Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. А в действительности в обществе часто преобладает низкий уровень речевой культуры, звучит бедная безграмотная речь, общение взрослых и молодежи происходит на уровне сленга и жаргонизмов, общение родителей с детьми часто происходит лишь на бытовом уровне - все это отражается на ребенке и создает предпосылки к низкому уровню развития словаря.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит общее интеллектуальное развитие. Речевое развитие влияет на успешность обучения детей в школе. Ни для кого не секрет, что при поступлении в школу ребенок сталкивается с большими трудностями в освоении программы при тех или иных речевых проблемах. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Развитие навыков общения и всех компонентов речи реализуется посредством интеграции образовательной области «Коммуникация» по задачам и содержанию со всеми образовательными областями (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).
Речевое развитие должно проводиться с учётом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является игра. Всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком. Поэтому дидактические задачи, решаемые при помощи игровых методов и приемов, гораздо продуктивнее осваиваются детьми.
В программе речевого развития в ДОУ предусматривается широкое использование дидактических игр и лексических упражнений, как при проведении занятий, так и в свободной деятельности. Дидактическая игра и лексические упражнения систематизируют знания, развивают словарь детей: обогащают его новыми словами, закрепляют, уточняют и активизируют словарь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Более ощутимых результатов можно добиться, при регулярном использовании в работе дидактических игр и лексических упражнений.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся игры, передаваемые из поколения в поколение: «Фанты», «Краски», « Вы поедете на бал?», «Я знаю 5 имен» и многие другие. В них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.
Дидактическая игра — это коллективная, целенаправленная учебная деятельность. В ней каждый участник и команда в целом - объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Кроме дидактических игр в своей работе воспитатель непременно использует различные виды упражнений для развития словаря дошкольников.
В отличие от дидактической игры, лексические упражнения не содержат незнакомых слов и грамматики и помимо своей основной цели - закрепления новых слов, служат для повторения материала предыдущих игр и занятий. Лексические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Эффективность дидактических игр и упражнений, по мнению крупнейшего российского и советского педагога Е.И.Тихеевой, в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Е.И.Тихеева предложила систему словарных упражнений для детей дошкольного возраста. Целью этих упражнений, она считала, - расширение лексикона и речевых навыков. Это подразумевает решение следующих задач: подбор эпитетов к предмету, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Нетрудно заметить даже по этому перечислению влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.
Проведение дидактических игр входит в план занятий. Часто дети просят поиграть в понравившуюся игру и во внеурочное время. Такое желание необходимо всегда поощрять и поддерживать. Кроме того, в свободные часы, в распоряжении детей должен быть разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. Словесные дидактические игры помогают скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, они не требуют каких-либо условий, оснащения и оборудования. Этим обусловлена широта применения их на практике .
В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.
Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность. Воспитатель, руководя игрой, отмечает наиболее точные и правильные ответы, подбадривает стеснительных и застенчивых детей. Для большей заинтересованности правильные ответы детей можно поощрять фишками, которые подсчитываются в конце игры.
Во многих дидактических играх для старших дошкольников, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования: индивидуального, группового, командного. Как в любом соревновании кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускать бахвальства выигравших и что еще важнее - насмешек над проигравшими участниками. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку. Надо научить детей радоваться успехам товарища, приучить их справедливо разрешать споры, которые нередко возникают в игре.
Наименование дидактических игр и лексических упражнений, проведение которых необходимо на данном этапе обучения, как и методика их проведения, широко представлены в методической литературе по развитию речи, соответствующую ФГОС и реализуемую в каждом конкретном дошкольном учреждении. Кроме того, часто воспитатель сам придумывает игру или упражнение в зависимости от возникших трудностей в обучающем материале, задач текущего момента, желания детей и др. Удобство их проведения, как уже указывалось выше, в доступности и разнообразии.
К старшему возрасту у дошкольников формируется ядро словаря, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится доступным и родным.