«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует — пусть он находится в постоянном движении».
Жан-Жак Руссо
Современные исследования в области педагогики и психологии все чаще подчеркивают неразрывную связь между физическим и когнитивным развитием ребенка. В дошкольном возрасте эта связь приобретает особое значение, поскольку именно в этот период формируются базовые навыки и способности, необходимые для успешного обучения в будущем. Моторика, умение управлять телом в пространстве, вестибулярная и тактильная системы являются первым, базовым уровнем так называемой пирамиды обучения. На нём кирпичиками строятся остальные функции центральной нервной системы, а вершиной является познавательное развитие. Во время физической нагрузки в мозг поступает много кислорода, это усиливает восприятие и переработку информации. Занятия спортом повышают познавательные способности, улучшают процесс мышления.
Интегрированный подход, сочетающий в себе занятия по физической культуре и познавательную активность, является наиболее эффективным способом стимулирования гармоничного развития ребенка. СОРСИ в данном случае выступает как инновационный инструмент, значительно повышающий эффективность образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Авторами и разработчиками этой игровой технологии являются Давыдова Ирина Ивановна и Малова Галина Петровна. Изначально СОРСИ описывалась как сюжетно-оздоровительная развивающая игра. Но со временем данное понятие расширилось, и последователи начали трактовать его по-своему:
- СОРСИ - сюжетно-образовательная развивающая соревновательная игра.
- СОРСИ - современная образовательная развивающая сюжетная игра.
- СОРСИ - сюжетно-образовательная развивающая спортивная игра.
- СОРСИ - спортивная оздоровительная развивающая сюжетная игра.
- СОРСИ - сюжетно-оздоровительная развлекательная соревновательная игра.
На данный момент СОРСИ (Совместное Обучение, Развитие, Социализация и Интеграция) – это не просто набор упражнений или дидактических материалов. Это целостная система, основанная на принципах игровой деятельности, активного обучения и индивидуального подхода. Она включает в себя разнообразные виды деятельности, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, координации движений, сенсорного восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и социальных навыков. Таким образом, СОРСИ является эффективным средством для развития как физических, так и психических качеств в дошкольном возрасте.
Цель СОРСИ: формирование мотивации у дошкольников к регулярным занятиям физической культурой и элементам спорта, приобщение воспитанников и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи.
- Обогащение двигательного опыта детей.
- Развитие познавательной, творческой активности в двигательной деятельности.
- Развитие самостоятельности, настойчивости, организованности и любознательности.
- Закаливание за счет использования циклических упражнений.
В основе СОРСИ лежит идея о том, что движение является естественной потребностью ребенка, а его удовлетворение способствует не только укреплению здоровья, но и активизации умственной деятельности. По сути, постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения. В данной системе происходит интеграция физического развития в другие образовательные области, в частности познавательное развитие. Например, во время физкультурного занятия дети не только развивают ловкость и выносливость, но и учатся считать, различать цвета и формы, ориентироваться в пространстве и следовать правилам. Познавательные занятия, в свою очередь, могут включать в себя элементы физической активности, такие как пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, игры на развитие внимания и ловкости.
Используя СОРСИ, инструктор по физической культуре должен быть компетентен в других образовательных областях, знать, что дети изучают, какими знаниями и умениями уже владеют. Поэтому работа ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями, которые помогают направить детей и определить темы игровых занятий и развлечений.
Игровая технология имеет свою структуру, в которую входит 3 блока. Каждый блок включает в себя два обязательных этапа: двигательный и познавательный. Давайте рассмотрим их.
Блок 1 – Предварительная работа (организационно-подготовительный).
Цель: Создание проекта единого образовательного пространства (выбирается тема игры, ведется отбор приемов и методов).
- Двигательный этап – придумывание и планирование физических упражнений.
- Познавательный этап – планирование совместной деятельности в познавательной и продуктивной области по определенной теме.
Часто тема игры определяется календарным планом или проектом, реализуемым в данный момент в группе. Например, опытно-практическое изучение сказки «Три поросенка».
Блок 2 – Взаимодействие педагогов и детей или взрослых. (ребёнок-ребёнок, взрослые-дети, педагог-ребёнок, педагог-педагог).
Цель: формирование системы знаний по определённой теме.
- Двигательный этап – первоначальное разучивание, углублённое разучивание физических упражнений.
- Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности.
На данном этапе инструктор по физической культуре отрабатывает физические упражнения, формируя определенные двигательные навыки, в соответствии с образовательным планом.
Воспитатель совместно с детьми, если мы говорим о проекте «Три поросенка» изучает сказку, формирует знания о домашних и диких животных, изучая их особенности и повадки, жилище. Расширяются знания о доме, его предназначение. В рамках экспериментальной деятельности исследуют разный строительный материал: солому, прутья, камень. Делают выводы о прочности камня, как строительного материала.
