Квест-технология как инструмент сплочения и развития коллектива: опыт классного руководителя

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Современные образовательные стандарты акцентируют внимание на формировании у школьников не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий, таких как умение работать в команде, критически мыслить, эффективно общаться. Одним из эффективных инструментов для достижения этих целей является квест-технология.

Квест в образовании – это интерактивная форма обучения, в которой участники, решая головоломки и задачи, продвигаются к определенной цели. В отличие от традиционных уроков, квест создает атмосферу игры и приключения, что значительно повышает мотивацию учащихся. Квест-технологии позволяют развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, умение принимать решения в нестандартных ситуациях.

Игровыми элементами в образовательном квесте являются: сюжет, поиск информации и работа над ней от лица исполняемой роли, решение головоломок и задач, требующих от участника умственных усилий и творческого подхода.

В своей работе я активно использую квест-технологию для решения задач сплочения коллектива и формирования навыков работы в команде. С обучающимися мы участвуем в городских и внутриучилищных квестах.

Квест технология, как и любая другая имеет свою структуру:

1. Проблемное вступление, или игровой сюжет, в который мы включаем обучающихся

Например, участвуя с суворовцами в квесте, посвященном Татьяниному дню, нас встретил следующий сюжет:

"Студент в общаге - это притча во языцех и лучшая тема для новых анекдотов. Мои друзья из общаги с усмешкой вспоминают, как затаскивали по ковровой дорожке друзей через окна второго этажа, как пробирались в общагу после отбоя, как устраивали всенощную дискотеку... Вот досталось и мне попасть с сие интересное место. Поначалу все пошло хорошо. Пока однажды утром не оказалось рядом со мной на столе удивительной записки: "Найди знаменитых студентов - недоучек, не то быть беде!". Ну я ясно дело ничему не поверил - пока на улицу не вышел! Собрался дорогу переходить - бац! - а вместо современной автомагистрали, бешенных машин, автобусов красных да домов высотных - узенькая улочка, лошади ездят, а пара лошадей еще и трамвай за собой тащит! И вывеска рядом со старинными буквами - "Русская Щвейцария". у меня глаза на лоб полезли! Помогите мне, горе-студенту, в свое время вернуться! Поймайте студентов-недоучек, решив эти задания!"

2. Интересные задания

Задания, квеста могут быть как творческими, так и познавательными. Требующими дополнительную информацию, либо просто внимательность участников. Вот примеры некоторых заданий:

Из квеста, посвященного 100-летию Великой русской революции:

"Известно, что шахматы были самой любимой игрой в семье Ульяновых. Брат Владимира Ульянова-Ленина вспоминал: "Ему доставляли удовольствие хорошие ходы противника, а не слабые ... У Владимира Ильича было прекрасное правило, которого он сам всегда придерживался и строго требовал от своего партнера: обратно ходов ни в коем случае не брать - взялся за фигуру, ею и ходи".

В том месте, где начинается бывшая Грузинская улица, найдите дом Казем-Бека (виднейшего ученого-терапевта, профессора Казанского университета), в котором находился шахматный клуб. на доме вы увидите мемориальную доску. Сколько полных лет было Ульянову (Ленину), когда он играл в Казани в шахматном клубе?".

Из квеста "Навстречу Универсиаде":

"Александр Курынов, учившийся и тренировавшийся в Казани, выступал однажды с давлением 220 и травмой плеча, проигрыая 2 кг. Чтобы победить, ему надо было поднять штангу весом в 167,5 кг. и он сделал это.

В том месте, где заканчивается бывшая улица Покровская, найдите здание, в которм учился не только А. Курынов, но и Фирдаус Кабиров, капитан команды "КАМАЗ-мастер". Найдите мемориальную доск на этом здании. Как долго Курынов учился и работал в этом здании"

3. Информационные ресурсы

При выполнении заданий квеста можно воспользоваться различными источниками информации. Это ссылки, справочные материалы, наглядные пособия и другие источники, из которых обучающиеся черпают информацию по теме заданного квеста. Если квест проходит в аудитории, это могут быть учебники, книги. В "живом" квесте легче пользоваться гаджетами со входом в интернет.

4. Правила игры или руководство к действию

Под правилами понимается план работы обучающегося - что нужно сделать, чтобы достичь цели. Например:

Квест стартует 22 октября (воскресенье).

Возможно, в этот день в Казани будет прохладно и пройдут дожди. Но квест состоится в любую погоду. Берем с собой зонтики, одеваемся тепло (удобная непромокаемая обувь, куртки).

Время старта команд:

  • 7-8 класс (младшая лига) - 10.00.-10.15.
  • 9-11 класс (старшая лига) - 10.20.-10.30.

Команде понадобятся:

  • карта Казани (если вы плохо ориентируетесь в городе);
  • цифровой фотоаппарат;
  • мобильный телефон, с которого можно отправить 5 sms сообщений или сообщений в WhatsApp.
  • Разрешается пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет.
  • Не разрешается пользоваться частным и общественным транспортом при проходе маршрута.

Критерии оценки квеста:

  • команда прибыла в отведенный промежуток времени - 5 баллов
  • команду сопровождает руководитель (без руководителя команда к старту не допускается) - 5 баллов
  • за каждое верно выполненное задание № 1-5 - 6 баллов
  • за качественную фотографию (задание № 6) - 5 баллов
  • за рефлексию (задание № 7) - до 10 баллов

5. Заключение (оценивание)

Отчет команды о прохождении квеста является и обратной связью для организаторов квеста. Отчет может быть сделан форме презентации или фильма, а может и просто стать ответами на вопросы рефлексии. Пример рефлексии после преподавательского квеста - видеоролик.

Как составить образовательный квест? С чего начать? Последовательность действий по разработке квеста может быть следующей:

1) Определить вид квеста (образовательный, "живой", веб-квест и пр.). От виде квеста зависит форма его проведения, количество времени на его подготовку.
2) Определить тему и название квеста.
3) Готовим проблемное вступление.
4) Составляем задания.
5) Если необходимо, можно продумать роли для участников квеста.
6) Подготовка кейса со справочным материалом (если необходимо) и маршрутного листа.
7) Составляем правила игры.
8) Проводим квест.
9) Подводим итоги квеста. При подведении итогов можно воспользоваться следующими критериями:

Использование квест-технологии в работе классного руководителя позволяет создать благоприятную атмосферу в коллективе, способствует развитию коммуникативных навыков и формированию толерантного отношения к окружающим. Квест – это не просто игра, это эффективный инструмент для формирования социально активной и гармонично развитой личности.

Список литературы

  1. Поташник М.М., Левит М.В., Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования - Москва, Изд: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.
  2. Метапредметные и личнсотные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: Учебно-методическое пособие // Под общей ред. О.Б.Даутовой, Е.Ю.Игнатьевой. - Санкт-Петербург, КАРО, 2015. - 160 с.
  3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС // О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крыова, И.В.Муштавинская. - Санкт-Петербург, КАРО, 2013. - 176 с.