Методическая разработка по экологическому воспитанию «Путешествие по страницам Красной книги Рязанской области»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология, Коррекционная педагогика

Классы: 2, 3, 4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

«В отличие от нас животные не властны над своим будущим.
Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению
не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас.
Через десять, даже пять лет будет поздно – они исчезнут с лица Земли».

Джеральд Даррелл

Человечество с древних времён адаптируется к окружающей среде и приспосабливает, подчиняет её под себя. Многие освоенные территории очень сильно пострадали от рук людей.

Только с прошлого века учёные стали задумываться о том, какой губительный отпечаток оставляют людские «капризы» в мире. Исходя из этого, возникла Красная книга, появились охраняемые места для растений и животных, но они всё равно продолжают исчезать, и, в первую очередь, к сожалению, из-за человека.

Более 100000 лет назад, когда люди стали расселяться в разные уголки земного шара, началось стремительное исчезновение растений и животных. Наши далёкие предки, не думая, разрушали экосистемы, из-за своих потребностей нарушали окружающую среду: вырубали деревья, осушали болота, вели охоту на животных, истребляя их, и т.п. Из-за этого многие виды растений и животных или погибали, или перебирались в другие места.

В современном мире многое делается для охраны окружающей среды. Например, охота на животных регламентируется законодательно. Для учёта редких видов представителей природы применяется Красная книга, которая имеется в каждой стране. В нашей стране существует и Красная книга России, а также есть и Красные книги для отдельно взятых регионов, например, – Красная книга Рязанской области. Кроме этого созданы заповедники и заказники, которые представляют самый действенный способ защиты и сохранения исчезающих растений и животных. В России существует около 150 заповедников. Здесь постороннему человеку нельзя перемещаться без уведомления администрации заповедника, запрещено собирать лекарственные травы, грибы, рубить деревья, охотиться и т.п.

Поэтому актуальность выбора темы данной методической разработки связана с тем, что с каждым годом растений и животных в мире становится меньше. Но их исчезновение и вымирание можно остановить – надо дружить с природой, любить её и беречь!

Не менее актуальной остаётся проблема, связанная с необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у младших школьников экологического сознания, культурного поведения в природе.

Путешествие по страницам Красной книги даёт учащимся возможность изучить растения и животных, занесённых в неё, ответить на многие вопросы, связанные с тем, какие исчезающие и редкие представители обитают на территории области, в которой живут дети, в данном случае – Рязанской, а также внести свой посильный вклад в сохранение разнообразия природы родного края.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия

«Я вижу воспитательный смысл в том,
чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал, переживал
как большую тайну пробуждение жизни в природе».
В.А.Сухомлинский

В данном воспитательном мероприятии приняли участие школьники 2 класса (9-10 лет) ОГБОУ «Школа № 10».

ОГБОУ «Школа № 10» – это школа, в которой обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

У школьников с ТНР наблюдаются расстройства в становлении речевой деятельности, которые отрицательно сказываются на формировании психологической базы речи. А социализация учащихся с ТНР не происходит полноценно из-за недостаточного овладенияими способами речевого поведения, которые не связаны с особенностями воспитания, а связаны с поражением центральной нервной системы.

Поэтому надо постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей с ТНР и к речевому общению, и к окружающему миру, так как именно через познание того, что окружает ребёнка, у него происходит становление речевой деятельности, а также идёт развитие его познавательной мотивации, интересов, воображения, творческой деятельности, а самое главное – воспитание любви к природе, Родине, родному краю.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора,
а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение
и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».
А.С.Арсеньев

Экологическое образование – процесс обучения, воспитания и развития человека (школьника) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. [3, 17]

Целью экологического образования чаще всего называют формирование экологической культуры. [3, 17]

В адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (АООП НОО ТНР), по которой обучаются младшие школьники ОГБОУ «Школа № 10», названы экологически ориентированные умения. [11] В этом же документе в разделе «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» выделено экологическое воспитание. Кроме того, в нём же сказано, что у выпускника начальной школы будут сформированы основы экологической культуры.

