Цель: Пропаганда патриотических и духовных ценностей через знакомство с творчеством великих отечественных пианистов.
Задачи:
- Сохранение преемственности поколений, памяти о великих людях России, ее истории, традициях;
- Формирование навыков творческой деятельности при работе с различными источниками информации;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Создание фоно и видеотеки из произведений великих исполнителей.
Вступительное слово
УЧИТЕЛЬ. Вторая половина 19 века - время могучего расцвета всей русской культуры: литературы, живописи, музыки.
Невиданного развития достигает русская музыкальная культура. В этот период появляется блестящая плеяда композиторов мирового значения: М.А.Балакирева, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, А.Г.Рубинштейна, А.Н.Серова, П.И.Чайковского. Большой размах получают исполнительство, образование, наука о музыке. Музыкальную науку и публицистику представляют в эти годы В.В.Стасов, А.Н.Серов, Г.А.Ларош, Ц.А.Кюи - поднявшие на новую высоту русскую мысль о музыке.
Выдающиеся пианисты и дирижеры братья Антон и Николай Рубинштейны, скрипачи Г.Венявский и Л.Ауэр, виолончелист К.Ю.Давыдов, дирижер Э.Ф.Напрвник, многочисленные оперные и камерные исполнители -вокалисты своей высокохудожественной деятельностью обогащают русское исполнительское искусство.
Коренным образом изменяются в 60-70 е годы самые формы музыкально-концертной жизни России. До 60х годов очагами исполнительской культуры оставались в основном частные аристократические салоны, рассчитанные на небольшой круг слушателей. На рубеже 60-х годов возникла новая крупная концертная организация, позволившая значительно расширить масштабы музыкального просвещения. В 1859 в Петербурге, а годом позже в Москве организовалось Русское музыкальное общество (РМО), распространившее затем свою деятельность и на ряд других городов России. Инициатором создания и организатором этого общества был Антон Рубинштейн. Основной целью общества. как указывалось в его уставе, было «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Концерты РМО включали в свои программы классические произведения зарубежного и русского музыкального искусства и в большой мере способствовали развитию музыкальной культуры.
Представление проекта учащихся
Первая группа «ЦАРЬ ПИАНИСТОВ»
Антон Рубинштейн - русский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Он – одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины 19 века. О том, какое место и деятельность Рубинштейна занимали в отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и факты. Его портреты писали В.Перов, И.Репин, И.Крамской, М.Врубель. Ему посвящали множество стихотворений. С восхищением отзывались Л.Толстой и И.Тургенев.
Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии Российской империи в небогатой еврейской семье купца 2 гильдии. Когда ему не было и двух лет семья переехала в Москву. Игре на фортепьяно обучался сначала у матери. Далее, в течение нескольких лет обучался у одного из лучших педагогов своего времени Александра Ивановича Виллуана. Антон Рубинштейн рано взошел на олимп русской и европейской музыкальной сцены в качестве истинного вундеркинда. В 9 лет он дал свой первый публичный концерт в Санкт-Петербурге. А в 10 лет отправился продолжать обучение в Европу. Европейское путешествие длилось десять лет и принесло ему мировое признание. Рубинштейн завоевал славу одного из величайших пианистов современности. Он был представлен Ф.Шопену, Ф.Листу, Ф.Менднльсону, принят королевой Викторией. В 1858 году вернувшись в Петербург Рубинштейн обратился к широкой музыкально-общественной деятельности. По инициативе и под его руководством были организованы: Певческая академия (1858 г.), Русское музыкальное обществ (1859 г.) и первая в России консерватория (1862 г. Петербург). В 70-х – начале 80-х годов он совершил с большим успехом концертную поездку по Европе и США. Кульминацией его пианистической деятельности были грандиозные по масштабам Исторические концерты, в которых он дал картину эволюции фортепьянной музыки (от ее истоков до произведений современных русских композиторов). Количество произведений , созданных А.Рубинштейном для фортепьяно превышает две сотни. В его фортепьянных произведениях отразился не только душевный, но и пианистический облик автора. Будучи исполнителем собственных произведений, композитор и создавал их в расчете на свой исполнительский стиль – в них немало мощных аккордов, гаммообразное движение и арпеджио сочетаются с октавным изложением. По свидетельству современников, достоинства фортепьянных произведений Рубинштейна в полной мере раскрывались в авторском исполнении. В течение всего своего творчества А.Рубинштейн создавал пьесы для фортепьяно. Он первым из русских композиторов стал создавать циклы фортепьянных пьес.
Вторая группа «КОНСЕРВАТОРИЯ»
В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров. Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом, по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова conservare – охранять, сохранять. На протяжении 16 и 17 веков в Италии было открыто много таких приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение в которых готовят профессиональных музыкантов. Первые консерватории появились в крупных городах Европы в начале 19 века.
