Цель: показать широту применения знаний математических основ в жизни.
Задачи:
- Организовать деятельность участников мастер-класса по решению реальных задач.
- Оценить результаты совместной деятельности.
- Поднимите руку, кто учился в школе? Помашите рукой, кто любил математику?
- Помашите рукой, кто помнит, как звали учителя математики?
- Я учитель математики - Ирина Валерьевна, предлагаю вам вернуться в детство.
- Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
- Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
- Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п.
Задание группе: Составить задачу к тематической календарным датам: День защитника Отечества, 8 Марта, День Космонавтики.
Задача современного учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся.
Задачи о труде людей – это основа для психологической подготовки к труду. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями: строитель, продавец, швея, кулинар, водитель, программист.
Эстетическому воспитанию на уроках математики способствует использование музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов.
Эстетическое воспитание осуществляется посредством решения следующего типа задач: «В школьном оркестре 7 девочек, а мальчиков в 4 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей в школьном оркестре?». Условия данной задачи способствуют обращению к урокам музыки, когда мы вспоминаем понятие «оркестр», его функции и сколько может быть в нём человек.
Беседа выводится на тему увлечений, ведь в классе есть творческие учащиеся, которым область музыки весьма интересна и при решении данной задачи может укрепиться их решение в профессиональном определении.
Духовно-нравственное воспитание закладывается посредством решения задач типа: «Внучка ехала на метро навестить бабушку. До пересадки она проехала 8 станций, после пересадки ещё 7. Сколько всего станций проехала внучка?».
Данные задачи направлены на формирования необходимости поддерживать тёплые отношения с родными людьми, особенно с пожилыми.
Физическое воспитание осуществляется посредством решения задач на тему спорта: «Соревновались в плавании 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?»,
Учащиеся знакомятся с видами спорта, можно организовать беседу и поинтересоваться, какие ещё виды спорта известны, какой является вашим любимым, чем он вам нравится, какие качества развивает спорт?
Посредством ознакомления и обсуждения задачи: «Девочка принесла для кроликов 27 морковок, а мальчик - 18 морковок. Все морковки они разложили кроликам в клетки, по 9 морковок в каждую. Сколько морковок получит каждый кролик?» у детей формируется уважительное и бережное отношение к животным, необходимость оказания заботы и ответственность, что способствует экологическому воспитанию.
Очень важную роль занимают задачи исторического содержания, которые можно использовать так же и при устном счете. При решении таких задач ребята расширяют свой кругозор, испытывают желание глубже изучить прошлое нашей Родины, что заставляет их бережнее относиться к тому, что их окружает. Например, «Известно, что Александр Невский разбил немецких рыцарей Ливонского Ордена на льду Чудского озера и остановил их движение на восток. Выполните вычисления, и вы узнаете, в каком году произошла битва на льду Чудского озера.
Уроки математики, наполненные патриотическим содержанием, оказывают существенное влияние на развитие математического мышления обучающихся, а также способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героев, приближавших победу.
Задачи можно подобрать и не только на военную тематику, достижения нашей Родины огромны и в освоении космоса. Например, при составлении задач используются числовые данные о длительности полета, скорости ракеты.
В связи с этим событием как не вспомнить о Ю.А.Гагарине, сделавшем первый облет земли в космосе и о дальнейших космических экспериментах и достижениях отечественной космонавтики.
Простор для воображения учителя необъятен!
Используя задачи в стихах, ребусах, кроссвордах, дети, например, узнают, что Михаил Юрьевич Лермонтов увлекался математикой, любил сочинять математические фокусы. Вот одна из забав Михаила Лермонтова:
– задумайте любое число,
– прибавьте к нему следующее по порядку,
– добавьте к результату 9,
– полученный результат разделите на 2,
– отнимите задуманное число,
– я скажу, сколько у вас получилось – 5.
У кого получилось такое же число, вы смело можете себе поставить «5» за мастер-класс!