Победы 1943 года как поворотный этап Великой Отечественной войны («Вклад одного, Победа каждого …»)

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: проблемный урок.

Цель урока: формирование представлений об основных cобытиях 1943 года, оказавших влияние на исход Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить основные битвы Великой Отечественной войны;
  • проследить вклад тружеников советского тыла в победы 1943 года;
  • определить вклад Тюменской области в победы 1943 года.

Развивающие:

  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, связно и развернуто излагать свою позицию, поддерживать беседу в ходе изучения материала;
  • развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками и табличным материалом;
  • содействовать выработке сознательного оценочного отношения к событиям Великой Отечественной войны.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и гордости за вклад советского народа в победу над врагом.

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные: содействовать формированию широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; способности к самооценке;
  • Предметные: создать условия для развития у обучающихся представлений о победах 1943 года и их влиянии на общество; представлений о тружеников тыла и его значении; навыков систематизации исторической информации на основе знаний о вкладе в победу земляков-тюменцев;
  • Метапредметные: способствовать созданию возможностей:
    • определять цели и задачи урока, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (регулятивные УУД);
    • воспринимать и анализировать текстовую и визуальную, видеоинформацию; использовать дополнительные источники с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний (познавательные УУД);
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, самостоятельно давать развернутый аргументированный ответ, обобщать результаты обсуждения в группе (коммуникативные УУД).

Методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Оборудование и материалы: рабочие листы (Приложение), презентация, раздаточный материал «Герои земли Тюменской», проектор.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие. Самопроверка готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Сообщает о проведении урока истории

Настраиваются на учебное занятие

Актуализация знаний

Акцентирует внимание на видеофрагменте из песни Р.Гамзатова «Журавли».

Обращают внимание на видеофрагмент

Обращается к личному социальному опыту учеников:
- Какому событию посвящен данный видеофрагмент?
- Предположитt, о чем пойдет речь сегодня в процессе урока?
Отмечают, что он посвящен Великой Отечественной войне
Определяют область изучения на уроке.

Обобщение и систематизация знаний
(работа с основными датами и событиями, определение их значимости)

Подводит обучающихся к повторению известных им битв основных периодов Великой Отечественной войны.
Предлагает поработать с рабочим листом, обозначить на ленте времени с 1941 по 1945 гг. основные битвы ВОВ, соотнести их с иллюстрациями, занести в рабочий лист. Проверить:
https://learningapps.org/display?v=px7ekhq4c23
Обозначает ключевую фразу: «После Сталинграда армия стала как закаленный клинок, способный сокрушить любую силу. Сражение на Курской дуге это великолепно подтвердило». Г.К.Жуков.
Ставит перед обучающимися вопросы:
- Каково было значение Сталинградской и Курской битв для ВОВ?
- Оцените высказывания о Сталинградской битве исторических деятелей:
1) «Это действительно изумительная победа». (У.Черчилль); 2) «Это золотая страница военной истории нашего народа» (А.И.Ерёменко); 3) «Это славная победа» (Ф.Рузвельт).

Высказывают предположения о сущности изучаемых явлений

Обозначают на ленте времени с 1941 по 1945 гг. основные битвы ВОВ, соотносят их с иллюстрациями, отмечают в рабочем листе.
Проверяют задание на платформе.

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Определение темы урока

Подводит обучающихся к ведущему понятию на уроке, спрашивает, как повлияли битвы 1943 на ход войны?
Объясняет, что 1943 год — это героический год, это прорыв блокады Ленинграда, победа под Сталинградом и пленение фельдмаршала Паулюса, Курская битва, форсирование Днепра, освобождение Киева; ответственные решения руководства страны.
Обращается с просьбой сформулировать тему урока.

Высказывают предположения о влиянии

 

Формулируют тему.

Постановка цели и задач урока

Просит обучающихся определить цель и задачи урока.

С помощью учителя формулируют цель и задачи урока.

Постановка проблемы

Обозначает проблемный вопрос: только ли победы на фронте 1943 года оказались поворотным этапом в Великой Отечественной войне?

Размышляют над проблемой.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Цитирует слова маршала Жукова: «Тыл – это половина Победы, даже больше»
Просит проанализировать данные в таблице: «Производство вооружения в СССР 1941-1943 гг.»
Предлагает вместе ответить на вопросы:
- Проанализировать данные таблицы?
- Перечислить факторы, которые позволили достичь таких впечатляющих результатов?
- Указать последствия достигнутых успехов в производстве вооружения?