В России музыкальное образование неразрывно связано с деятельностью Русского музыкального общества (РМО). На основе созданных при Русском музыкальном обществе музыкальных классов были организованы две русские первые консерватории: в 1862 в Петербурге, а в 1866 году в Москве. Их основатели - братья Антон и Николай Рубинштейны. Первым выпускником Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский. Он закончил ее с серебряной медалью и его пригласили в качестве профессора в только что открывшуюся Московскую консерваторию.
Оба этих старейших музыкальных учебных заведения дали России много превосходных музыкантов разных специальностей: музыкантов-инструменталистов, певцов, дирижеров, а также композиторов и музыковедов.
Третья группа «Ученик, которого всю жизнь ждал Г.Нейгауз»
Рихтер Святослав Теофилович (1915–1997 гг.) известен всему миру как выдающийся пианист XX века.
Вся жизнь великого пианиста была легендой. Современников поражала мощь творческого духа, проявлявшаяся в каждом его действии. Все, как один говорили: «Перед нами живая легенда. Такие рождаются только раз в истории! И как ни странно в нашей стране».
Начального музыкального образования у Рихтера никогда не было. Игре на фортепиано мальчика учил отец – выпускник Венской консерватории. Уже в 15 лет Святослав работал концертмейстером Одесской филармонии. В 1937 году он поехал в Москву поступать в консерваторию. Вот как пишет о первой встрече с учеником величайший советский пианист Г.Нейгауз: »Пришел худощавый молодой человек с лицом, привлекающим внимание какой то удивительной живостью, с большими мягкими и нервными руками. Сел к инструменту и заиграл. Играл подчеркнуто строго, сдержанно, очень просто. Но меня сразу захватило поразительно полное проникновение в музыку. У меня в это время сидела ученица, и я шепнул ей: «Мне кажется он гениален!».
В юном возрасте Рихтер отыграл всю фортепьянную классику, и его учителю просто нечему было его научить. Напротив. сам Нейгауз, порой учился у ученика. В первый же год обучения Рихтера отчислили – гений не хотел тратить время на изучение общеобразовательных предметов. Вернулся только после длительных уговоров Нейгауза. Рихтер закончил консерваторию в 1947 году, будучи уже известным исполнителем. Во время войны он много выступал, в том числе в блокадном Ленинграде.
Его «защитой диплома» был сольный концерт в зале Московской консерватории. После этого концерта имя Рихтера было золотом написано на мемориальной мраморной доске в одном из консерваторских фойе, а Нейгауз скромно сказал: «Рихтер – ученик в первую очередь нашей страны. нашего народа и в последнюю - мой подопечный». Г.Г.Нейгауз – создатель крупнейшей пианистической школы, воспитал плеяду выдающихся пианистов: среди них – С.Рихтер, Э.Гилельс, Я.Зак, С.Нейгауз.
С.Т.Рихтер подарил России « Декабрьские вечера» - уникальный синтез музыки и живописи, которые до сих пор проводятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Четвертая группа «Он станет пианистом мирового класса»
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985) – советский пианист, музыкальный педагог. Заниматься игрой на фортепьяно начал в возрасте пяти с половиной лет. Впервые выступил на публике с сольным концертом в 13 лет в мае1929 года, исполняя сочинения Ф.Листа, Ф.Шопена, Д.Скарлатти и других композиторов. Закончил Одесскую консерваторию, совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории у Г.Нейгауза. Стал солистом Московской государственной филармонии. Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов – исполнителей. За которым последовали многочисленные концерты по СССР.
Во второй половине 30-х годов добился крупных международных успехов: занял 2 место на Международном конкурсе пианистов в Вене (1936 г.), выиграл Международный конкурс имени Изаи в Брюсселе.
В годы войны участвовал в военно-шефской работе, а осенью 1943 года дал концерт в блокадном Ленинграде.
В 1960–1970 годах был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов. Проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в году. Всего за свою творческую карьеру, продолжавшуюся свыше 50 лет, дал 3000 концертов. Последнее выступление пианиста состоялось в 1985 году в Хельсинки
С 1938–1974 гг. преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В 1945 году выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, Великобритании. В 1954 году первым из советских пианистов выступил в зале «Плеетель в Париже. В 1955 году стал первым советским музыкантом – исполнителем, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепьянный концерт П.И.Чайковского и Третий концерт С.В.Рахманинова с Филадельфийским оркестром. Был членом жюри крупнейших международных исполнительских соревнований.
Награды и звания:
- Ленинская премия (1962)
- Сталинская премия (1946)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
- Народный артист СССР (1954)
- Герой Социалистического труда
- Три Ордена Ленина (1961, 1966, 1976)
- Орден трудового Красного знамени (1946)
- Почетный профессор Музыкальной академии Ф.Листа (1970)
- Почетный член Лондонской королевской академии музыки (1969)
Пятая группа «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС»
Международный конкурс имени П.И.Чайковского - конкурс академических музыкантов проводится в Москве с 1958 года с периодичностью раз в 4 года. Конкурс имеет статус молодежного, так как предельный возраст участников ограничен тридцатью двумя годами. Финальные прослушивания участников конкурса проводят в Большом зале Московской консерватории. Первый конкурс им. П.И.Чайковского проводился по двум дисциплинам: фортепиано и скрипка. Со второго конкурса (1962) введена специальность виолончель, с третьего (1966) - вокал, а с шестнадцатого (2019) - медные и деревянные духовые музыкальные инструменты.
