Ян Амос Каменский говорил: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас в этой аудитории. Начнём мастер-класс вот с такой притчи.
Притча «Все в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
- Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
- Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.
Быть учителем – значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников.
- Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.
Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии, методы и приёмы.
Тема нашего мастер-класса «Новые приёмы работы и современные техники. Их эффективное использование на разных этапах урока»
Китайская мудрость гласит:
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Предлагаем рассмотреть методы и приёмы, которые мы используем в практике на разных этапах урока.
В ходе своего выступления мы будем останавливаться на некоторых приёмах, которые чаще всего используем в своей работе.
Для обратной связи с вами, прошу по окончании обсуждения какого-либо приёма поднимать фишки: красный круг – применяю; жёлтый – знаком, но не применяю, синий круг – не знаком.
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.
Приём «Интеллектуальная разминка»
- Какое сегодня число? А день недели?
- Как называется вытянутый круг.
- На чем путешествовал Емеля?
- Как называется рот у птицы?
- Как называется группа коней?
- Домик для собаки?
- Наименьшее однозначное число.
Замечательно. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
-Давайте вспомним, что такое активные методы обучения.
(Приём «Корзина идей»)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы и приёмы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
- Чем метод отличается от приёма?
В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на
- методы начала урока;
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы:
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
Рассмотрим подробнее использование приемов на разных этапах урока.
1. Методы начала урока
Их цель – настроить учащихся на продуктивную работу.
Такие приёмы, как «Здороваемся глазами», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Поздоровайся локтями помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников..
Приём "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
2. Метод выяснения целей, ожиданий и опасений
Здесь используются такие приёмы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад». Они позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения.
Приём «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Приём «Солнышко и туча»
Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Приём «Поляна снежинок»
- На партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.
Прием «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер-класса по теме АМО.
3. Методы презентации учебного материала
Посмотрите внимательно на доску. Прочтите слова. Что необычного вы заметили в написании слов?
На доске записаны слова: технологии, методы, формы, ПРИЁМЫ, теории.
Кто может назвать приём, который мы использовали в этом задании?
Приём «Ситуация яркого пятна»
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Приём «Верю – не верю»
- Верите ли вы, что по окончанию нашего мастер-класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер-классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
- Какой приём мы использовали?
Описание: Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение.
К этой группе методов относятся приёмы: “Я беру тебя с собой», «Шаг за шагом», «Карусель», «Коллекция стикеров».
Приём “Я беру тебя с собой»
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
1) Я загадываю признак, по которому мы с вами должны собрать множество объектов. Я называю первый объект, а вы попытаетесь угадать этот признак, называя объекты, обладающие, по вашему мнению, тем же признаком. А я отвечу вам беру я этот объект в группу или нет.
Используете ли вы данный приём в своей работе?
Приём “Шаг за шагом”.
Описание: Приём используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Применяете ли вы такой приём в работе?
4 группа методов: Организация самостоятельной работы над темой.
Здесь можно использовать такие приемы, как «Вторая половина», «Морской бой», «Сундук сокровищ», «Лови вопрос», «Узнай меня», «Мели Емеля», «Летающий мяч», «Кубик историй», «Мировое кафе», «Скретч-загадки», «Жокей и лошадь», «Хорошо-плохо».
Прием: «Цветные поля»
Описание. Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.
- Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки».
- Зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить».
- Синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
- Желтые, поля «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».
Этот прием удобен и детям, и учителю.
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
Еще один прием «Крестики-нолики»
«Крестики-нолики» - игровой прием, основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
Прием «Вторая половина»
Перед уроком учитель готовит набор карточек, по количеству учеников в классе. Карточки могут быть двух видов: 1) с вопросами, 2) с ответами. На каждый вопрос есть правильный ответ. Только его надо найти. В определенный момент урока учитель раздает каждому по одной карточке, а затем по команде учителя все ученики встают из-за парт и начинают искать свои половинки.
Давайте попробуем:
Карточки по теме глагол:
| Глагол - часть речи, которая обозначает | Спряжение |
Глагол отвечает на вопросы |
Временам и числам |
Глагол может быть |
Действие предмета |
Изменение по лицам и числам называется |
По родам |
Глагол изменяется по |
Сказуемым |
В прошедшем времени глагол изменяется |
Что делает? Что сделает? |
В предложении является |
В натоящем, прошедшем и будущем времени |
Прием «Узнай меня»
Этот прием представляет из себя особую форму загадки. На доске вешается большая фотография или плакат. Плакат закрыт отдельными листочками и детям не виден. В моей практике таких листочков обычно 9. На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него то он имеет право снять листок и увидеть часть картины. После этого ход передается следующей команде и теперь она может выбрать любой вопрос на который будет отвечать. Цель игры – определить, что изображено на рисунке. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для детей.
