Нейроигры как один из методов развития когнитивной сферы у дошкольников 4–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: нейроигры


Нейроигры для детей дошкольного возраста – это инновационный подход в образовании и развитии, который использует принципы нейропсихологии для стимуляции когнитивных процессов у детей. Эти игры не только развлекают, но и способствуют улучшению внимания, памяти, логического мышления, а также моторных навыков. Они оказывают значительное влияние на умственное развитие ребенка, помогая ему лучше усваивать новую информацию и адаптироваться в обществе.

Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт основу для более зрелых и сложных этапов развития. С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Нейроигры являются отличным эффективным средством создания новых нейронных связей, стимулируют мыслительные процессы, улучшают работоспособность, снижают утомляемость, развивают межполушарное взаимодействие, формируют пространственные представления, повышают саморегуляцию и контроль.

Очень важно развивать у детей межполушарное взаимодействие. Целостная работа головного мозга осуществляется двумя полушариями одновременно. Речь - продукт левого полушария, а воображение - правого. Но только согласованная командная работа двух полушарий может обеспечить деятельность всех процессов на должном уровне. Именно поэтому связь между полушариями и их синхронное включение в деятельность нужно тренировать. Это позволит ребенку лучше усваивать и перерабатывать информацию, повысит общий уровень концентрации, внимания, позволит мозгу быстрее выполнять мыслительные операции.

Понятие нейроигр. Нейроигры основаны на использовании современных технологий и научных исследований в области нейропсихологии. Они разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и направлены на стимуляцию различных участков мозга. Игры включают задачи на скорость реакции, память, внимание, решение логических задач и развитие творческих способностей.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно- моторной пространственной координации, активизация речи. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и благодаря интеграции в разные образовательные области закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.

Виды нейроигр:

  • Игры на развитие памяти – эти игры помогают улучшить кратковременную и долговременную память. Задачи могут включать запоминание последовательности объектов или звуков, картинок.
  • Игры на внимание – направлены на развитие способности концентрироваться и переключать внимание между различными задачами.
  • Логические игры– стимулируют развитие рассуждений и способности к проблемному анализу. Это может быть решение математических задач или логических головоломок.
  • Моторные игры – способствуют развитию координации и мелкой моторики. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются базовые навыки управления движениями.
  • Креативные и творческие игры – направлены на развитие воображения и творческих способностей. Это может быть создание музыки, рисование или составление историй.

Примеры игр

Игра «Запомни и найди»

Цель: Развитие памяти и правого полушария.

Описание: положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.

Игры с водой «Поймай парный предмет»

Цель: развитие межполушарных связей и правого полушария, создание эмоционально положительного настроя.

Описание: Воспитатель наливает в ёмкость тёплую воду на глазах у детей, предлагает детям пустить поплавать различные предметы (шарики, пробки, шишки, рыбки). Затем предлагает поймать предметы поочередно правой рукой, левой рукой, двумя.

Упражнение из комплекса кинезиологических игр: наши пальчики здороваются

Цель: развитие правого полушария, мелкой моторики рук.

Ход игры: «Кулак-ребро-ладонь»: Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия (сортируем крупы)

Игра: мамин помощник

Цель: развитие мелкой моторики и межполушарных связей.

Атрибуты: мисочки, пластмассовый пинцет, мелкие игрушки, крупы: фасоль, горох, макароны,

Ход игры: предложить детям перекладывать крупы из миски в миску двумя руками одновременно. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки. Сортировать: смешать горох и фасоль, а затем предложить разложить пинцетом их по разным мискам. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

Игра: покорми свинку

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики, восприятия, внимания, речи, воображения.

Атрибуты: свинки из пластиковых бутылок, крупы, тарелочки.

Ход игры: педагог предлагает детям покормить Хрюшку, у ребёнка поросёнок, в тарелке корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны). Постепенно, не торопясь накормить поросёнка (засовывать их по одному зернышку или семечку в горлышко бутылки).

Игра на определение знакомых запахов

Игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние и межполушарные связи.

Атрибуты: повязка на глаза, тарелочка, лимон, шоколад, яблоко, апельсин, огурец.

Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами определяет запах предмета на тарелке, даёт определение запаху, находит этот предмет на столе.

Игра: Найди пару

Цель: развитие памяти и межполушарных связей.

Атрибуты: 4 карточки.

