Работа с текстовой задачей на уроках математики

13.05.2025

Традиционно сложилось так, что значительное место в содержании курса математики начальных классов всегда отводится решению текстовых задач. Проблема обучения решению текстовых задач была и остаётся самой актуальной.

Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней обучения в школе. Первые шаги при решении простых задач, не вызывают у учащихся затруднений. Но самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим, и от класса к классу эти учащиеся испытывают всё большие трудности.

Причиной этих затруднений является то, что у учащихся не сформировано в достаточной мере умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними взаимосвязь. Эта взаимосвязь является основой выбора действия для решения задачи. Решение задачи связано прежде всего с осознанием связей между условием и вопросом, данными и искомым, поэтому и ответ на этот вопрос для учащихся сложен.

Учителю нужно ответственно отнестись не только к введению термина «задача», но и к той подготовительной работе, которая предшествует этому. Целью подготовительного периода является: показать возможность перевода различных реальных явлений на язык математических символов и знаков.

При введении термина «задача» следует опираться на подготовительные упражнения с той целью, чтобы показать отличие задачи от упражнений, которые они выполняли. А отличие задачи: есть неизвестное, которое нужно найти, то есть ответить на вопрос, выбрать арифметическое действие. Используемая наглядность не должна давать возможность учащимся ответить на вопрос, прибегая к перечитыванию, а должна поставить их в условия необходимости выбора арифметического действия.

Приёмы, эффективно формирующие умение решать задачи.

  • Составление условия к данному вопросу.
  • Постановка вопроса к данному условию (Какой вопрос можно поставить к данному условию, чтобы получить задачу?).
  • Решение задач с лишними данными. Такой приём будет активизировать внимание учащихся и способствовать сознательному выполнению решения задач . Например, «В коробке лежало 8 карандашей. Сначала взяли 2 карандаша, а потом ещё 3 карандаша. Сколько всего карандашей взяли из коробки?». В процессе разбора задачи выясняется, что для ответа на вопрос не имеет значения, сколько всего карандашей было в коробке. Таким образом учитель сталкивает детей с реальной ситуацией, которая требует внимательного отношения к анализу задачи.
  • Задачи с недостающими данными. Например, «В одной вазе 5 яблок. Сколько яблок во второй вазе?».

Этапы решения задач и приёмы их выполнения

I. Восприятие и осмысление задачи

Цель: понять задачу, установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.

II. Приёмы выполнения:

  1. Правильное чтение задачи.
  2. Правильное слушание, при восприятии задачи на слух.
  3. Представление ситуации, описанной в задаче(зрительного, возможно, слухового и кинестетического образов).
  4. Разбитие текста на смысловые части.
  5. Переформулировка текста задачи: замена некоторых слов синонимами, изменение порядка слов, дополнение текста пояснениями.
  6. Построение материальной или материализованной модели: предметной (показ задачи на конкретных предметах), геометрической ( показ задачи с помощью графических изображений геометрических фигур или предметных моделей фигур с использованием их свойств и отношений между ними), условно-предметной ( рисунок), словесно-графической (схематическая краткая запись текста задачи, переформулированного в результате применения предыдущего приёма), табличной (таблица).
  7. Постановка специальных вопросов:

- О чем задача?
- Что требуется узнать (доказать, найти)?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Что обозначают слова…словосочетания…предложения?
- Какие предметы, понятия, объекты описываются в задаче?
- Какими свойствами, величинами они характеризуются?

III. Поиск плана решения

Цель: составить план решения задачи, «связать» вопрос и условие.

Приёмы выполнения:

  • Рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу» без построения графических схем (по данному тексту, по модели)
  • Рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу» с построением графической схемы (по данному тексту, по модели)

IV. Выполнение плана решения

Цель: найти ответ на вопрос задачи.

Приёмы и формы выполнения:

  • Устное выполнение каждого пункта плана.
  • Письменное выполнение каждого пункта плана:
  • арифметического решения (в виде выражения с записью шагов по его составлению, вычислений и полученного результата этих вычислений – равенства), в виде выражения , преобразуемого после вычислений в равенство, без записи шагов по составлению выражения; по действиям с пояснениями; по действиям без пояснений; по действиям с вопросами
  • графического и геометрического решения3: в виде чертежа (или) рисунка представлением (или без представления) промежуточных шагов построения и измерения
  • табличного решения : в виде таблицы с записью (или без записи ) шагов по её построению и заполнению
  • логического решения

3. Выполнение решения путём практического действий с предметами (реального и мысленного).

V. Проверка решения

Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения, убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий.

Приёмы выполнения: прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос задачи) и последующее сравнение хода решения с прогнозом; установление соответствия между результатом решения и условием задачи; решение другим способом; составление и решение обратной задачи; определение смысла составленных в процессе решения выражений; сравнение с правильным решением - с образцом хода и (или) результата решения.

VI. Формулировка ответа на вопрос задачи.

Цель: дать ответ на вопрос задачи.

Формы и способы выполнения: построение развёрнутого истинного суждения - формулируются ответ на вопрос задачи полным предложением в устной или письменной форме; формулировка краткого ответа устно или письменно.

Сколько людей, столько и стилей, в том числе в обучении. Разнообразие приёмов выполнения каждого этапа решения задачи позволяет всякому, кто решает, сделать выбор в зависимости от собственных возможностей и особенностей задачи. Наибольший эффект в развитии учащихся можно получить, если использовать различные формы работы над текстовой задачей. При выборе той или иной формы следует исходить из возможностей класса, учащихся, учитывая индивидуальный подход при решении задач.


aid: 708569