Создание условий для формирования финансовой грамотности студентов

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика


Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2025 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и роста конкурентоспособности российской экономики.

Система общего образования также участвует в реализации отмеченных государственных инициатив. Указанные обстоятельства вызвали необходимость существенных изменений содержания в системе, как общего так и профессионального образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к рыночной экономике. При этом в числе актуальных остаётся вопрос грамотности обучающихся: финансовой, юридической, информационной, – содержание которых отвечает новому этапу развития общества. В условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда и глубоких структурных изменений в сфере занятости осуществляется модернизация образования и усиливается роль дисциплин направленных на обучение финансовой грамотности.

Современные обучающиеся очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности обусловлена тем, что обучающиеся достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.

В соответствии с ФГОС нового поколения, мною была разработана программа в рамках дисциплины «Основы финансовой грамотности предпринимательства и трудоустройства» для специальностей и профессий, при составлении программы учитывались общие и профессиональные компетенции. В программе отражены такие темы как: «Доходы и расходы семьи» «Страхование», «Кредит», «Финансовое мошенничество». Разработаны практические работы на формирование у обучающихся интерес и повышение экономической грамотности при расчетах простых и сложных процентных ставок по кредитам, вкладам, выплат при страховых случаях. Обучающиеся сталкиваются с такими проблемами как выбор кредитной организации, при рассмотрении и получении кредитов, видами финансовых мошенничеств, которые зачастую совершенствуют методы получения денежных средств физических лиц незаконным путем. Разработаны практические и самостоятельные работы, направление на разработку личного финансового планирования, анализ работы Центрального банка России, операции по обороту денежной наличности а также безналичных расчетов в РФ. Взяты за основу правовые нормы: «Как защита прав потребителей», «Ответственность за финансовые мошенничество».

Получив финансовые знания, студент сможет осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.