Ход игры: на столе раскладываются карточки с изображением различных предметов. Детям дается задание запомнить в каком месте находится каждая из карточек. Через 20 секунд картинки переворачиваются изображением вниз. Дети должны по заданию воспитателя найти изображение по команде: (Покажи – где находится кружка). Если ребенок правильно находит заданную картинку, то забирает карточку себе, если нет, то карточки переворачиваются изображением вниз и возвращаются в игру. Выигрывает тот, кто больше всех угадает и загаданные картинки.

Зеркальное рисование «Рисуем воздушный шарик»

Атрибуты: фломастеры, бумага.

Ход игры: Дети берут два фломастера в две руки и одновременно двумя руками рисуют округлый предмет в разные стороны.

Зеркальное рисование «Рисуем палочками солнышко»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Атрибуты: палочки для рисования.

Ход игры: Дети берут две палочки в две руки и одновременно двумя руками рисуют округлый предмет в разные стороны.

Перекрестный точечный массаж в области ушей. Ухо/нос

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полушарием, снятие эмоционального стресса.

Дети слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, затем умышленно допускает ошибки.

Игра «Кулак, ребро, ладонь»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.)

Ход игры: детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух.

Игры на развитие координации движений - нейрогимнастика

Работа с кинезиологической дорожкой «Ручки-ножки»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, ловкости, быстроты двигательной реакции, средней и крупной моторики.

Атрибуты: дорожка с изображение ручек и ножек, магнитофон, ритмичная музыка.

Ход занятия: Детям предлагается пройти под музыку по дорожке «рукой» или «ногой» в зависимости от того, что нарисовано на дорожке.

Упражнение: По кочкам

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшать навыки самоконтроля движений. Развитие средней и крупной моторики.

Атрибуты: разноцветные кочки, мячики, магнитофон, ритмичная музыка.

Ход игры: Кочки выкладываются на полу, дети должны пройти по ним. Перепрыгивать через одну под ритмичную музыку (на одной ноге, на двух в прыжке, поднять правую руку- левую, две одновременно).

Упражнение «Разноцветные ладошки»

Цель: развитие межполушарных связей, внимания, памяти, ловкости, быстроты двигательной реакции, мелкой моторики рук.

Атрибуты: заламинированные силуэты цветных ладошек правой и левой руки: красные, желтые, зелёные.

Ход игры: Воспитатель показывает детям цветные ладошки, напоминая, где правая и левая рука. По сигналу педагога, дети находят названные ладошки методом зрительного соотнесения.

Перекрестная передача мячей су-джок

Игра «Колючие ёжики»

Цель: развитие межполушарного взаимодействий, ловкости, зрительно-моторной координации, мелкой средней крупной моторики.

Ход игры: дети сидят друг на против друга, перекрёстными движениями из правой руки в левую и наоборот перекатывают мяч по диагонали.

Игра «Зеркало»

Цель: развитие зрительно-пространственной организации движений, межполушарных связей, координации движений.

Атрибуты: два мяча жёлтого цвета, два мячика красного цвета.

Ход игры: Пара детей стоят друг к другу лицом. Один из них ведущий. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные позы, движения, имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы поднимает руку с предметами в руках и т.д.), второй игрок одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику в зеркальном отражении.

Преимущества нейроигр

  • Всестороннее развитие. Нейроигры охватывают несколько аспектов развития ребенка одновременно, что способствует его гармоничному умственному росту.
  • Индивидуальный подход. Большинство нейроигр можно адаптировать под конкретные потребности и уровень развития ребенка.
  • Обучение через игру. Дети учатся в непринужденной обстановке, что повышает их интерес к обучению и способствует лучшему усвоению материала.
  • Развитие социальных навыков. Многие игры предусматривают взаимодействие с другими детьми, что помогает формировать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
  • Использование принципа «от простого к сложному».
  • Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения.

Можно выделить основные условия эффективности применения нейропсихологических технологий:

  • Педагог должен свободно владеть упражнениями.
  • Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
  • Периодичность — ежедневно, без пропусков.
  • Время занятий – утро, день.
  • Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
  • Продолжительность занятий от 10-15 минут.
  • Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
  • Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
  • От детей требуется точное выполнение упражнений.

Нейроигры для детей дошкольного возраста представляют собой мощный инструмент в руках современных родителей и педагогов, позволяющий в игровой форме развивать умственные способности детей. Они способствуют не только учебному, но и эмоциональному, социальному и физическому развитию малышей. Использование таких игр в повседневной жизни может значительно облегчить процесс обучения и подготовить детей к школьному обучению, а также помочь в формировании основ для успешного будущего.