Образовательный кейс по биологии. Тема проекта: «Анализаторы и органы чувств. Вестибулярный анализатор»

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: органы чувств


Обоснование актуальности выбранной темы.

Очень многих людей укачивает на море, в транспорте. При этом люди испытывают неприятные ощущения: учащение или замедление сердцебиения, учащение или замедление дыхания, сужение или расширение кровеносных сосудов, повышение или понижение артериального давления, рвота, усиленное потоотделение. Знать строение вестибулярного аппарата, понимать процессы, вызывающие неприятные ощущения, уметь выходить из такого состояния – в этом и состоит актуальность темы. Кроме того, рассматриваемая ситуация способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

Тип проекта - прикладной проект в области педагогики.

Проблема – укачивание большого количества людей в транспорте или на море требует знаний строения вестибулярного аппарата, механизма его работы, умения справляться с данной ситуацией в жизни.

Цель проекта – разработать образовательный кейс, направленный на получение знаний по теме и на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, на основе жизненной ситуации.

Задачи проекта:

  • Определить, какие из элементов контекста жизненной ситуации могут быть заменены без потери ее сюжетной и структурной целостности, и провести эту замену.
  • Подготовить примерный перечень вопросов и заданий, которые способствовали бы достижению не только метапредметных и личностных, но и сугубо предметных образовательных результатов.
  • Дополнить контекст ситуации новым фактическим материалом – конкретными качественными и количественными данным – для раскрытия предметного компонента задания.

Анализ проблемы

Сохранена структура ситуационной задачи: проблемная ситуация, набор вопросов и задание к ней, перечень оцениваемых умений, а также собственный вариант решения проблемы.

Компоненты ситуационной задачи взаимосвязаны: ключевые слова из текста создают основу для заданий, которые позволяют получить знание и развивать умения, а также оценивать степень их сформированности, возможный вариант решения при возникновении такой ситуации в жизни.

Вопросы, предлагаемые при проектировании данной ситуационной задачи:

  • вопросы с элементом провокации, подталкивающие посмотреть на проблему с точки зрения разных ее участников, имеющих собственные представления и интересы;
  • открытые вопросы, а также закрытые вопросы с необходимостью обоснования выбора;
  • задания на систематизацию понятий, явлений;
  • задания, требующие от обучающихся представить реалистичное количественное решение;
  • задания, требующие разработать конкретный алгоритм действий;
  • вопросы, актуализирующие личный опыт обучающихся, их мировоззренческую позицию, подталкивающие встать на позицию авторства и ответственности.

Развернутый план работы при составлении образовательного кейса:

  • Место проведения занятия в учебном процессе – средний этап изучения темы «Анализаторы. Органы чувств», так как уже изучены зрительный и слуховой анализаторы. Впоследствии изучаются остальные анализаторы и органы чувств.
  • Определение темы, цели и задач с использованием кейса.
  • Выбор ситуации и разработка кейса для использования на занятии.
  • Знакомство учащихся с темой занятия, формой его проведения, особенностями работы над кейсом, мотивация к активному участию на занятии.
  • Деление на команды (по 2–4 человека).
  • Подготовить для обучающихся примерные рекомендации для работы с кейсом.

Итоговый продукт и ожидаемые результаты

Итоговый продукт – это «полевой» образовательный кейс, так как содержит правдивую информацию и рекомендации для учащихся по работе с кейсом (получают учащиеся на уроке).

Ожидаемые результаты - решая проблемную ситуацию, учащиеся:

  • проявляют способность работать в группах,
  • проявляют способность к самоорганизации,
  • проявляют способность к самообразованию,
  • проявляют способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ получаемой информации,
  • способствуют развитию метапредметных знаний и умений, в том числе
  • коммуникативные навыки (soft skills).

Данный образовательный кейс, частично повторяет структуру ситуационной задачи и состоит из проблемной ситуации, набора вопросов и задания к ней, методического комментария для педагога.

Способ презентации продукта.

Проведение «пилотного» занятия, а затем открытого занятия с использованием разработанного кейса, самоанализ педагога, использование данного кейса на уроках биологии и во внеурочной деятельности при изучении темы «Анализаторы».

Приложения 1–2