Пояснительная записка
Цель мероприятия: Воспитание патриотизма, формирование уважительного отношения к истории своей страны, знакомство обучающихся с выдающимися личностями Великой Отечественной войны через интерактивную форму общения — интервью.
Задачи мероприятия:
- Образовательная задача: расширить знания школьников о событиях Великой Отечественной войны, роли советских полководцев в победе над фашизмом.
- Воспитательная задача: воспитывать чувство гордости за подвиг народа, уважение к памяти предков, формировать активную гражданскую позицию.
- Развлекательно-просветительская задача: сделать процесс изучения военной истории интересным и доступным для молодежи, стимулируя интерес к изучению исторических фактов через игровое взаимодействие.
Форма проведения: Ролевая игра-интервью. Ученики играют роль журналистов, задающих вопросы герою Советского Союза — Маршалу Победы. В рамках игры ребята могут примерять на себя различные социальные роли, учиться формулировать мысли и вести диалог.
Целевая аудитория: Учащиеся среднего звена (5–8 классы), но мероприятие также может быть адаптировано для старшеклассников.
Оборудование и материалы:
- Плакаты с изображениями маршалов Победы, портреты полководцев.
- Карта военных действий времен Великой Отечественной войны.
- Учебники и справочные материалы по истории.
- Компьютер с проектором для демонстрации видеоматериалов (Акт о капитуляции.mp4, Парад Победы.mp4, Заключительный ролик.mp4)
- Микрофоны (если есть возможность организовать более театрализованное представление).
- Мультимедийная презентация (Презентация к мероприятию.pptx)
План мероприятия
1. Организационная часть (5 минут)
2. Основная часть (20 минут)
- Обучающийся 10 класса в роли Георгия Жукова рассказывает краткую биографию знаменитого маршала. Можно использовать мультимедийные средства для визуализации рассказа. Отвечает на вопросы.
3. Просмотр видеофрагмента (3 минуты)
4. Обсуждение и рефлексия (10 минут)
- После завершения интервью проводится обсуждение с учениками. Обсуждаются впечатления, выводы, полученные знания.
5.Завершение занятия (2 минуты)
- Подведение итогов мероприятия ведущим.
Методические рекомендации:
- Перед проведением мероприятия рекомендуется провести предварительное занятие, посвященное биографии маршала и ключевым событиям войны, чтобы ученики лучше понимали контекст вопросов.
- Важно подчеркнуть значимость личного вклада каждого участника Великой Отечественной войны в общую Победу.
- Рекомендуется подготовить учеников к роли журналистов, предложив им самостоятельно сформулировать несколько вопросов для интервью.
Оценка результатов:
- Оценивается активность учеников, умение грамотно формулировать вопросы и участвовать в дискуссии.
- Особое внимание уделяется проявлению интереса к историческим фактам и уважения к памяти героев.
Перспективы развития мероприятия:
- В дальнейшем возможно расширение темы до серии встреч с различными участниками событий войны (летчиками, моряками, партизанами и т.д.).
- Мероприятие можно интегрировать в школьный музей боевой славы, создав интерактивные стенды и экспозиции.
Таким образом, данное мероприятие направлено на глубокое погружение учащихся в историю своей страны через интерактивные формы работы, способствуя формированию активной гражданской позиции и патриотического сознания.
Ход занятия
1. Организационная часть (5 минут)
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы проведем необычное занятие — интервью с легендарным маршалом Георгием Константиновичем Жуковым. Мы попробуем окунуться в атмосферу тех лет и задать вопросы человеку, который сыграл ключевую роль в победе нашего народа над фашистской Германией. Представляет "маршала Жукова" (ученика, играющего эту роль).
2. Основная часть (20 минут)
(Ученики по очереди задают вопросы "маршалу Жукову". Вопросы могут касаться различных аспектов его жизни и деятельности)
Ученик: Меня зовут Георгий Константинович Жуков. Родился я 19 ноября 1894 года в самой обычной крестьянской семье, жившей в Калужской губернии. Семья моя жила бедно, поэтому с малых лет я был приучен к труду, а, став повзрослее, ушел в Москву на заработки, устроившись в меховую мастерскую. Так бы я, возможно, и остался в этом ремесле, но началась Первая мировая война, круто изменившая мою жизнь. Мне пришлось закончить унтер-офицерскую школу, участвовать в боях, был неоднократно ранен, был награждён. Вот так постепенно я набирался опыта, который пригодился мне в будущем и позволил мне стать хорошим полководцем.
?.......Георгий Константинович! В 1917 году произошли две революции – Февральская и Октябрьская. Каким было ваше отношение к этим событиям?
Я принял эти события. Вступил в ряды Красной армии. Пришлось мне сражаться и против уральских казаков, и против Врангеля, и против других "белых" под Царицыном. А когда война почти закончилась, мне пришлось участвовать в подавлении крестьянских бунтов на Тамбовщине, за что получил свою первую советскую награду - орден Красного Знамени.
