Цель:
- Учить рисовать узор в квадрате, располагая его в соответствии с данной формой, придумывать детали узора по своему желанию.
- Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить рисовать восковыми мелками и акварелью;
- Учить располагать свой рисунок на всей плоскости листа;
- Составлять композицию из узоров используя разные приемы рисования: линии, тычки, завитки и т.д.
Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, речь и мышление детей. Развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать аккуратность, усидчивость;
- Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе;
- Воспитывать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: слайды с изображением изделий вологодских кружевниц, образец с алгоритмом составления узора.
- Раздаточный материал: бумага тонированная, в виде квадрата; восковые мелки; акварельные краски; кисти беличьи; стаканчик с водой, подставки для кистей, салфетки.
Словарная работа: узор, мороз, волнистая, изогнутая, кружево, кружевница, белоснежная.
Методы и приемы используемые на уроке: словесные (стихотворения «Для детей о доброте и вежливости» автор И.Романов, «Волшебник» автор К.Билич, отрывки из стихотворений «Заклинания Зимы» М.Пожарова и Н.Френкель, рассказ и объяснение педагога, вопросы к детям, напоминание, указания педагога в процессе урока, поощрение); наглядные (рассматривание слайдов с изображением кружева и специальных инструментов, снежинок, морозных узоров на окнах, образец с алгоритмом составления узора, показ педагогом приемов рисования, показ детских работ в конце урока, при их оценке); практический, наблюдение.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте дружно поздороваемся друг с другом.
Дети:
Здравствуйте!
Придумано кем-то
И просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Педагог показывает детям вологодские кружева на мультимедийной установке.
Педагог: ребята, а вы знаете, что это такое?
Дети: это кружево.
Педагог: правильно, это кружева, которые мастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов — крючков, коклюшек, челноков (рассказ сопровождается показом слайдов, звучит спокойная приглушенная музыка (Брамс «Вальс 3».). Как вы думаете, для чего нужны такие кружева?
Дети: Для того чтобы украшать одежду.
Педагог: Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной; а кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным. Сейчас мы с вами любуемся вологодским кружевом. Оно называется так по названию города Вологда, в котором вот уже много-много лет замечательные мастерицы делают знаменитые на весь мир кружева. Если всмотреться в кружевной узор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое. Эти белоснежные кружева напоминают морозные узоры на окне, которые мы можем видеть зимой.
А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети: Мороз.
Педагог.
Мороз - волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Дети: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Педагог. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Дети: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Педагог: Сегодня мы с вами станем волшебниками, как Дед Мороз и попробуем сотворить волшебство — тоже нарисуем морозный узор. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:
Заклинания Зимы (М.Пожарова)
(отрывок из стихотворения)
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз,
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, Метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
Стоя в кругу, поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.
Руки — перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.
Имитировать движение рисования «кистью» в произвольном направлении поочередно правой, левой руками.
Поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.
Присесть, встать, поднять руки вверх, покружиться вокруг себя.
Практическая часть
Педагог: А мы с вами сейчас нарисуем необычные кружева — снежинки и создадим из них «Зимнее окошко». Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат и нарисует на нем снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем восковыми мелками, а потом закрасим свои картины акварелью и посмотрим, что из этого получится. Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму — шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру окошко (бумажный квадрат), посередине ставлю белую точку и провожу в стороны шесть лучей: один луч вверх, другой вниз, а потом два влево и два вправо, проверим — всего шесть лучей (воспитатель показывает рисунок-основу). Теперь соединяю лучи: рисую круги — вокруг точки, второй дальше... и последний круг провожу по кончикам лучиков (показывает рисунок с концентрическими кругами). А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз. Это могут быть цветы, листья, ягодки, завитки, веточки и все, что захотите. Или просто узоры из точек и пятнышек. (Педагог показывает элементы и оставляет рисунок с вариантами элементов декора на мольберте или на доске.) Дети начинают рисовать снежинки. Педагог показывает отдельные приемы декоративного рисования на своем «Окошке».
В конце занятия учащиеся закрашивают свои работы акварелью и приносят свои маленькие окошки на большое «Зимнее окошко» и составляют композицию — размещают, подбирая по цвету основы, как лоскутное одеяло. Оставляют снежинки до полного высыхания красок.
В конце занятия учащиеся любуются получившимися волшебными узорами.
Педагог:
На стекле морозный иней -
Сколько черточек и линий
Знаю только я одна
Кто стоит там у окна…