Делает акцент на том, что вместе с воинами Красной Армии и Флота победу над врагом ковали труженики советского тыла. Под руководством партии они в сжатые сроки, к середине 1942 г., успешно завершили перестройку народного хозяйства на военный лад. Утраченные мощности военной промышленности были не только восстановлены, но и значительно превзойдены. К началу 1943 года страна имела слаженное и быстро растущее военное хозяйство.
Особенно быстро развивалась военная промышленность. Главным арсеналом страны был Урал. На его заводах производилось до 40% всей военной продукции, 60% средних и 100% тяжелых танков.
Урал вышел победителем в противоборстве с германским Руром.
Предлагает оценить вклад Тюмени и Тюменской области в победы тыла 1943 года.

Знакомятся с высказыванием Г.К.Жукова, анализируют данные таблицы, делают вывод о героическом трудовом подвиге советского народа.

 

 

 

 

Анализируют сказанное.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Предлагает обратить внимание на карточки под названием «Герои земли Тюменской», объединиться в пары, найдя одинаковые портреты. Обозначить, кто изображен на карточках, изучить информацию о героях. Определить, что их объединяет.

Объединяются в пары, перемещаются по кабинету.
Работают в парах. Анализируют содержание материала.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Предлагает ответить 1 человеку из пары, дополнить ответ человеку из второй пары.
Говорит о том, что вклад тюменцев в победы 1943 года был действительно велик.
Резюмирует, что за проявленные мужество и героизм тружеников тыла Указом № 304 Президента РФ Владимира Владимировича Путина 20 мая 2021 года Тюмени присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».

Всего с 2020 по 2025 год такого почетного звания удостоились 70 городов страны.

Анализируют данные карточек. Делают выводы о том, что вклад Тюмени и Тюменской области в победы 1943 года был в производстве продукции деревоперерабатывающих предприятий (лыжи); производстве снарядов, мотоциклов, запчастей); собранных денежных средствах, за которые Тюмень в 1943-1944 гг. получила 11 благодарственных телеграмм от Верховного Главнокомандующего ВС СССР И.В.Сталина; строительстве самолетов, поезда-бани; человеческим ресурсом (ушло на фронт свыше 200 тыс. человек, не вернулось с фронта – 103 тысячи.
Внимательно слушают педагога, дополняют, комментируют информацию, изображенную на слайдах.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Подведение итогов.

Резюмирует, что победы 1943 года ковались на фронте, в тылу, приводит пример личного вклада в победу известного хирурга Н.В. Сущенко и малоизвестного фельдшера Ф.А. Ланиной.
Совместно с обучающимися делает выводы о выполнении цели и задач урока, получении ответа на проблемный вопрос о том, что посильный вклад одного человека – необыкновенные истории и судьбы семей – вклад отдельного региона – и, как итог, победы в 1943 году на фронте и в тылу – общая победа в войне, Победа каждого.

Совместно с учителем делают выводы по уроку, достижению целей и правильности выводов.

Рефлексия

Учитель организует рефлексию занятия.
Напоминает с чего начинался урок - с песни «Журавли». Выдает каждому белого журавлика и просит написать на нем ФИО близкого человека (прапрабабушки, прапрадедушки), которые принимали участие в ВОВ и внесли свой посильный вклад в победы 1943 года и в общую победу советского народа над фашистской Германией в целом.
Просит взять в руки фотографии героев земляков, произнести вслух эти имена! Друг за другом!
Все эти люди были непосредственными участниками военных операций 1943 года: участвовали при форсировании Днепра, в Сталинградской битве, Курской битве. Все они были Героями Советского союза.
Зачитывает строки Р.Рождественского:

«Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым,
это надо – живым …».

«Ребята! Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!»
Благодарит за урок!

Дают обратную связь, проводят саморефлексию.

 

Благодарят за урок!

Литература и источники

  1. Тюменский вклад в в Великую Победу: материал с сайта https://yandex.ru/video/preview/18078573745753500821?ncrnd=6664&tmpl_version=releases%2Ffrontend%2Fvideo%2Fv1.1188.0%235cffa74950d6bf707280e198691eb3201f1ed19f
  2. Видеофрагмент песни в исполнении М. Бернеса «Журавли» https://yandex.ru/video/preview/14008733250495074691; https://drive.google.com/file/d/1KzXN0DFEVt2uzjKGEb8hLcsn94HcIZrJ/view?usp=drive_link
  3. Ермаков И. Тюмень тыловая. Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1995. 128 с.
  4. Файзуллина Н.К. Трудовой подвиг населения страны в период Великой Отечественной войны (на примере жителей Тюмени, Сургута и Сургутского района).