Таким образом, экологическое образование в начальной школе не ограничивается только экологическим обучением при изучении курса «Окружающий мир», но и включает экологическое воспитание. [3, 19]

Экологическое воспитание – формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений к природе, окружающей среде. [3, 19]

В настоящее время формированию экологического воспитания педагоги уделяют большое внимания, так как бездумная деятельность людей, аномальная с экологической точки зрения, создаёт вред окружающей среде, а также приводит к ухудшению экологии на планете, что плохо сказывается и на здоровье каждого человека.

Экологическое воспитание не осуществляется в «чистом» виде, оно всегда связано с другими направлениями воспитательной системы.

Роль воспитательного мероприятия «Путешествие по страницам Красной книги Рязанской области» в системе работы классного руководителя очень важна. Работая с Красной книгой, дети собирают сведения о представителях живой природы, создают творческие работы, рисунки, фотографии, оформляют доклады; с классом посещают краеведческие музеи; читают и слушают книги о природе и её представителях; разгадывают ребусы, кроссворды, шарады, загадки. Классный руководитель, показывая Красную книгу Рязанской области своим ученикам, листая её страницы, учит детей размышлять и осознавать, для чего учёные создают Красные книги в каждой стране, регионе, почему надо быть добрым по отношению к любым живым существам, что представляет опасность, угрозу природе, какие осознанные действия надосовершить для спасения исчезающих и редких растений и животных, и, конечно же, говорит о том, что каждый из нас должен нести ответственность за сбережение природы и вложить частицу своей души в её сохранение.

Данная работа стимулирует развитие речевой деятельности и психологической базы речи детей с ТНР, подготавливает их к лучшему усвоению образовательного материала по различным учебным предметам: при совершении прогулок и экскурсий в парк, лес с родителями, поле или луг, к реке для изучения окружающей среды и связях в ней между природными сообществами; при решении задач, в условии которых встречаются представители природы; непосредственная связь наблюдается с изучением произведений по литературному чтению, воспитывающих любовь к родной природе и бережному отношению к ней и т.п.

Место данного воспитательного мероприятия отведено во внеурочной деятельности «Я познаю мир», цель которого – формирование и развитие экологической культуры у младших школьников с ТНР.

Большое значение в формировании экологической культуры учеников имеет и пример классного руководителя. Он должен знать и понимать сложившуюся экологическую ситуацию на Земле, своей страны и региона, вложить свой вклад в её изменение, охрану, использовать учебные методы и приёмы обучения для получения младшими школьниками экологического образования на уроках и через внеурочную деятельность.

Кроме этого, классный руководитель проводит родительские собрания, в ходе которых знакомит и показывает родителям своих учеников Красную книгу и, с помощью увлекательных бесед, оживлённых обсуждений, демонстрации познавательных презентаций, викторин, расширяет их кругозор, формирует у них экологическую культуру для того, чтобы они, используя данный учебный материал и собственный пример правильного поведения в природе, со своей стороны смогли привить детям любовь к окружающей среде и бережное отношение к ней.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель воспитательного мероприятия – дать представление об исчезающих и редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Рязанской области, и о необходимых мерах их спасения, сохранения, восстановления.

Задачи

Образовательные:

  • Вызвать интерес учащихся к данной теме воспитательного мероприятия.
  • Расширить знания обучающихся о Красной книге. Познакомить с содержанием Красной книги Рязанской области.
  • Учить находить необходимую информацию в Красной книге.
  • Показать, какие растения и животные нуждаются в первоочередной помощи и как их защитить.

Развивающие:

  • Развивать творческие способностей детей с ТНР, их интеллектуальные возможности.
  • Развивать навык связного устного высказывания учащихся с ТНР, совершенствовать их монологическую речь.
  • Развивать навык работы в группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные. Обучающийся научится:

  • узнавать рассмотренные растения и животных из Красной книги Рязанской области;
  • находить необходимую информацию в Красной книге;
  • классифицировать виды представителей природы, занесённых в Красную книгу Рязанской области, делить их на категории;
  • распознавать причины вымирания, исчезновения и сокращения растений и животных;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • изображать экологические схемы-рисунки.

Личностные. У обучающегося будут сформированы:

  • представление о гражданской ответственности за свои поступки;
  • представление о важности и необходимости уважительного отношения к окружающей среде;
  • способность к совместной деятельности с одноклассниками при выполнении заданий.

