Профориентация как один из модулей рабочей программы воспитания

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Мастер-класс

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: профориентация


Профориентация обучающихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Цель профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с обучающимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Презентация

Этапы работы

Продумывая работу по профориентации, нам показалось интересным проводить недели «Знакомства с профессиями». Как же это реализуется?

Подготовительный этап

  • Ставим основополагающий вопрос с целью заинтересовать обучающихся.

Организационный этап

  1. Формируем группы

Основной этап

  1. Самостоятельная работа детей (помощь кл.рук. и родителей)
  2. Реализация (работа группы с классом)

Заключительный этап

  1. Обсуждение работ в группах: высказывание мнений о проделанной работе
  2. Контроль полученных знаний: использование тестовых заданий, занимательный материал
  3. Подведение итогов

В начале учебного года проведены классные часы «Мои увлечения». Обучающимся было дано задание: представить своё хобби, любимое занятие. Как сказали дети, «интересный классный час, на котором мы смогли рассказать о своих увлечениях и достижениях. Было интересно послушать, кто и чем занимается». Многие ребята принесли поделки, рисунки и пр., подготовили презентации, слайд-шоу, фильмы.

Сочинение-рассуждение на тему «Кем быть?». Ребятам было предложено написать небольшую по объему работу, обязательное требование к которой ответить на следующие вопросы:

  • Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
  • Почему тебе нравится именно эта профессия?
  • Что делают люди этой профессии?
  • Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?
  • Есть ли у тебя такие качества?

Анализ сочинений позволил узнать мир детей, а также объединить их в группы по интересам. Интересы самые разные:

Направление

Ф.И. обучающихся

МЕДИЦИНА

  • Косметология
  • Хирургия
  • Ветеринария

 

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Учитель истории
  • Учитель математики
  • Учитель русского языка и литературы
  • Учитель физ. культуры

 

ПРОГРАММИСТ. ГЕЙМЕР. ЮТУБЕР

 

ФИНАНСИСТ.БАНКИР

 

ПОВАР-КОНДИТЕР

 

АКТЕР

 

ЮРИСТ

 

АВТОМЕХАНИК

 

ДИЗАЙНЕР

 

Правду сказать, многие ребята ещё даже и не думали, чем в жизни им хочется заниматься, поэтому они не вошли не в одну из этих групп. Мы думаем, что это до определённого момента.

Итак, группы созданы. Надо продумать, как же будем связывать нашу деятельность с нашими интересами.

НЕДЕЛЯ МЕДИЦИНЫ.

  1. Оформление стенда.
  2. Презентация «Это интересно» (ежедневно).
  3. Выпуск информационных буклетов.
  4. Измерение антропометрических данных (рост, вес).
  5. Измерение давления.
  6. Проверка зрения.

Составление таблицы нормативов (сотрудничество с учителем физической культуры).

В течение недели ребята были настолько увлечены на переменах и после уроков, что времени для отдыха не оставалось. Кабинет русского языка и литературы превращался в «медицинское учреждение». Родители оказали посильную помощь (халаты у «сотрудников» были, тонометры, ростомер-сантиметр, чему я была очень удивлена, весы, градусники и опознавательные карточки, которые послужили для работы офтальмолога).

ПРОГРАММИСТ. ГЕЙМЕР. ЮТУБЕР

Не менее интересно прошла неделя, связанная с программированием. Устройство компьютера, как уберечь себя и свою семью от кибермошенников, что такое искусственный интеллект, что такое киберспорт и др. узнали ребята на этой неделе.

  1. Презентация «Это интересно» (ежедневно).
  2. Памятки.
  3. Викторина.
  4. Практическая работа, которая плавно перешла уже на 2 неделю, - сборка системного блока.

ОБРАЗОВАНИЕ

Неделя, связанная с нашей профессией. Проведение фрагментов уроков, информация о педагогической деятельности (воспитатель, учитель-предметник, педагог доп. образования и др.), помощь учителю в проверке тестовых заданий (их не так много)...

В классе объявлена акция «Книге вторую жизнь», происходит обмен книгами, а те книги, которые по нраву были ребятам в свое время, они приносят на время, завели формуляр.

ФИНАНСИСТ. БАНКИР

Неделя, связанная с финансовой грамотностью, прошла интересно и плодотворно. Узнали, что такое деньги и как их зарабатывать, дали советы, как избежать импульсивных покупок, как контролировать расходы и доходы, а также получили базовые знания о банковских услугах, коммунальных платежах и налогах, придумывали банкноты для своей семьи.

Надеюсь, что задумка наша будет интересна не только нам и нашим классам, но и другим педагогам.

Приложения 1–4

Презентация "Профессия воспитатель"

Презентация "Профессия программист”

Буклет "Здоровье"