"Ранняя профессиональная ориентация – это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше…»
В.В.Путин
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением государственной политики и деятельности образовательных организаций. Это напрямую связано с изменениями в современном мире труда, стремительным развитием технологий и изменениями в потребностях рынка. Молодое поколение испытывает значительные затруднения в профессиональном самоопределении, они не владеют информацией о широком спектре профессий, которые востребованы на сегодняшний день.
Уже в дошкольном возрасте самоопределение занимает важное место в процессе формирования личности ребенка, именно на данном этапе закладываются основы его мировосприятия, всего спектра социальных взаимодействий и способов самовыражения. Одним из важных компонентов самоопределения является возможность выбора, что позволяет ребенку осваивать социальные и эмоциональные навыки, а также формировать своеобразие личных интересов, ценностей и целей.
По мнению А.Н.Леонтьева, именно в дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Интерес позволяет раскрывать природные задатки ребенка, способствовать самосознанию, проживанию опыта деятельности и взаимодействия представителей разных профессий. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте, тем осознаннее будет выбор. Исходя из этого, можно утверждать, что уже на ступени дошкольного образования, а не в школе, необходимо начинать раннюю профориентацию.
Ранняя профориентация – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который призван знакомить его с различными видами труда и группами профессий для самостоятельного выбора в дальнейшем.
Основой для внедрения ранней профориентации в дошкольное образование служит Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которые акцентируют внимание на важности развития у несовершеннолетних обучающихся знаний, навыков, умений, способствующих формированию готовности к раннему профессиональному самоопределению. ФГОС ДО определяет важность формирования ключевых компетенций у дошкольников во всех видах детской деятельности, создания разнообразной предметно-развивающей среды, позволяющей ребенку самому выбирать предмет и способы реализации задач.
В ФОП ДО ранняя профориентация рассматривается как одно из направлений трудового воспитания в области социально-коммуникативного развития, интегрируясь в другие образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие.
Исходя из анализа ФОП ДО, целью ранней профориентации дошкольников является формирование у детей первоначальных знаний о профессиях, положительного отношения к труду, творчеству и профессиональному миру.
Основные задачи, ведущие к ее достижению:
- Формировать у детей знания и представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, социальной значимости разных профессий.
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях взрослых, возможности детям экспериментировать, пробовать себя в различных ролях и профессиях.
- Способствовать выявлению индивидуальных профессиональных интересов, склонностей и талантов детей, закладывать основы для осознанного выбора дальнейшего образовательного маршрута.
- Приобщать ребенка к разным видам труда, формировать привычку трудиться.
- Формировать предпрофессиональные компетенции (планировать деятельность, организовывать рабочее место, выполнять трудовые операции по алгоритму, при этом творчески подходить к решению задач, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с другими, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).
- Стимулировать интерес и позитивное отношение к труду взрослых, творчеству и профессиональному миру.
- Воспитывать ценностное отношение детей к современным видам профессиональной деятельности.
- Приобщать родителей к совместным мероприятиям, направленным на профориентационную деятельность, а также взаимодействие с различными предприятиями и организациями.
Общие задачи профессиональной ориентации имеют свою специфику по возрастным группам, от возраста к возрасту расширяя и усложняя знания и умения детей.
Основными направлениями профориентации в дошкольном возрасте являются: трудовое воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Данные направления реализуются через разные формы воспитательно-образовательного процесса:
- образовательную деятельность;
- режимные моменты;
- самостоятельную и игровую деятельность детей;
- в процессе совместной деятельности с семьей.
В ходе ранней профориентации используются все группы методов: словесные, наглядные, практические, игровые, проектные, методы стимулирования деятельности детей, методы оценки знаний и умений детей, методики оценки представлений детей о профессиях.
Современные образовательные практики требуют внедрения методов, которые отвечают запросам времени и меняющимся условиям. В области ранней профориентации дошкольников особую ценность имеют инновационные технологии, способные повысить интерес, активизировать познавательную и исследовательскую деятельность детей, значительно изменить восприятие ими мира профессий.
К таким относятся:
1. Технология проектной деятельности (Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова).
Проектная деятельность в профориентации — это эффективный метод обучения, который позволяет знакомить детей с различными видами труда, исследовать, экспериментировать и творить, погружаясь в атмосферу выбранной профессии.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И.Савенков, Н.А.Короткова):
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Технология исследовательской деятельности в профориентации — это метод, который помогает детям познакомиться с различными видами труда, чтобы облегчить им самостоятельный выбор в будущем.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр – это метод ознакомления дошкольников с миром профессий через игру. (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко).
4. Технология интегрированного обучения – это подход, при котором знания из разных областей соединяются на равноправной основе и дополняют друг друга. (Л.А.Венгер, Е.Е.Кравцова, О.А.Скоролупова).
Некоторые особенности такого обучения:
- Формирование у детей целостной картины мира. Интегрированный подход позволяет развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы.
- Вовлечение детей в различные виды деятельности. Это помогает удерживать внимание дошкольников и не приводит к высокой степени утомляемости.