Познавательные. Обучающийся научится:

  • находить и отмечать необходимую информацию;
  • использовать схемы-рисунки в своей работе;
  • понимать прочитанную и услышанную информацию, делать заметки;
  • классифицировать объекты по заданным категориям.

Регулятивные. Обучающийся научится:

  • выделять известные знания и умения и обращать внимание на те, которые надо познать;
  • планировать свою деятельность;
  • оценивать свои достижения.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

  • присоединяться в беседу, коллективное обсуждение с учителем и одноклассниками;
  • формулировать полные ответы на вопросы;
  • внимательно слушать учителя и одноклассников;
  • договариваться с одноклассниками и приходить к единому решению при выполнении упражнений;
  • распределять роли при выполнении упражнений.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора

«Я верю, что все проблемы – проблемы человечества – находят своё главное разрешение в воспитании».
Р.Тагор

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей таким образом, чтобы личность каждого ребенка развивалась, формировала модели поведения, ценности, чувства, как в процессе совместной деятельности с людьми, так и в ходе общения с ними. [14]

Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью. [14]

Воспитательное мероприятие «Путешествие по страницам Красной книги Рязанской области» спроектировано на основе системно-деятельностного подхода. Новые знания ученикам не даются в готовом виде, а добываются ими в процессе решения проблемы под руководством учителя.

Форма проведения мероприятия – беседа-практикум.

Как метод воспитания такая форма как «беседа» использовалась с давних времён. В настоящее время «беседа» как форма воспитательной работы отходит на второй план, потому что принято считать, что при её применении используются только ответы на вопросы учителя. В данном мероприятии я взяла такую форму как «беседа», так как необходимо было детям дать возможность вспомнить пройденный материал, чтобы развиваться и двигаться дальше. А чтобы такой вид работы ученикам был полезен и нужен, чтобы они из пассивных слушателей превратились в активных, применила практикум, то есть соединила теорию с практикой, вставила в ход мероприятия упражнения тренировочного характера, материал которых послужил иллюстрациями к беседе.

В основе практикума легли задания, в рамках которых решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи и уделялось немалое внимание обучению различным приёмам и способам деятельности.

Таким образом, выбор мною такой формы проведения данного мероприятия как «беседа-практикум», сочетала в себе общение и выполнение заданий, в ходе которых учащиеся индивидуально и совместно закрепляли теоретически обоснованный навык на практике.

Беседа-практикум интересна своей содержательностью, сменой видов деятельности и активностью всех участников беседы.

Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Древняя мудрость

Выше перечисленные особенности обучающихся с ТНР вызывают трудности, которые появляются в ходе обучения, а также выступают в качестве основания для реализации коррекционной работы, которая проводится за счёт применения в процессе обучения системы специальных педагогических технологий, методов и приёмов.

Педагогические технологии, используемые на мероприятии для достижения планируемых результатов:

  • Игровая
  • Информационно-коммуникативная
  • Здоровьесберегающая
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология формирования критического мышления

Педагогические методы, используемые на мероприятии для достижения планируемых результатов:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Поисковые
  • Самостоятельная работа

Педагогические приемы, используемые на мероприятии для достижения планируемых результатов:

  • Беседа
  • Поиск ответов на поставленные вопросы
  • Сопоставление
  • Сравнение
  • Получение информации

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

  • Две Красных книги Рязанской области
  • Интернет-ресурсы
  • Интерактивная доска
  • Раздаточный материал: шариковые ручки со стержнем синего цвета, бланк с ребусами, бланк с загадками, бланк с изображением животных, занесённых в Красную книгу и не занесённых, закладки (12 штук), листы бумаги в клетку (по количеству учащихся), альбомные листы (6 штук), цветные карандаши, кормушки.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

«Уча других, мы учимся сами...»
Л. Сенека

Данная методическая разработка может быть использована при подготовке к урокам Окружающего мира или к занятиям внеурочной деятельности, но именно в практике классного руководителя её применение будет занимать основное место в непрерывной, систематической работе по формированию экологического образования, так как совмещает в себе и экологическое обучение, и экологическое воспитание, и экологическое развитие младших школьников.

