Профориентация обучающихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.
Цель профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.
Задачами профориентационной работы с обучающимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.
Этапы работы
Продумывая работу по профориентации, нам показалось интересным проводить недели «Знакомства с профессиями». Как же это реализуется?
Подготовительный этап
- Ставим основополагающий вопрос с целью заинтересовать обучающихся.
Организационный этап
- Формируем группы
Основной этап
- Самостоятельная работа детей (помощь кл.рук. и родителей)
- Реализация (работа группы с классом)
Заключительный этап
- Обсуждение работ в группах: высказывание мнений о проделанной работе
- Контроль полученных знаний: использование тестовых заданий, занимательный материал
- Подведение итогов
В начале учебного года проведены классные часы «Мои увлечения». Обучающимся было дано задание: представить своё хобби, любимое занятие. Как сказали дети, «интересный классный час, на котором мы смогли рассказать о своих увлечениях и достижениях. Было интересно послушать, кто и чем занимается». Многие ребята принесли поделки, рисунки и пр., подготовили презентации, слайд-шоу, фильмы.
Сочинение-рассуждение на тему «Кем быть?». Ребятам было предложено написать небольшую по объему работу, обязательное требование к которой ответить на следующие вопросы:
- Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
- Почему тебе нравится именно эта профессия?
- Что делают люди этой профессии?
- Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?
- Есть ли у тебя такие качества?
Анализ сочинений позволил узнать мир детей, а также объединить их в группы по интересам. Интересы самые разные:
Направление |
Ф.И. обучающихся |
МЕДИЦИНА
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ
|
|
ПРОГРАММИСТ. ГЕЙМЕР. ЮТУБЕР |
|
ФИНАНСИСТ.БАНКИР |
|
ПОВАР-КОНДИТЕР |
|
АКТЕР |
|
ЮРИСТ |
|
АВТОМЕХАНИК |
|
ДИЗАЙНЕР |
|
Правду сказать, многие ребята ещё даже и не думали, чем в жизни им хочется заниматься, поэтому они не вошли не в одну из этих групп. Мы думаем, что это до определённого момента.
Итак, группы созданы. Надо продумать, как же будем связывать нашу деятельность с нашими интересами.
НЕДЕЛЯ МЕДИЦИНЫ.
- Оформление стенда.
- Презентация «Это интересно» (ежедневно).
- Выпуск информационных буклетов.
- Измерение антропометрических данных (рост, вес).
- Измерение давления.
- Проверка зрения.
Составление таблицы нормативов (сотрудничество с учителем физической культуры).
В течение недели ребята были настолько увлечены на переменах и после уроков, что времени для отдыха не оставалось. Кабинет русского языка и литературы превращался в «медицинское учреждение». Родители оказали посильную помощь (халаты у «сотрудников» были, тонометры, ростомер-сантиметр, чему я была очень удивлена, весы, градусники и опознавательные карточки, которые послужили для работы офтальмолога).
ПРОГРАММИСТ. ГЕЙМЕР. ЮТУБЕР
Не менее интересно прошла неделя, связанная с программированием. Устройство компьютера, как уберечь себя и свою семью от кибермошенников, что такое искусственный интеллект, что такое киберспорт и др. узнали ребята на этой неделе.
- Презентация «Это интересно» (ежедневно).
- Памятки.
- Викторина.
- Практическая работа, которая плавно перешла уже на 2 неделю, - сборка системного блока.
ОБРАЗОВАНИЕ
Неделя, связанная с нашей профессией. Проведение фрагментов уроков, информация о педагогической деятельности (воспитатель, учитель-предметник, педагог доп. образования и др.), помощь учителю в проверке тестовых заданий (их не так много)...
В классе объявлена акция «Книге вторую жизнь», происходит обмен книгами, а те книги, которые по нраву были ребятам в свое время, они приносят на время, завели формуляр.
ФИНАНСИСТ. БАНКИР
Неделя, связанная с финансовой грамотностью, прошла интересно и плодотворно. Узнали, что такое деньги и как их зарабатывать, дали советы, как избежать импульсивных покупок, как контролировать расходы и доходы, а также получили базовые знания о банковских услугах, коммунальных платежах и налогах, придумывали банкноты для своей семьи.
Надеюсь, что задумка наша будет интересна не только нам и нашим классам, но и другим педагогам.
Презентация "Профессия воспитатель"