Прием «Мели Емеля»
Этот прием развивает монологическую речь учащихся, учит их не теряться в неожиданной ситуации и одновременно придает уроку шарм психологического тренинга. Прием очень простой. Учитель заготавливает несколько карточек с названиями тем о которых ученик, скорее всего, не знает ничего или знает очень мало. Ученик наугад вытаскивает карточку и после двухминутной подготовки должен прочесть для всего класса мини-лекцию о выбранном объекте. Временной интервал этой лекции ограничен 2 или 3 минутами. Если ученик не смог проговорить все заранее оговоренное время, то считается, что он с заданием не справился.
Использование QR-кодов на уроке — это современный и технологичный прием, который может сделать обучение более интерактивным и увлекательным для учеников. QR-коды позволяют быстро получить доступ к информации, заданиям, видео, аудио или другим ресурсам.
Как создать QR-коды:
- Используйте бесплатные онлайн-генераторы QR-кодов (например, QR Code Generator, QRStuff или Unitag).
- Вставьте ссылку на нужный ресурс (текст, видео, аудио, сайт) и скачайте готовый код.
- Распечатайте коды или покажите их на экране.
Прием «Мировое кафе»
Ученики делятся на группы и обсуждают тему за «столиками». Затем они переходят к другому столику, чтобы продолжить обсуждение с новыми участниками.
Прием «Кубик историй»
- Учитель готовит кубик, на гранях которого написаны слова или картинки. Ученики бросают кубик и составляют историю, используя выпавшие слова.
- повторения материала или в качестве разминки.
Использование скретч-рисунков (или скретч-арта) на уроке — это креативный и увлекательный прием. Скретч-рисунки — это техника, при которой изображение создается путем процарапывания верхнего слоя (например, черной краски) и обнажения нижнего цветного слоя. Этот прием можно использовать для развития творчества, моторики, а также для закрепления учебного материала. Вот несколько идей, как интегрировать скретч-рисунки в урок:
Прием «Скретч-загадки» (кроссворд, словарь)
Учитель готовит скретч-карточки, на которых скрыты изображения, связанные с темой урока (например, животные, растения, геометрические фигуры). Ученики по очереди процарапывают карточку и угадывают, что изображено. Это можно использовать для Как сделать скретч-рисунки:
- Материалы: плотная бумага или картон, цветные карандаши или мелки, черная гуашь (смешанная с небольшим количеством жидкого мыла для лучшего сцепления), зубочистки или деревянные палочки.
- Инструкция:
- Раскрасьте лист бумаги цветными карандашами или мелками.
- Покройте лист черной гуашью и дайте высохнуть.
- Используйте зубочистку или палочку, чтобы процарапывать рисунок.
Использование скретч-рисунков на уроке не только развивает творческие способности учеников, но и делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Этот прием можно адаптировать под любую тему или предмет, что делает его универсальным инструментом для учителя.
- Давайте попробуем. Перед вами лежат карточки и зубочистки. Сотрите верхний слой. Что у вас получилось? (Надпись: Всё в наших руках)
А сейчас предлагаем Вам проиграть следующую ситуацию.
Ответьте на вопрос: Мастер-класс – для участника или ведущего МК - это хорошо или плохо? Ищем положительные и отрицательные стороны этого мероприятия.
Плюс
- Повышение квалификации
- Опыт публичного выступления
- Пополнение личного опыта
- Пополнение портфолио
Минус
- Затрачено время
- Волнение – для здоровья затратно
Итак, уважаемые коллеги, в итоге получается положительных моментов в этой деятельности гораздо больше.
5. Методы релаксации
Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Приёмы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Земля, воздух, огонь и вода» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Приём «Постройся по росту». Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию.
Проведение: Дети по команде учителя выходят к доске и строятся по росту.
Приём «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь
руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.
6. Методы подведения итогов
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие приёмы, как “Ромашка”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг”, «Телеграмма», «СМС», «Острова».
Приём «Телеграмма».
Описание. Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности.
Обычно я его даю в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.
Иногда прошу написать отправить телеграмму мне: с просьбой, пожеланиями, вопросами. Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.
Как вы думаете, коллеги, какой плюс в это приеме?
Часто застенчивые и неуверенны дети не могут сказать учителю о том, что они что-то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми в глазах одноклассников. Этот прием решает проблему.
- А теперь возьмите буклеты, которые лежат у вас на столах. Давайте вспомним о каких приёмах мы говорили.
(Даётся описание приёма – нужно написать его название)
В заключение хотим отметить, что уроки с использованием различных приёмов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы и приёмы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Всё в наших руках.