Главное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. На основе данной работы, можно убрать или добавить некоторые задания, учитывая возможности учеников и их индивидуальные способности, а также изменить «путешествие» по страницам Красной книги согласно своему региону.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание подготовки воспитательного мероприятия

  1. Учитель читает методическую и дополнительную литературу по теме воспитательного мероприятия.
  2. Фиксирует цель, задачи и планируемые результаты, которые должны быть достигнуты в ходе мероприятия.
  3. Разрабатывает сценарий, основываясь на знания и умения своих учеников.
  4. Подбирает определенные задания, уже зная, какие технологии, методы и приёмы будет использовать на мероприятии.
  5. Подготавливает пособия и раздаточный материал.
  6. Создаёт презентацию к мероприятию. (см. Приложение)

Сценарий воспитательного мероприятий «Путешествие по страницам Красной книги Рязанской области»

1. Оргмомент

Учитель.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы мой – отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Присаживайтесь на свои места. Ребята, сегодня наш отряд отправится в увлекательное путешествие. Отгадайте, кто нам в этом поможет?

Стоит на полке в библиотеке,
И очень ждет,
Когда её возьмут.
А после с интересом прочитают,
Ну а потом опять на полочку её вернут.

Учащиеся. Это книга.

Учитель. Действительно, в путешествии нам поможет книга, но не простая! Для нашего мероприятия я из школьной библиотеки взяла две книги. Прочитайте, как они называются.

Учащиеся. «Красная книга Рязанской области».

Учитель. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по страницам Красной книги Рязанской области.

3. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, вспомните, как возникла Красная книга.

Учащиеся. На уроках окружающего мира мы узнали, что учёные всего мира в 1948 году создали Международный союз охраны природы. Они стали наблюдать, каким животным и растениям надо помочь в первую очередь. Учёные составили список исчезающих животных и растений и поместили его в книгу, которую назвали «Красная книга фактов».

Учитель. Почему именно «Красная»?

Учащиеся. Красный цвет как бы призывает людей: животные и растения в опасности, помогите им!

4. Формирование новых знаний и умений

Учитель. Как вы думаете, о чём Красная книга Рязанской области?

Учащиеся. Красная книга Рязанской области о растениях и животных, которые находятся под угрозой исчезновения на территории Рязанской области.

Учитель. Красная книга Рязанской области – официальный документ, содержащий аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Рязанской области, сведения об их состоянии и распространении, а также необходимых мерах охраны. [15]

Итак, начнём путешествие. Для этого нашему отряду надо разделиться на две команды. Одна команда ответственна за растения, другая – за животных.

Путешествуя, будем останавливаться на станциях.

Учитель. Станция 1. «Музей краеведения»

Учитель. Ребята, совсем недавно мы ходили в учебный музей краеведения РГУ имени Сергея Есенина и в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ). Вспомните, что кроме большого количества разных растений и животных, которые мы увидели, были представители, занесённые в Красную книгу.

Отметьте представителей растений на бланке, разгадав ребус, а животных, угадав загадки. (Учащиеся одной команды разгадывают ребусы и рядом на бланке пишут названия расшифрованных растений, учащиеся другой команды на бланке отмечают животных, занесённых в Красную книгу Рязанской области, отгадав загадки.) (см. Презентация)

Эта птица всем известна —
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)

У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Похож на аиста и цаплю,
Но в гнездовании ни капли!
Те на деревьях гнёзда вьют,
А наш в траве плетёт уют! (Журавль)

Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет,
Слышит чутко, видит зорко
И зовётся она … (норка)

Носишка длинный, тоненький с усами,
Зверёк слепой охотится ночами
И с помощью своих усов и ушек
Находит насекомых и лягушек.
Тепло ему, он в шубке меховой,
Жилище ловко строит под землёй,
А вход в него скрывает под водой,
Чтоб враг не мог прийти к нему домой.
Неплохо б было зверя приручить,
Ухаживать за ним, поить, кормить,
Но сколько зверя этого не холь,
Не хочет жить в неволе эта … (выхухоль)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети сверяют результаты своих ответов со слайдами презентацией.)

Учащиеся. Растения, занесённые в Красную книгу Рязанской области: ковыль, лилия, гвоздика, василёк, колокольчик, борец.

Животные, занесённые в Красную книгу Рязанской области: лебедь, сова, журавль, выхухоль, медведь, норка.