Шестая группа «Из детства и юности к музыкальной славе».
Денис Леонидович Мацуев - российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Родился в 1975 году в Иркутске в семье музыкантов. Первый мягкий толчок к развитию таланта ребенок получил в 4 года, когда родители заметили у него наличие слуха и легкость. с которой он по детски, но уже грамотно воспроизводил известные мелодии. Хоть Денис начал серьезно заниматься музыкой в раннем детстве, никто в школе «батаном» его назвать не мог: он был веселым, общительным и в ту пору он был фанатом футбола и хоккея! Денис был настолько увлечен этим, что дважды ломал руку на катке. Денис Мацуев всегда делает акцент, на то, что именно родители с любовью направляли его в детстве и юности к музыкальной славе. Ради сына и его будущего они оставили налаженный быт в Иркутске, переехали в Москву. Сняли крошечную квартирку, лишь бы Денис продолжил учиться в столице. В Москве он был принят в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В 1991 году Мацуев стал одним из первых стипендиатов программы «Новые имена». Благодаря фонду «Новые имена» Денис получил возможность продемонстрировать свой талант в Англии, Франции и еще более 40 стран мира. В 1993 году Мацуев завоевал первую премию Международного конкурса пианистов в Йоханесбурге (ЮАР). В 1999 году с отличаем окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепьяно. В 1995 году стал солистом Московской государственной филармонии. Выступал с российскими и зарубежными оркестрами под управлением таких известных дирижеров, как Евгений Светланов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков и др. В 1998 году завоевал Гран-при Международного конкурса пианистов в Париже, а затем в июле этого же года был удостоен Первой премии XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского. Эта победа принесла молодому пианисту мировую известность. До сих пор пианист считает эту победу на конкурсе одним из главных достижений. Причем свой успех он обеспечил необычным стилем исполнения: вместо привычного, суховатого академического он избрал концертный.
2004 год стал знаменателен тем, что музыкант в рамках концертов филармонии Москвы представил свой личный ежегодный абонемент «Солист Денис Мацуев». На концерты привлекались знаменитые коллективы. Контракт с SONY BMG Music Entertainment дал новый толчок тому, что о Денисе Мацуеве узнало еще больше поклонников музыки: диски с записями его выступлений раскупались мгновенно. В 2011 году пианист стал почетным профессором МГУ и основал в родном Иркутске камерный зал «Дом музыки Дениса Мацуева».
Не мысливший свою жизнь без футбола, Денис Мацуев до сих пор сохраняет спортивный задор и нестандартный. живой подход к музыке. Важное событие в карьере пианиста – выпуск в 2015 году соло диска «Неизвестный Рахманинов» по предложению внука композитора. Проект был еще необычен тем, что музыка исполнялась на личном рояле С.Рахманинова.
Фестивали, концерты, разные музыкальные проекты - невозможно перечислить все, чем занимается Денис Мацуев. Он постоянный участник ежегодного осеннего Международного фестиваля «Звезды Байкала» в Иркутске, художественный руководитель форума нового поколения музыкантов Crescendo. Конкурс молодых пианистов Astana Piano Passion международного масштаба может похвастаться тем, что Денис Мацуев - его художественный руководитель. Оркестр миланского La Scala, симфонический Королевский Шотландский Национальный оркестр, Лондонский симфонический оркестр, симфонический оркестр США, Франции, Германии – далеко не полный список коллективов, с которыми сотрудничает Денис Мацуев. Благотворительный фонд «Новые имена», воспитанником которого был Денис, сейчас горд тем, что Мацуев - его президент.
Концерт в любой точке мира этого пианиста – аншлаг и мгновенное проданные билеты. По словам газеты Le Devoir (Монреаль) Денис Мацуев не просто гений: «… он страстен и щедр в манере донесения музыки до публики, его техника исполнения совершенна, в то же время свободна и естественна».
Заключение
Исследуя историю российских мастеров фортепьяно. мы узнали о важности и богатстве русской музыкальной культуры и исполнительском искусстве. Сегодня русская школа фортепьяно остается живой и влияющей на мировое фортепьянное искусств. Многие российские пианисты продолжают совершенствовать эту традицию и становятся лауреатами различных международных конкурсов исполнителей.
Список источников информации
- Алексеев А. «История фортепьянного искусства». М.1962.
- Алексеев А. «Русская фортепьянная музыка . От истоков до вершины» М.1963.
- Баренбойм Л.А. «Музыкальная энциклопедия 1973–1982.
- Финдейзен Н. «А.Г.Рубинштейн: очерк его жизни и музыкальной деятельности».
- Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ «Святослав Рихтер – музыкант-виртуоз».
- Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ «Советский пианист Эмиль Гилельс» Российская интернет-энциклопедия «Денис Мацуев».