Методы формирующего оценивания на уроках иностранного языка как объект исследования

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, метод оценки, формирующая оценка


Процесс обучения состоит преимущественно из двух важных составляющих: обучения и оценки. Их неразделимость объясняется тем, что преподавание всегда формирует важность проведения оценочной работы с целью выявления общего представления о способностях студентов, получаемого материала. Кроме того, метод оценки может быть использован с целью повышения успеваемости учащихся, их мотивации к дальнейшей работе и улучшения восприятия информативного материала, поступающего от учителя.  Оценочная работа также используется в качестве инструмента достижения целей обучения учащимися и определяется требованием к интенсификации улучшения обучения.

На практическом уровне учителя довольно часто придерживаются следующих двух типов оценки: формирующей и суммирующей. В рамках представленного параграфа мы рассмотрим первый вид оценки, определяя ее концептуальную идею. Следует отметить, что в настоящее время не существует однозначного определения понятия формирующей оценки, указывающего на ее отличие от других видов оценки, однако в преимуществе она рассматривается в контексте образовательных целей, а ее анализ ориентирован на понимание учителем дальнейших действий для коррекции образовательной деятельности на уроках английского языка.

Формирующая оценка считается одним из наиболее влиятельных способов улучшения процесса обучения. Она образуется ввиду осуществления оценки понимания школьниками своих потребностей в обучении и возможности прогресса при ознакомлении с определенным учебным материалом. Формирующая оценка позволяет выявить учителям области, которые оказываются трудными для восприятия учащимися. Она сможет стимулировать педагогов оптимизировать педагогический подход с целью получения со стороны школьников желания приобрести необходимые навыки для развития учебной компетентности.  

Соответственно, возможно говорить о том, что формирующая оценка позволяет учителям вносить коррективы в учебные материалы и методы обучения, чтобы позволить учащимся достигнуть максимально высоких результатов в обучении. Р.Е.Машкова утверждает, что формирующая оценка предназначена для того, чтобы учителя могли получить обратную связь от своих учащихся, контролировать пробелы их знаний с целью последующего их восполнения в процессе обучения. Основная цель формирующей оценки состоит в сборе подробной информации о процессе обучения, которая может быть использована для его дальнейшего совершенствования в условиях достижения наивысшего уровня восприятия материала, соответствующего учебному плану.

Формирующая оценка имеет большое значение, потому что она помогает учителям судить о способностях учащихся и решать, какие педагогические действия следует предпринять, чтобы успеваемость учащихся могла достичь самого высокого уровня. Кроме того, Е.В.Жданова утверждает, что хорошее качество формирующей оценки важно для улучшения результатов обучения учащихся. Поэтому правильное проведение формирующей оценки в школьной практике имеет значение не только для школьников, но и для самих учителей.

Говоря о формирующем оценивании необходимо также отметить, что целями данного вида оценивания является определение новых путей форм обучения, исправления ошибок учащихся, обратной связи учителя с учащимися. И, что немаловажно, составление плана коррекционной работы по ликвидации возникших проблем и трудностей. Таким образом, учитель получает возможность понять и скорректировать  непосредственно процесс обучения.

С точки зрения процесса развития, можно констатировать, что формирующая оценка образовалась путем смещения с традиционного стандартизированного тестирования на более широкую оценку обучения. В 1980-х годах традиционное понятие «оценка» обычно вызывало видение «тестов или экзаменов, сертификатов и оценок», которые позволяли дать оценку знаниям учащихся. Этот традиционный взгляд на оценку был поставлен под сомнение как слишком узкий в своем отражении образовательных достижений. С тех пор эволюционирующий взгляд на «оценку» стал охватывать многочисленные цели «содействия обучению», «улучшения преподавания», «предоставления достоверной информации о том, что было сделано или достигнуто» и «предоставления учащимся возможности сделать разумный выбор в отношении получаемой информации».

В этом случае можно сделать вывод, что формирующая оценка решает следующие важные задачи, которые предопределяются ее ключевой целью:

  • определение и модификация учебной деятельности;
  • выбор наиболее подходящих стратегий для повышения успеваемости учащихся.