После Гражданской войны полностью отдал себя военному делу: учился на кавалерийских курсах, командовал бригадой, потом дивизией и корпусом. Чудом избежал сталинских репрессий, но об этом мне не хотелось бы вспоминать.
?.......Георгий Константинович! Скажите, когда вы стали понимать успешность своих военных талантов?
Думаю, с 1939 года. Первый триумф - совместная с генералом Штерном и маршалом Чойбалсаном победа над японцами на Халхин-Голе. Второй - победное шествие по Бессарабии и Буковине в 1940 году.
А в 1941-м меня уже назначили генералом армии, начальником Генерального штаба. Мне, кстати, и довелось доложить Сталину страшную весть о начале войны, а в первые дни Великой Отечественной разруливать ситуацию на Западном фронте.
?......Какой был самый трудный момент вашей военной карьеры?
Самый трудный момент моей военной карьеры пришелся на начало Великой Отечественной войны, особенно битва за Москву. Немецкие войска стремительно продвигались к столице, и наша армия понесла огромные потери. Но именно тогда проявилась невероятная сила духа нашего народа. Мы смогли мобилизоваться, организовать оборону и остановить врага у ворот Москвы. Этот момент стал переломным и показал, что победа возможна даже в самых сложных условиях.
?.....Как вы оцениваете значение битвы за Москву?
Битва за Москву имела огромное стратегическое и моральное значение. Она показала всему миру, что немецкая армия не непобедима. Наши солдаты, несмотря на все трудности, смогли защитить столицу и нанести первый серьезный удар по врагу. Эта победа укрепила веру в нашу армию и стала важным этапом на пути к общей победе.
У нас были умелые операции и под Ленинградом, и Сталинградом, и грандиозные победы на Курской дуге, у Днепра и в Белоруссии, и поражения под Вязьмой и Ржевом.
?....Георгий Константинович, существует мнение, что вы не берегли солдат. Как вы это можете прокомментировать?
Я могу на это сказать следующее: "Война есть война, на ней не может не быть потерь и что эти потери могут быть и крупными, особенно когда мы имеем дело с таким серьезным и ожесточенным врагом…".
?.... Как вам удавалось поддерживать боевой дух солдат в самые тяжелые времена?
Поддерживать боевой дух солдат — это одна из главных задач командира. Важно было показать людям, что мы верим в победу, что каждый бой приближает нас к концу войны. Личный пример, уверенность в своих силах и доверие к подчиненным играли ключевую роль. Мы старались вдохновлять друг друга, делиться успехами и верить в лучшее будущее.
?.... Георгий Константинович! Какое событие оставило в ваших воспоминаниях о войне радостное воспоминание?
Конечно же, Берлинская операция, доверенная вождем, и принятие капитуляции Германии.
(демонстрируется видеофрагмент подписания акта капитуляции)
?....Что вы чувствовали, когда принимали парад Победы на Красной площади?
Принятие парада Победы было одним из самых значимых моментов в моей жизни. Я чувствовал огромную гордость за наш народ, за наших солдат, которые сражались до последнего дыхания ради свободы и независимости нашей Родины. В тот день мы праздновали не только победу, но и отдавали дань памяти всем тем, кто погиб в этой страшной войне. Это было и радостное, и грустное событие одновременно.
(демонстрируется видеофрагмент Парада Победы 24 июня 1945 г.)
?... Какой совет вы бы дали молодому поколению?
Молодежи я хотел бы сказать следующее: всегда будьте верны своему долгу и чести. Учите историю, уважайте старших и сохраняйте традиции своего народа. Работайте над собой, стремитесь к знаниям и не бойтесь трудностей. Помните, что только сильные духом и целеустремленные люди способны достичь больших высот и принести пользу своей стране.
3. Просмотр заключительного ролика (3 минуты) (в целях обобщения и закрепления материала)
4. Обсуждение и рефлексия (10 минут)
Ведущий задает вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о маршале Жукове?
- Какие качества характера помогли ему стать великим полководцем?
- Почему важно помнить и изучать историю великих людей?
Ученики делятся своими впечатлениями и мыслями.
5. Завершение занятия (2 минуты)
Ведущий благодарит всех за участие и подчеркивает важность изучения истории и сохранения памяти о подвигах наших предков. Предлагает продолжить изучение темы в свободное время.
Использованные источники
Электронные ресурсы:
- Архивы документов и фотографий на сайте «Память народа»: pamyat-naroda.ru (http://pamyat-naroda.ru/).
- Статья «Маршалы Победы» на портале История.РФ: histrf.ru/lichnosti/marshaly-pobedy (http://histrf.ru/lichnosti/marshaly-pobedy).
Фильмы и документальные передачи:
- Документальный фильм «Георгий Жуков. Маршал Победы» (Россия, 2016).