Изменения в различных областях жизни создают необходимость поиска и реализации новых подходов к развитию современной образовательной системы. И повышение внимания к проблемам организации обучения для младших школьников с разными способностями, является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. С.А.Старостина отмечает, что «школьники должны развиваться полноценно, но сегодня от учителя не требуется повысить нагрузку и увеличить объем заданий, а рекомендуется вовлечь всех учеников в познание нового материала, учесть индивидуальность каждого школьника в познании нового» [44, с. 38]. В таких условиях ученики с высоким потенциалом и различными способностями часто не получают необходимой нагрузки и стимулов, тогда как для отстающих учащихся процесс обучения становится весьма затруднительным.
Как следствие, «крайне важно оптимизировать условия, чтобы для учеников не существовало затруднений в переходе из объектов в субъекты учебного процесса, реализации уникальных особенностей индивидуальности, развитию тяги к учебе и умения обучаться».
Современная система образования стремится учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика. Применение данного подхода в обучении позволяет создавать условия, которые способствуют максимальному развитию потенциала учащихся, так как это помогает учителям адаптировать учебные материалы и задания в зависимости от уровня знаний, интересов и способностей детей, а это обеспечивает не только лучшую усвояемость материала, но и повышает мотивацию учащихся.
Цель работы: проанализировать возможность организации обучения, учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: организация учебного процесса, учитывающих разнообразие способностей учащихся (умственных, творческих, физических и социальных).
Особенности младшего школьного возраста и характеристика способностей детей
На основании изучения научной литературы, можно систематизировать особенности младшего школьного возраста (Рис. 1. Особенности младшего школьного возраста).
Рис. 1. Особенности младшего школьного возраста
Проанализировав особенности младшего школьного возраста, необходимо уделить внимание характеристике способностей. Данный термин широко используется в психологической литературе. По мнению Б.М.Теплова, способности – это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» [45]. По его мнению, существуют общие и специальные способности. Общие способности представлены свойствами интеллекта и неразрывно связаны со специальными способностями. Т.А.Пронина отмечает, что «как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не являются врожденными, а развиваются в процессе жизнедеятельности» [34, с. 10].
Определено, что под способностями необходимо понимать индивидуально-психологические особенности младшего школьника. В большинстве исследований отмечается, что способности формируются под влиянием различных факторов, в том числе развиваются в условиях образовательной среды. В научной литературе существует достаточно широкий спектр работ, посвященных раскрытию способностей детей, целесообразно сфокусировать внимание в данном исследовании на умственных способностях (интеллектуальные способности), познавательной активности и мотивации, творческих способностях, коммуникативных способностях.
Система образования должна быть гибкой и адаптивной, чтобы реагировать на изменения и особенности нового поколения. Способности учащихся формируются под влиянием различных факторов, в том числе и посредством влияния образовательной среды. Существуют мнения, что раннее выявление способностей может способствовать их дальнейшему развитию и максимальному раскрытию потенциала личности. Учителя, осознавая сильные стороны учеников, могут адаптировать методики преподавания, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению материала и проявлению их потенциала. Поскольку в научной литературе существует достаточно широкий спектр работ, посвященных раскрытию способностей детей, целесообразно сфокусировать внимание в данном исследовании на умственных способностях (интеллектуальные способности), познавательной активности и мотивации, творческих способностях, коммуникативных способностях.
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных возможностей учеников
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить, что одним из факторов повышения эффективности обучения в начальной школе является реализация дифференцированного подхода, который предполагает гибкость, мобильность и адаптивность форм организации деятельности, а также направленность на всех обучающихся с разными способностями.
- Е.К.Самсонова определяет ряд задач обучения для детей с разными способностями в начальной школе [39, с. 380]:
- выявлять среди учащихся детей с недостаточным уровнем знаний и навыков;
- помогать ученикам восполнять недостающие знания в процессе обучения;
- устранить факторы, способствующие слабым результатам учащихся по различным предметам;
- способствовать развитию интереса и мотивации к учебному процессу;
- дифференцировать учебный план, задания и критерии оценивания с учетом уровня сложности.
Для стимулирования взаимодействия между учениками с разными способностями и учёта индивидуальных возможностей можно использовать следующие подходы:
- Групповая работа. Класс делят на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя.
- Индивидуальные задания. Учитель учитывает индивидуальные возможности усвоения учебного материала каждым участником. Для этого задания распределяют на части по количеству участников группы, и каждый должен выполнить свою часть работы и объяснить способ её выполнения другим.
- Использование технологии «Обучая — учусь». Урок включает следующие этапы:
- каждый ученик индивидуально прорабатывает свою часть информации;
- обмен знаниями в паре (ролевая игра «учитель — ученик»);
- проработка уже новой, полученной в паре информации и поиск нового партнёра для взаимообучения.
Внедрение образовательных технологий, например, интерактивных платформ, для адаптации материала под разные уровни учащихся не требуется.
Методы обучения:
- Игровые методики: использование игр для вовлечения всех учеников, независимо от их способностей.
- Проектная деятельность: создание проектов, где каждый может внести свой вклад в зависимости от своих сильных сторон.
- Кооперативное обучение: формирование команд, где учащиеся учатся друг у друга, что способствует развитию социальных навыков и взаимопомощи.
Обобщая анализ, а также учитывая особенности младших школьников, можно выделить ряд положений, который будет учитывать потребности современных обучающихся (Рис. 2. Возможности реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников в современных реалиях).
Рис. 2. Возможности реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников в современных реалиях
Важно не забывать, что каждый ученик уникален. Учителя должны быть не просто носителями знаний, но и наставниками, создающими условия для всестороннего развития каждого школьника. В условиях организации обучения важно учитывать не только уровень успеваемости учащихся, но и их индивидуальные интересы и способности, важно внедрять игровые технологии, проектные и исследовательские задания, что не только расширяет горизонты изучаемого материала, но и повышает мотивацию учащихся к обучению. Кроме того, необходимо создать психологически комфортную атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя ценным и значимым. Поддержка со стороны учителя, похвала за достижения и конструктивная обратная связь позволяют формировать уверенность в себе. Следовательно, организация обучения для детей с разными способностями, способствует не только академическому, но и личностному развитию младших школьников, формируя у них мотивацию к обучению и желание к дальнейшему познанию мира.