И.С.Фишман, Г.Б.Голуб указывают, что компоненты формирующей оценки включают в себя взаимодействие учителя и ученика(ов), информирование учащихся о критериях их успешной учебной деятельности, сбор подробной информации о ней и обеспечение обратной связи в процессе обучения, а также предоставление корректировок педагогического характера со стороны учителя.

Исходя из вышеизложенных задач формирующей оценки, ее можно охарактеризовать следующим образом:

  • она выступает оценкой, проводимой учителями на ежедневной основе в ходе процесса обучения;
  • она обеспечивает обратную связь для учителей, чтобы сделать немедленную ревизию в ходе обучения учащихся;
  • она направлена на модификацию учебной деятельности с целью улучшения успеваемости учащихся.

Следовательно, в соответствии с задачами учебного процесса оценка в большинстве случаев является формирующей, поскольку она позволяет учителям рассмотреть, какие улучшения должны быть сделаны незамедлительно, что поможет дать значительные результаты для обучения школьников.

Как отмечают Блэк и Вильям, в настоящее время являются важными общее восприятие и правильная трактовка формирующей оценки, так как она сможет повлиять на способность педагогов определять последующие действия, которые они должны осуществить для улучшения успеваемости своих учащихся и развития своей профессиональной педагогической практики. Понимание педагогами формирующего оценивания включает в себя их общее восприятие природы, характеристик и принципов формирующего оценивания, умение давать обратную связь и умение выполнять последующие действия. Очень важно, чтобы учителя обеспечивали обратную связь должным образом, чтобы школьники знали о своем прогрессе в обучении, могли изменить свой стиль обучения, улучшив свои учебные результаты.

Формирующее оценивание в целом состоит из разнообразных приемов и инструментов, которые позволяют его применять в большом числе отличающихся ситуаций. Иными словами, в разных ситуациях общения и для решения разных дидактических задач по множеству дисциплин. В качестве примера можно обозначить рефлексию как эффективный метод по активизации мышления учащегося, развитию навыков подведения итогов своего обучения, размышления над пройденным материалом и др. Представление информации в визуальном формате дает возможность увеличить вероятность донесения информации до учеников, которым характерны различные особенности. Например, часть учащихся легче воспринимает аудиальную информацию, а часть – визуальную. Смешение форматов позволит задействовать в учебном процессе и активизировать большее число учащихся. Применение графиков, схем и диаграмм – это верный способ систематизации информации, представления ее в кратком и наиболее понятном виде.

Для того чтобы оценить, является ли тот или иной метод оценивания формирующим, целесообразно использовать некие индикаторы или критерии:

  • соответствие содержания оцениваемых упражнений и изученного материала;
  • формат упражнений и заданий, которые будут в этом процессе применяться, должен быть знаком обучающимся;
  • при выполнении заданий должен демонстрироваться не только результат, но и процесс его получения;
  • оценка должна быть доступна немедленно, чтобы ее можно было применить для корректировки процесса обучения.

Формирующее оценивание – это не способ контроля процессов обучения, это их важная составляющая. Он дает возможность дать немедленную оценку динамики усвоения получаемого материала, поскольку основой для сравнения результатов являются не какие-либо установленные нормы для всех, а предыдущие результаты самого учащегося. Это и есть ключевое отличие данного метода от традиционного.

Сегодня оценивание также определяется как возможность полного или частичного соответствия внешних факторов и внутренних. При формирующем оценивании не существует установленных требований и норм, а также многих внешних особенностей, которые определяются по отношению к процессу, так как задания, частота, шкала оценок выбираются повсеместно и постоянно корректируются, исходя из реальной ситуации и ее развития. Известно несколько подходов к организации формирующего оценивания. Например, в работах Дилана Вилиама и Пола Блэка предлагается начать с выявления намерений обучающихся и определения критериев успеха, т.е. по сути своей – с провозглашения целей обучения и способа измерения достижения этой цели. После чего на втором этапе предлагается переходить к организации эффективной работы в классе, создания атмосферы сотрудничества, механизмов и форм постоянной обратной связи для обеспечения движения к цели. В том числе – к внедрению принципов взаимооценки, когда обучающиеся, по сути, сами участвуют в организации своего обучения и управлении этим процессом, помня цель и критерии ее достижения.