- Использование игр профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретёнными из рассказов, фильмов, книг.
- Работа в разных формах: занятия, экскурсии, праздники, развлечения.
5. Информационно-коммуникационные технологии – это использование компьютерной техники и интернета для обновления форм и принципов профориентационной работы (виртуальный кабинет профориентации, виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации, интерактивные игры, медиатека).
Важным аспектом в нашей работе по профориентации является использование всех данных технологий, в особенности проектно-исследовательской деятельности и цифровых платформ, которые позволяют детям самостоятельно исследовать интересующие их профессии, развивать предпрофессиональные компетенции, создавать собственные продукты интеллектуальной и трудовой деятельности. В данном случае процесс профессионального изучения становится доступным, увлекательным и основывается на интересах и склонностях самих детей. При этом взрослые (родители и педагоги) играют роль помощников и направляющих, создавая условия для осознанного выбора, что помогает дошкольникам понимать причинно-следственные связи и развивать критическое мышление.
Так долгосрочный интернет-проекта «Профессиограмма» был создан детьми, педагогами совместно с родителями, которым отводится роль профессионалов, погружающих детей в мир своих профессий. Проект основывается на дидактических принципах, применяемых в современном образовании. Использование мультимедийных элементов, анимации и видеоконтента дает возможность привлечь внимание детей к изучаемой теме.
Главная цель данного проекта - создание платформы, с помощью которой дети могут получать информацию о различных профессиях, их особенностях и необходимых качествах, развивать предпрофессиональные умения и навыки.
Основой проекта является передача «Профессиограмма», которую ведут дошкольники. Как настоящие журналисты они берут интервью, проводят мастер-классы, участвуют в составлении сценария. Конечно, для развития таких профессиональных навыков наших юных журналистов была проведена большая предварительная работа. Дошкольники посещали медиа-студию в школе, где узнали о профессии журналиста, научились основам съемочного процесса, монтажа передач, дали свое первое интервью. Затем самостоятельно провели экскурсию для учеников из кружка журналистики и мастер-класс съемки мультфильмов в мультстудии «Колокольчик». Все это пробудило в детях желание создать свою передачу, где они могли быть настоящими журналистами и ведущими. Тема возникла сама собой – «профессии». Но чтобы рассказывать о профессиях, нам нужны были профессионалы. Они оказались рядом – это родители воспитанников нашей группы и сада. Мы провели анкетирование и беседы, узнали о специальностях родителей более подробно, об их возможностях и готовности участвовать в интернет-проекте. Так возникла «Профессиограмма».
«Профессиограмма» — это интернет-контент с циклом передач, рассказывающих о различных профессиях, требования, предъявляемых к работнику. Каждая передача состоит из трех разделов: интервью, самопрезентация родителя, который рассказывает о своей профессии и мастер-класс, направленный на формирование навыков, необходимых в работе. Интернет-контент дополняется викторинами и опросами по текущим темам, где для привлечения внимания детей и их родителей разыгрываются небольшие призы. Родители с детьми активно участвуют в жизни чата, пробуждая интерес к новым передачам и профессиям.
Эффективность «Профессиограммы» в ранней профориентации во многом зависит от интеграции в существующую образовательную практику. Важно, чтобы работа в проекте с интернет-ресурсами дополнялась традиционным обучением, это позволяет обеспечить многогранный подход. Каждую передачу дети просматривают утром в группе, обсуждают ее и планируют совместно с педагогами деятельность на день, а то и неделю. Так воспитанники могут побудить воспитателей к организации экскурсии или исследованию по той или иной профессии, предложить встречу со своими родителями (так у на были организованы встречи с пожарным, сотрудником МЧС, специалистами по тактической медицине). Полученные знания дети расширяют на занятиях, закрепляют в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В группе для этого создана необходимая пространственно-развивающая среда: тематические, игровые уголки, зоны творческой и экспериментальной деятельности, позволяющие закрепить трудовые навыки. На протяжении всего проекта педагоги совместно с родителями и детьми организовывали совместную трудовую и продуктивную деятельность, мастер-классы, тематические выставки, создали различные дидактические игры, альбом «Профессиограмма», в котором отразили профессии родителей группы.
Интернет-проект «Профессиограмма» побудил детей смотреть на окружающее с профессиональной точки зрения: даже посещая магазин или пиццерию, они начали наблюдать за работниками, анализировать их действия, подмечать особенности их труда и специальности, а затем обсуждать со сверстниками и проигрывать в игре, примеряя различные профессиональные роли. Проект выявил таланты и способности, расширил коммуникативные навыки и кругозор в мире профессий не только детей, но и взрослых, побуждая их к подбору информации и изучению различных специальностей, адаптации материала для лучшего восприятия дошкольниками.
Таким образом, посредством интернет-проекта «Профессиограмма» педагоги успешно реализуют задачи ранней профориентации в дошкольном возрасте, формируют у детей положительно-эмоциональное отношение к труду.