Возраст детей – 5-6 лет.
Контингент: задержка психического развития.
Форма занятия: микрогруппа в составе 4 человек.
Тема: «Прогулка с пингвинёнком Лоло».
Цель: формирование энергетических ресурсов организма, развитие и коррекция исполнительных функций мозга, операционального обеспечения ВПФ, развитие управляющих функций мозга, произвольной саморегуляции.
Задачи
- Развитие познавательных процессов
- Развитие произвольной саморегуляции
- Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия
- Развитие моторики
- Оптимизация и стабилизация тонуса мышц
Оборудование. Игрушка пингвина, ручки, «костер» из цветного картона, карточки с заданиями, бинокли, контейнеры, различные мелкие предметы, теннисные мячики, картинки с животными Антарктиды (раздаточный материал)
Сценарий занятия
Ритуал приветствия. Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас снова. Давайте вспомним наше приветствие:
- Здравствуй, правая рука! (рука отводится вправо) – дети выполняют.
- Здравствуй, левая рука! (рука отводится влево) – дети выполняют.
- Поработаем вместе (руки соединяются вместе) – дети выполняют.
- Молодцы, у вас всё отлично получилось! Сегодня я к вам пришла не одна, со мной пришёл гость. А вот кто это, вам предстоит отгадать?
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда… (пингвин)


- Отлично, дети! Вы отгадали правильно. У нас в гостях пингвинёнок Лоло и он приглашает нас отправиться в путешествие. Мы отправимся в далёкую Антарктиду, впереди нас ждут увлекательные задания, но, чтобы их успешно выполнить, нам нужно подготовиться. Пингвиненок Лоло говорит, что в Антарктиде очень холодно и нужно уметь правильно дышать, чтобы не простудить горло.
Разминка
«Четырехфазное дыхание» (равные по времени этапы 2 секунды, вдох – пауза – выдох – пауза) 10 раз. Все тело, кроме диафрагмы и живота, должно быть неподвижно.)
Дети вместе с нейропсихологом выполняют в течение 7 секунд.
- Дети, вы такие молодцы! У вас всё отлично получается!
- Чтобы попасть в Антарктиду, воспользуемся нашими волшебными биноклями, посмотрев в которые, мы сможем переместиться домой к пингвинёнку. Подождите! Пингвинёнок хочет что-то сказать. Конечно, конечно, Лоло, мы обязательно оденемся потеплее. Давайте представим, что мы надеваем теплые курточки, штанишки и шапочки, варежки надеть мы тоже не забудем.
Упражнение «Самомассаж»
1. «Гибкая шея, свободные плечи»
2. «Расслабленная спина»
3. «Мытье головы»
- Ну вот мы с вами оделись и теперь готовы переместиться в Антарктиду.
Упражнение «Бинокль» - глазодвигательное: ребенок самостоятельно плавно перемещает бинокль перед глазами вправо и обратно к середине правой рукой, влево и обратно к середине левой рукой, вверх и обратно к середине, вниз и обратно к середине, к переносице и от переносицы двумя руками. Глаза ребенка следят за ярким биноклем, голова не двигается. Ребенок должен на 1-2 секунды задерживать бинокль в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы) и удерживать взгляд в этих крайних точках.
- Ура! У нас все получилось! Мы в Антарктиде!
Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций
- Дети, вы только посмотрите, как здесь кто-то намусорил на льдине у пингвиненка. Давайте вместе поможем ему.
Упражнение «Собиратель». Сидя на полу с согнутыми коленями, нужно использовать пальцы одной ноги для сбора мелких предметов на полу: ластиков, точилок для ножей, пуговиц, бумажных корабликов и т.д. Затем повторить упражнение с другой ногой в течение той же продолжительности.
- Отлично! Теперь наш пингвинёнок рад, у него снова стало очень чисто! Пингвиненок приглашает нас покататься на катке. Но кататься мы будем не совсем привычным для вас способом, не на коньках. Сейчас я покажу вам (показ и объяснение)
Упражнение «Каток». Стоя, нужно перекатывать мяч ногами в направлении вперёд-назад. Упражнение выполняется попеременно левой и правой ногой.
- Как у вас здорово получается! А Лоло предлагает вам такую игру.
Упражнение «Самый быстрый и осторожный». На двух столах, расположенных на расстоянии 5 м друг от друга, стоят контейнеры: один наполнен теннисными мячами, а другой пуст. Нужно с помощью ложки перекладывать шарик из одной ёмкости в другую.
- Дети, вы такие молодцы! Пингвинёнок очень доволен вами. У нас, наверное, замерзли немного руки, давайте их согреем.
Упражнение «Ах, ладошки, вы, ладошки!» И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить:
«Ах, ладошки, вы, ладошки!
За спиною спрячем вас!
Это нужно для осанки, это точно!
Без прикрас!»
Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.
- Ручки согрели, но все-же немного холодно. Давайте погреемся у костра.
Игра «Костер». Дети сидят на ковре вокруг «костра». По слову психолога «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по слову «руки замерзли» - протянуть руки к «костру», по словам «ой какой большой костер» дети встают и машут руками, по словам «нам огонь принес дружбу и веселье» все берутся за руки и идут по кругу, затем хлопают в ладоши.
- Ну вот мы и согрелись.
- Дети, пингвинёнок слишком долго не был дома и совсем забыл, какие животные обитают вместе с ним. Поможем ему?
Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей.
Детям показывают 6 картинок с животными Антарктиды, затем картинки убирают и предлагают найти их на рисунках среди других животных (раздаточный материал)
Упражнение «Слова по кругу». Ведущий называет слово, связанное с Антарктидой, дети по очереди повторяют слово, затем ведущий называет второе слово, дети по очереди повторяют первое и второе слово. Постепенно количество слов увеличивается до пяти.
«Угадай по описанию». Взрослый предлагает угадать, о ком (о каком животном, птице) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это птица. Она черная, ходит на двух ногах, у нее короткие крылья, белый животик (пингвин)». Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными животными, и он находит нужный.
- Дети, наш Лоло очень любит играть, знает много игр, есть у него и одна любимая Подвижная игра.
«Запрещённое движение». Игроки строятся в круг, в центре — психолог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них — запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого.
- Как здорово мы с вами погостили у пингвинёнка! Но нам нужно отправляться обратно, ведь вас ждут ваши родители. Обратно мы полетим на ковре-самолёте.
Релаксация «Ковер-самолет»
И.п.: — лежа на спине. Психолог поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветер нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
— Вот мы с вами снова в нашем детском саду. Прежде чем мы с вами попрощаемся, давайте каждый из вас выберет себе того смайлика, какое у него сейчас настроение (дети выбирают)
- Скажите, что нового сегодня каждый из вас узнал? Что больше понравилось? Что огорчило? (дети отвечают)
- Вспомним наш ритуал прощания.
«Очень жаль нам расставаться». Дети произносят: «Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться. Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять» — и обнимаются друг с другом по кругу.
Список использованных источников
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники / под ред. А.В. Семенович. М.: Дрофа, 2014.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. М.: Генезис, 2005. 319 с.: ил.
- Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Сборник нейропсихологических программ (I – Таланты детского мозга; II – Эффективное общение; III – Познавательная активность; IV – Речевая компетентность).
- Сиротюк А.Л. «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка» ООО «ТЦ Сфера», 2003.