Говоря о работах российских ученых, среди которых следует выделить И.С.Фишмана и Г.Б.Голуб, следует отметить существовании приблизительно аналогичного подхода, определяющего результаты учащихся, к которым они хотят прийти.

Следующим этапом, третьим, выступает сопровождение организованного процесса обучения, а также отображения его результатов с целью корректировки дальнейших педагогических действий. Об этом говорит М.А.Пинская, отмечая, что основными целями обучения выступает создание шкалы, которая будет понятна как педагогу, так и учащимся, которые смогут легко интерпретировать требуемый уровень своих знаний по ней с целью формирования соответствующего уровня усвоения учебного материала, а также используемых для этого методов и приемов.

М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

  • критериальное самооценивание;
  • критериальное взаимооценивание;
  • карта понятий;
  • составление тестов.

Существует большое количество приемов формирующего оценивания, помимо перечисленных. Педагогу необходимо проанализировать актуальное состояние умений учащихся и подобрать для интеграции перечень инструментов, которые позволят повысить их успеваемость на основании применения новой идеологии и внедрения ее в учебные процессы и задачи.

Отдельные методики и инструменты формирующего оценивания необходимо использовать на уроках в начальной школе. Такой вывод был сделан исходя из практического опыта и анализа научной литературы.

Следует также говорить о существовании незначительной разницы, которая присутствует в объекте оценивания. В традиционном понимании объектом оценивания выступает учащийся и его знания, однако с нетрадиционной точки зрения существует и другой подход, когда объектом становится работа педагога. В случае, если совместить как традиционный подход, так и нетрадиционный,  возможно увидеть возможность улучшения качества процесса обучения, так как нередким фактом является то, что применение формирующего оценивания зачастую препятствуют особенности традиционного оценивания, а также его влияние на учебный процесс.

Ввиду сильного акцента на развитие метапредметных навыков в формирующем оценивании, для понимания промежуточных результатов высокое значение приобретает единая, универсальная система видов работ (в том числе – кросс-предметных) и способов их оценивания. Чем понятнее будет учебная деятельность и критерии ее оценки, независимо от конкретного предмета, тем выше будут ожидаемые результаты в развитии метапредметных навыков и синергетический эффект от выполнения схожих по сути работ на разных уроках. Также стоит постоянно помнить, что оцениванию подлежит не только результат, но и процесс выполнения этой работы, путь и развитие мысли, успехи, ошибки и их понимание самим обучающимся. Иначе есть риск получить значительное количество либо случайных успехов, либо работ, выполненных третьими лицами.

Список литературы

  1. Жданова Е.В. Современные инструменты оценки работы студентов на занятиях по английскому языку // Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-instrumenty-otsenki-raboty-studentov-na-zanyatiyahpo-angliyskomu-yazyku-1 (дата обращения – 12.04.2021).
  2. Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3.
  3. Машкова Р.Е. К вопросу о применении формирующего оценивания на уроках иностранного языка // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 окт. 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
  4. Мартынова, Т. Самарский метод обучения пересказу /Т.Мартынова [Электронный ресурс] www.proshkolu.ru/gofile/124394-a54789/
  5. Практическое применение методов и приёмов формирующего оценивания в начальной школе на уроках английского языка URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-prakticheskoe-primenenie-metodov-i-priyomov-formiruyuschego-ocenivaniya-v-nachalnoy-shkole-na-urokah-angliyskogo--1216032.html https://infourok.ru/statya-na-temu-prakticheskoe-primenenie-metodov-i-priyomov-formiruyuschego-ocenivaniya-v-nachalnoy-shkole-na-urokah-angliyskogo--1216032.html
  6. Рогова, Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.