Уроки изобразительного искусства и их патриотическое воздействие

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание патриотизма


Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе. Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, человек лишенный человеческих свойств.

Патриотическое воспитание в школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотизм является темой сложной и актуальной в современном образовательном пространстве. Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается, как дифференцированный процесс с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное время.

Искусство, активно помогает воспитать в школьниках доброту, жизнерадостность, любовь к Родине, показать сплоченность народов, пробудить патриотизм к своей стране. Учитывая особо важную роль изобразительного и декоративно‐прикладного творчества в патриотическом воспитании школьников, многим становится понятной целесообразность изучения и использования сегодня в современной школе не только произведений мастеров изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, памятников истории и культуры, но и произведений народного творчества.

Изобразительное и декоративно‐прикладное искусство, воздействуя на эмоциональную сферу сознания учащихся, помогает воспитанию мировоззренческих чувств. Формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Тенденция патриотического воспитания и развития художественного образования требует совершенствования уроков изобразительного искусства на основе рационального сочетания форм и методов, создания условий, направленных на постижение патриотических и общечеловеческих ценностей, основ отечественной и мировой культуры, раскрывающих целостную картину мира, и личностно‐значимое его осмысление учащимися школ.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Ученику, для того чтобы быть патриотом своей страны, нужно подняться на духовно‐нравственную высоту. Подняться на эту высоту помогает искусство, и, прежде всего, уроки изобразительного искусства. Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения*.

_______________

* Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн. – М.: Академия, 2017. – С.45.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация. Воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

Детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует рисование.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у учащихся гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Темы занятий по изобразительному искусству патриотического направления:

  • родная природа;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • изучение символики Российского государства;
  • героическое прошлое;
  • формирование любви к малой Родине, семье.

Родная природа. Знакомство детей с представителями животного и растительного мира. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство. При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров.

Подвести детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа.

Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине художник передает свои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.

Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

Список использованной литературы

  1. Архипов А.А., Филипова И.Г. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 2.
  2. Бондарев А. Личное отношение к Родине // Искусство в школе. – 2018. – № 2.
  3. Малахова Р.Г. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2016. - № 2.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2017.
  5. Руднев И.Ю. Тематическая композиция на занятиях изобразительным искусством с младшими школьниками // Наука и школа. - 2016. - № 1.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн. – М.: Академия, 2017.