Традиционно сложилось так, что значительное место в содержании курса математики начальных классов всегда отводится решению текстовых задач. Проблема обучения решению текстовых задач была и остаётся самой актуальной.
Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней обучения в школе. Первые шаги при решении простых задач, не вызывают у учащихся затруднений. Но самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим, и от класса к классу эти учащиеся испытывают всё большие трудности.
Причиной этих затруднений является то, что у учащихся не сформировано в достаточной мере умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними взаимосвязь. Эта взаимосвязь является основой выбора действия для решения задачи. Решение задачи связано прежде всего с осознанием связей между условием и вопросом, данными и искомым, поэтому и ответ на этот вопрос для учащихся сложен.
Учителю нужно ответственно отнестись не только к введению термина «задача», но и к той подготовительной работе, которая предшествует этому. Целью подготовительного периода является: показать возможность перевода различных реальных явлений на язык математических символов и знаков.
При введении термина «задача» следует опираться на подготовительные упражнения с той целью, чтобы показать отличие задачи от упражнений, которые они выполняли. А отличие задачи: есть неизвестное, которое нужно найти, то есть ответить на вопрос, выбрать арифметическое действие. Используемая наглядность не должна давать возможность учащимся ответить на вопрос, прибегая к перечитыванию, а должна поставить их в условия необходимости выбора арифметического действия.
Приёмы, эффективно формирующие умение решать задачи.
- Составление условия к данному вопросу.
- Постановка вопроса к данному условию (Какой вопрос можно поставить к данному условию, чтобы получить задачу?).
- Решение задач с лишними данными. Такой приём будет активизировать внимание учащихся и способствовать сознательному выполнению решения задач . Например, «В коробке лежало 8 карандашей. Сначала взяли 2 карандаша, а потом ещё 3 карандаша. Сколько всего карандашей взяли из коробки?». В процессе разбора задачи выясняется, что для ответа на вопрос не имеет значения, сколько всего карандашей было в коробке. Таким образом учитель сталкивает детей с реальной ситуацией, которая требует внимательного отношения к анализу задачи.
- Задачи с недостающими данными. Например, «В одной вазе 5 яблок. Сколько яблок во второй вазе?».
Этапы решения задач и приёмы их выполнения
I. Восприятие и осмысление задачи
Цель: понять задачу, установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.
II. Приёмы выполнения:
- Правильное чтение задачи.
- Правильное слушание, при восприятии задачи на слух.
- Представление ситуации, описанной в задаче(зрительного, возможно, слухового и кинестетического образов).
- Разбитие текста на смысловые части.
- Переформулировка текста задачи: замена некоторых слов синонимами, изменение порядка слов, дополнение текста пояснениями.
- Построение материальной или материализованной модели: предметной (показ задачи на конкретных предметах), геометрической ( показ задачи с помощью графических изображений геометрических фигур или предметных моделей фигур с использованием их свойств и отношений между ними), условно-предметной ( рисунок), словесно-графической (схематическая краткая запись текста задачи, переформулированного в результате применения предыдущего приёма), табличной (таблица).
- Постановка специальных вопросов:
- О чем задача?
- Что требуется узнать (доказать, найти)?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Что обозначают слова…словосочетания…предложения?
- Какие предметы, понятия, объекты описываются в задаче?
- Какими свойствами, величинами они характеризуются?
III. Поиск плана решения
Цель: составить план решения задачи, «связать» вопрос и условие.
Приёмы выполнения:
- Рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу» без построения графических схем (по данному тексту, по модели)
- Рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу» с построением графической схемы (по данному тексту, по модели)
IV. Выполнение плана решения
Цель: найти ответ на вопрос задачи.
Приёмы и формы выполнения:
- Устное выполнение каждого пункта плана.
- Письменное выполнение каждого пункта плана:
- арифметического решения (в виде выражения с записью шагов по его составлению, вычислений и полученного результата этих вычислений – равенства), в виде выражения , преобразуемого после вычислений в равенство, без записи шагов по составлению выражения; по действиям с пояснениями; по действиям без пояснений; по действиям с вопросами
- графического и геометрического решения3: в виде чертежа (или) рисунка представлением (или без представления) промежуточных шагов построения и измерения
- табличного решения : в виде таблицы с записью (или без записи ) шагов по её построению и заполнению
- логического решения
3. Выполнение решения путём практического действий с предметами (реального и мысленного).
V. Проверка решения
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения, убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий.
Приёмы выполнения: прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос задачи) и последующее сравнение хода решения с прогнозом; установление соответствия между результатом решения и условием задачи; решение другим способом; составление и решение обратной задачи; определение смысла составленных в процессе решения выражений; сравнение с правильным решением - с образцом хода и (или) результата решения.
VI. Формулировка ответа на вопрос задачи.
Цель: дать ответ на вопрос задачи.
Формы и способы выполнения: построение развёрнутого истинного суждения - формулируются ответ на вопрос задачи полным предложением в устной или письменной форме; формулировка краткого ответа устно или письменно.
Сколько людей, столько и стилей, в том числе в обучении. Разнообразие приёмов выполнения каждого этапа решения задачи позволяет всякому, кто решает, сделать выбор в зависимости от собственных возможностей и особенностей задачи. Наибольший эффект в развитии учащихся можно получить, если использовать различные формы работы над текстовой задачей. При выборе той или иной формы следует исходить из возможностей класса, учащихся, учитывая индивидуальный подход при решении задач.