Блок 3 – Игра, которая является своеобразным продолжением процесса обучения дошкольников. Данный блок характеризован готовностью ребёнка к творческому применению навыка.
Цель: Интеграция различных областей, закрепление системы знаний по определённой теме.
- Двигательный этап – знакомые физические упражнения наполняются, новыми структурными частями.
- Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности.
Непосредственно в самой игре мы уже закрепляем систему полученных знаний по выбранной теме, стимулируя процесс двигательной активностью.
Игра или точнее игровое занятие имеет также свой алгоритм:
Мотивация (зачин)
Дети погружаются в воображаемую ситуацию исследователя, их заинтересовывают, ставят в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности».
Например, воспитатель еще в группе может загадать загадку по книге «Три поросенка», и создать проблемную ситуацию, что иллюстрация книги разлетелась на множество кусочков и их необходимо собрать, но для этого дети должны пройти несколько испытаний.
В спортивном зале проходит построение и разминка, затем инструктор по физической культуре подводит детей к испытаниям.
Испытания
Игра включает 4–7 испытаний (в зависимости от возраста), каждое из которых состоит из двух этапов. Первый этап — двигательный, второй — включает задания на развитие познавательных-речевых и творческих навыков. Каждое испытание должно проходить в течение 5 минут и заканчиваться по сигналу.
В нашем случае это 4 испытания, включающие два этапа. Напомню, двигательная активность всегда предшествует познавательным заданиям, тем самым стимулируя ребенка эмоционально, активизируя нейронные процессы.
Рассмотрим испытания игры «Три поросенка».
I испытание
1 этап: Всем участникам нужно выстроиться в гусеницу, каждый ребенок держит стоящего впереди двумя руками. Построив такую гусеницу дети должны обойти все кочки, расположенные на пути.
2 этап: Пройдя путь, дети находят карточки с героями из различных сказок. Их задача, выбрать только героев сказки «Три поросёнка» и назвать их.
Педагог включает музыку и засекает время. Справившись с заданием, дети получают несколько частей картинки.
II испытание
1 этап: Перед детьми «болото», на другой стороне которого лежат карточки с изображением разных домов. Необходимо пройти по бревну через болото. Шагать по бревну нужно аккуратно вытянув руки в стороны.
2 этап: Нужно взять карточки, на которых изображены жилища из соломы, веточек и камней. Затем разбиться по группам в зависимости от строительного материала и посчитать, сколько соломенных домов, каменных, из прутьев.
Педагог включает музыку и засекает время. Справившись с заданием, дети получают несколько частей картинки.
III испытание
1 этап: Перед детьми «заколдованная дорожка», в конце стоит корзина, в которой спрятан различный материал. Чтобы добраться до корзины, необходимо прыгая в обруч, перекладывать шарик с одной лунки в другую. Обратно возвращаемся бегом. Каждый участник должен взять из корзины один предмет (ветку, соломинку или кубик), вернуться с ней и передать эстафету следующему.
2 этап: На данном этапе необходимо детям в зависимости от материала, построить домики для поросят.
Педагог включает музыку и засекает время. Справившись с заданием, дети получают несколько частей картинки.
IV испытание
1 этап: Перед детьми два туннеля, по которым они проползают и подходят к столу с домиками.
2 этап: Детям предлагают ответить на вопрос: «Какие домики сдует волк и почему?» Доказать правильность ответа опытным путем.
Справившись с заданием, дети получают последние части картинки.
Итог
По условию игры дети должны найти «ключ» (слово, составить пазл, построить фигуру и т.д.). За каждое выигранное испытание дети получают фишки, детали или часть картинки от пазла. Таким образом, реализуют поставленную перед ними цель.
В данном случае в игре «Три поросенка» заключении из собранных частей, дети собирали картинку (потерянную иллюстрацию).
В ходе игры педагог поэтапно формирует внутреннюю мотивацию у детей, способствующую планированию их деятельности, реализации замысла. По итогам детской деятельности проводится рефлексия.
В таком формате можно проводить не только игровые занятия, но и развлечения «Дни здоровья», «Масленица», «23 февраля», «День художника» и т.д.
Используя технологию СОРСИ, мы заметили, что у детей быстрее совершенствуются двигательные навыки, они становятся более активными, при этом внимательными, умеющими быстро переключаться с одной деятельности на другую, рассуждать, доказывать правильность своих действий, общаться и действовать сообща.
Таким образом, СОРСИ позволяют создать условия для гармоничного развития детей, что является основой для их успешного обучения в будущем. В заключение, можно сказать, что использование таких подходов в образовательном процессе способствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию детей, что является залогом их успешной социализации и адаптации в обществе.