать нежизнеспособные. Критическое мышление помогает отделить зерна от плевел.

Другими словами, под креативным мышлением понимается способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.  Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

На уроках и во внеурочной деятельности навыки креативного мышления помогут ученику оптимизировать свое время и ресурсы, что положительно скажется на эффективности в учебном процессе в целом. Эффективным методом развития креативного мышления может стать проектная деятельность. Проект по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности. Каждый проект особенный, он уникален, так как ориентирован на интересы и увлечения самих учеников. Групповая и индивидуальная проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческого мышления и умения работать над проектом от начала до конца.
Развивать творческие навыки учащегося – дело нелегкое, но этот процесс можно облегчить, следуя некоторым правилам, которые приведут развитию креативности ученика. Обязательно стимулируйте любопытство и исследовательский интерес.

  1. Вопросы учеников, возникающие во время процесса обучения и креативной деятельности нужно поощрять, так ка это даст ученику лучшее понимание того, как его идею можно воплотить
  2. Возможность дать ученику исследовать интересующую его тему самостоятельно, это поможет ему найти ту тему, которая сделает проект более качественным.
  3. Для качественной проектной деятельности также необходимо вдохновение, которое ученик сможет черпать из различных мероприятий. Это позволяет создавать новые идеи, используя старые, что позволит генерировать более легкие идеи, которые будут также актуальны.

Поддерживать самостоятельности ученика не менее важно, чем придумать новую идею, которая будет полезна обществу, ведь без самостоятельности ученика не будет и идеи. Чтобы ученик умел сам проявлять свою креативность и умение создавать новое, можно использовать четкое определение границ и целей таким образом:

  • совместное определение целей: вовлекайте ученика в процесс постановки целей проекта; обсудите, чего он хочет достичь, какие навыки развить (это повысит его заинтересованность и ответственность).
  • определение рамок проекта: четко оговорите границы проекта, ресурсы, которые доступны, сроки выполнения (это поможет ученику ориентироваться и принимать решения в рамках этих ограничений).
  • критерии оценки: заранее обсудите критерии, по которым будет оцениваться проект (ученик должен понимать, что от него ожидается).

Сотрудничество учеников важно для получения результата, ведь многие новые идеи основаны на уже реализованных идеях, которые придумали другие люди. Использование различных методов будут способствовать сотрудничеству учащихся в творческой деятельности, например:

  • Разделение на группы: организуйте работу в группах, выбирая различные способы формирования команд (по интересам, по способностям, случайным образом). Важно, чтобы каждый участник группы имел свою роль и отвечал за определенную часть работы.
  • Четкое определение ролей: в каждой группе распределите роли (лидер, исследователь, координатор, секретарь, критик и т.д.). Это помогает структурировать работу и повышает ответственность каждого участника.
  • Поощрение совместных усилий: отмечайте и поощряйте не только индивидуальные достижения, но и успехи всей команды. Это способствует развитию командного духа и взаимопомощи.
  • Безопасная атмосфера: создайте атмосферу, в которой ученики чувствуют себя комфортно, высказывая свои идеи, даже если они кажутся странными или нереалистичными. Поощряйте взаимоуважение и конструктивную критику.

Вариативность проектов учит ученика проявлять креативность уже на этапе выбора темы, а это, соответственно, может дать лучший результат. Создание “банка идей”- соберите список возможных тем проектов, охватывающих разные предметные области и интересы учеников, например, путем мозгового штурма или опроса. Предложите ученикам общую цель проекта (например, “исследовать влияние технологий на общество”), но дайте им свободу выбора конкретной темы (например, влияние социальных сетей на подростков, влияние искусственного интеллекта на рынок труда и т.д.). Дайте ученикам проекты, которые объединяют знания из разных предметных областей (например, создание интерактивной карты города с использованием географических данных и исторических фактов). Предложите ученикам решать реальные проблемы, с которыми сталкивается их школа, город или общество (например, разработка проекта по улучшению экологической обстановки в районе, разработка приложения для помощи пожилым людям).

Важно также и давать оценку творческой деятельности, это может повысить интерес ученика к идее, что будет положительно сказываться на итоговом результате. Оценивайте не только конечный продукт, но и процесс работы: нужно обращать внимание на то, как ученик работал над проектом, какие методы использовал, какие трудности преодолевал, как решал проблемы. Подчеркивайте усилия и старания: Отмечайте, какие усилия ученик приложил для достижения результата, насколько он был вовлечен в работу, как он преодолевал трудности. Акцентируйте внимание на обучении и росте: Обратная связь должна быть направлена на то, чтобы помочь ученику учиться на своих ошибках, развивать свои навыки и стремиться к новым достижениям.

Таким образом, креативное мышление способствует развитию лидерских навыков, таких как способность к инновациям, умение вдохновлять и мотивировать других, а также умение принимать ответственные решения в сложных ситуациях, основанные на творческом подходе. Развитие креативности может занимать всю жизнь человека, но первые результаты преподаватель может заметить уже через несколько месяцев.

Список использованных источников

  1. Анисимов Д.Г. Развитие креативного мышления обучающихся средствами проектной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 5. С. 166-171. https://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/razvitie_kreativnogo_myshleniya_obuchayuschikhsya_sredstvami_proektnoy_deyatelnosti.pdf
  2. Жакупова Г.Ш. Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников // Молодой ученый. 2023.
  3. Шиничева И.Ю., Костина Л.М. Отношение педагогов и родителей к проектно-исследовательской деятельности школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 187-198. https://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/4_shinicheva_iyu_kostina_lm_187-198.pdf
  4. Зиновкина М.М. Основы исследовательской деятельности: ТРИЗ Зиновкина – М.: 2025. https://urait.ru/viewer/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti-triz-565853#page/13