Учитель. Вы справились с заданием, но не до конца. Откройте Красную книгу на любой странице и обратите внимание, что научные названия растений или животных чаще всего состоят из двух слов. Первое из них – название рода. Его могут иметь сразу несколько представителей, оно даётся наиболее похожим друг на друга организмам. Второе слово обозначает вид. Не бывает двух видов очень похожих друг на друга. [5]

Найдите в книге научные названия представителей, которых вы отгадали, выпишите правильное название и положите на то место закладку. (Учащиеся работают с Красной книгой: находят научное название растений и животных. Выписывают и на том месте, где нашли, оставляют закладку. Это необходимо для дальнейшей работы команды.)

Проверяем. Называйте научные названия.

Учащиеся. Растения, занесённые в Красную книгу Рязанской области: ковыль красивейший, лилия саранка, гвоздика песчаная, василёк русский, колокольчик алтайский, борец дубравный.

Животные, занесённые в Красную книгу Рязанской области: лебедь-кликун, болотная сова, серый журавль, русская выхухоль, бурый медведь, норка европейская.

Учитель. Вот теперь вы полностью справились с заданием. Молодцы!

Учитель. Станция 2. «Категории статуса редкости видов»

Учитель. Ребята, возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нём своё имя.

Представьте, что в алфавите исчезла буква [а]. Вычеркните её из своего имени и прочтите, что получилось. Поднимите руки те, чьё имя изменилось. (Учащиеся поднимают руки.)

А теперь исчезла буква [л]. Вычеркните её из своего имени и прочтите, что получилось. Поднимите руки те, кто пострадал от исчезновения ещё одной буквы. (Дети поднимают руки. Учитель продолжает называть «исчезнувшие» буквы до тех пор, пока «пострадавшими» окажутся все.)

Ребята, хотелось бы вам остаться с такими именами навсегда?

Учащиеся. Нет, не хотелось.

Учитель. Почему? Может быть, всё-таки сможете жить с такими именами?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Нам нравятся наши имена. Мы привыкли к ним. Красиво звучат. Они нас радуют. Приятно, когда тебя называют по имени…

Учитель. А сможем ли мы жить без цветов и деревьев, птиц и зверей?

Учащиеся. Нет, не сможем.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Растения и животные – это всё природа. Без неё человек не сможет прожить. Например, цветы нас радуют своей красотой, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди. Животные тоже приносят радость, а также дают еду, шерсть… Природа – источник жизни!

Учитель. Верно! Природа богата и величава, но в то же время хрупка и ранима, ей необходима наша защита, и, в первую же очередь, от нас самих. Почему? Как вы думаете?

Учащиеся. Люди рвут растения, убивают животных, загрязняют воду и воздух…

Учитель. Действительно, бывает, что люди наносят большие раны природе. Представьте, если вы нечаянно оцарапались, будет ли вам больно?

Учащиеся. Да, будет.

Учитель. Вот и природе больно даже тогда, когда срывают маленький цветочек.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Сбор дикорастущих растений на букеты – это большой вред, наносимый природе. Взрослые и дети об этом не думают, когда срывают цветы, а именно это приводит к исчезновению многих растений.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём, (ходьба на месте)
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. 
Тысяча цветов вокруг! (потягивания – руки в стороны)
Вот ромашка, василёк, (наклоны вправо-влево)
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. 
К небу ручки протянули, (потягивания – руки вверх)
Позвоночник растянули. 
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (дети садятся за парты)

Учитель. Ребята, откройте в Красной книге страницу 5. Найдите место, где говорится о категориях статуса видов. Сколько категорий выделено в Красной книге Рязанской области?

Учащиеся. Шесть категорий.

Учитель. Прочтите. (Учащиеся по очереди зачитывают категории статуса редкости видов.)

Учащиеся. Категория 0 – вероятно исчезнувшие.

  • Категория 1 – находящиеся под угрозой исчезновения.
  • Категория 2 – сокращающиеся в численности.
  • Категория 3 – редкие.
  • Категория 4 – неопределённые по статусу.
  • Категория 5 – восстанавливаемые и восстанавливающиеся.

