В школе «Петролеум +» обучаются дети, из стран ближнего зарубежья – Армении, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
На сегодня количество детей с миграционной историей (дети-инофоны, билингвы) растет год от года.
Одной из основных проблем адаптации в школьную жизнь детей и родителей с миграционной историей является освоение русского языка. Однако за академическими сложностями очень остро стоит проблема адаптации к русской культуре, которая значительно отличается от «родной» культуры семей, прибывших в Пермь. Кроме того, наш город – это город с высокой трудовой миграцией. Семьи, как правило, приезжают для работы, причем часто это занятость в сфере обслуживания, благоустройства, подсобных рабочих. Поэтому часто уровень образования родителей не позволяет оказать поддержку детям ни в изучении языка, ни в изучении культуры страны, в которой они проживают в данный период.
В практике работы нашей школы в большинстве случаев родители в домашних условиях общаются с ребенком на родном языке, в силу незнания русского языка, а в большинстве случаев - пытаясь сохранить связь ребенка с родиной через свой язык. Однако успешным условием адаптации является инкультурация – знакомство и принятие правил и ценностей культуры принимающей страны.
Наша школа выбрала как вариативный метод работы с детьми-мигрантами и способ включения родителей, как в русскую культуру, так и в школьную жизнь ребенка – театральную деятельность.
Театральная педагогика – уникальная отрасль педагогической науки, задача которой сделать занятия интересными, помочь прокачать мягкие и твердые навыки, создать дружное сообщество в коллективе детей разных национальностей.
Коллектив нашего образовательного учреждения определил для себя 3 уровня адаптации детей с миграционной историей:
1. Обучение – помощь в усвоении русского языка, совершенствование артикуляционного аппарата, звукопроизношения, так как часто в родном языке, например у таджиков и узбеков просто отсутствуют некоторые звуки и буквы, поэтому мы слышим подмены звука (и здесь нам на помощь приходит учитель-логопед, который ставит и автоматизирует звуки русского языка у детей), формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи, развития элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса.
2. Общение – театральная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения и стимулирует активную речь.
3. Культурное обогащение - развитие творческих способностей учащихся-мигрантов, осознание ими истории России и в частности Пермского края, а также создание условий для положительного отношения к ним со стороны одноклассников, что ведет к формированию готовности детей с миграционной историей следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам.
Целью для себя мы поставили создание условий, предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий для развития речи детей с миграционной историей. В том числе и через творческую активность в театральной деятельности, а также приобщение родителей к участию в театральной деятельности их детей.
С сентября 2023 года в школе реализуется программа школьного театра «Первый ряд», в котором активно участвуют дети с миграционной историей. Уникальность нашего театра заключается в том, что в постановках используются произведения народов Пермского края, а юные артисты – киргизы, таджики, узбеки, татары, русские, армяне – не делятся по этническому признаку. Их объединяет история Пермской земли, они все теперь – пермяки, изучающие историю родного края, его легенды и предания.
Этот подход позволяет не только преодолевать языковой барьер, но и формировать у детей чувство принадлежности к новому дому, к Пермскому краю. Театральные постановки становятся своеобразным мостом между культурами, позволяя детям-мигрантам глубже понять и принять русскую культуру, не забывая при этом о своих корнях.
Работа театра "Первый ряд" не ограничивается только сценическими выступлениями. В рамках программы проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, истории театра и культуры Пермского края. Дети учатся работать в команде, выражать свои мысли и чувства, развивают воображение и творческое мышление.
Особое внимание уделяется работе с родителями. Для них организуются встречи, консультации, совместные репетиции, подготовка костюмов, просмотры спектаклей. Это позволяет родителям включаться в учебно-воспитательный процесс школы. Кроме того, участие в театральной деятельности помогает родителям преодолеть языковой барьер и вместе со своими детьми изучать культуру принимающей страны.
Педагогический коллектив школы "Петролеум +" видит в театральной деятельности мощный инструмент интеграции детей-мигрантов в российское общество. Это не просто способ развлечь и занять детей, а целенаправленная работа по формированию у них чувства принадлежности, уважения к культуре принимающей страны и уверенности в своих силах.
Мы понимаем, что успешная интеграция детей-мигрантов – это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон. Театральная деятельность – это лишь один из инструментов, но он оказался на удивление эффективным. Он позволяет не только преодолевать языковой барьер и знакомиться с культурой принимающей страны, но и формировать у детей чувство принадлежности, уверенность в своих силах и готовность к активному участию в жизни общества.
В конечном итоге, цель школы «Петролеум +» – не просто помочь детям-мигрантам адаптироваться к российской культуре, а создать условия для их полноценного развития и самореализации. Ведь будущее Пермского края, да и всей России, во многом зависит от того, насколько успешно мы сможем интегрировать детей-мигрантов в наше общество, дать им возможность раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в его развитие. Специалисты и педагоги школы «Петролеум +» создают инклюзивную среду, где каждый ребенок чувствует себя ценным и уважаемым.