Учитель. Ребята, используя Красную книгу, определите категории растений и животных, которые вы отметили на бланках. (Учащиеся открывают Красную книгу в том месте, где оставили закладки. Читают и отмечают на бланках категории.)

Учитель. Назовите тех представителей, которые находятся под угрозой исчезновения.

Учащиеся. Ковыль красивейший, василёк русский, борец дубравный, лебедь-кликун, бурый медведь, норка европейская.

Учитель. Ребята, помните, что беречь нужно и те растения и животных, которые не внесены в Красную книгу! Их жизнь часто зависит от нашего поведения.

Продолжаем наше путешествие. Мы подошли к последней станции.

5. Открытие нового знания

Учитель. Станция 3. «Будь природе другом!»

Сегодня на мероприятии вы увидели только некоторых представителей природы, о которых заботится государство, люди разных профессий. На территории Рязанской области для того, чтобы охранять редкие виды растений и животных, создан Окский государственный природный биосферный заповедник. Он находится в 120 км от Рязани.

А как вы заботитесь об охране окружающей среды?

Учащиеся. Не рву цветы, ветки и листья растений, подкармливаю птиц зимой в парке, поливаю цветы, ухаживаю задомашним животными…

Учитель. Подумайте и схематично изобразите от каждой команды по три правила поведения в природе. (Учащиеся совещаются, обсуждают и схематично на альбомных листах зарисовывают правила поведения в природе.)

Озвучьте правила поведения, которые вы изобразили. (Представитель от команды показывает схему-рисунок и озвучивает правило. Команды могут дополнять ответы друг друга.)

Учащиеся.

  • «Не срывай цветы!» Пусть растения остаются в природе и радуют окружающих!
  • «Не разводи костры!» На этом месте не сможет расти трава.
  • «Не ломай ветки деревьев!» Сломав, ты нанесешь рану природе.
  • «Не лови бабочек!» Тронув бабочку, ты смахнёшь с её крыльев чешуйки, и она не сможет летать.
  • «Не разоряй птичьи гнёзда!» Птица-мама больше не вернётся к этому месту, так как посчитает его опасным, а птенцы погибнут без тепла мамы.
  • «Не разоряй муравейник!» Если ты сломаешь муравейник, то разрушишь их дом и погубишь всех жильцов в нём.

Учитель. Ребята, вот теперь я вижу, что вы любите и бережёте природу! Человек должен быть настоящим другом всего живого на свете и только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало.

6. Подведение итогов мероприятия

Учитель. Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)

7. Домашнее задание

Учитель. Ребята, для лучшего знакомства с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу Рязанской области, с помощью дополнительной литературы и Интернета подготовьте доклад о любом представителе Окского государственного природного биосферного заповедника. На классном часу мы прослушаем сообщения.

8. Рефлексия

Учитель. Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Узнали много интересного и полезного. Помогали друг другу. Молодцы!

А теперь опять соединяемся в наш отряд и давайте внесём свой вклад, частичку своей души в сохранение природы: сходим в парк и повесим кормушки, которые вы изготовили дома вместе со своими родителями.

Презентация

Список используемой литературы и интернет-ресурсы

  1. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии. М., 2009.
  2. Красная книга Рязанской области
  3. Миронов А.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., 2019.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. М., 2020.
  5. Биологическая номенклатура – Википедия (wikipedia.org)
  6. Генератор ребусов (rebuskids.ru)
  7. Главная страница • Красная книга Рязанской области (redbook-ryazan.ru)
  8. Загадки для детей животные – Яндекс: нашлось 6 млн результатов (yandex.ru)
  9. Красная книга Рязанской области – Википедия (wikipedia.org)
  10. Методический гид для 2-4 классов.pdf
  11. Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 10" Рязань (school10-rzn.ru)
  12. Окский заповедник (oksky-reserve.ru)
  13. Окский заповедник – Википедия (wikipedia.org)
  14. Экологическая культура педагога (lektsii.org)
  15. broshyura_formy_vospitatelnyh_meropriyatiy.doc (live.com)
  16. takaya-raznaya-beseda-ili-beseda-kak-aktivnaya-forma-vzaimodeystviya-klassnogo-rukovoditelya-so-shkolnikami.pdf
  17. obrazovatelnye_tekhnologii_po_fgos.pdf (narod.ru)