Подготовка к ОГЭ по английскому языку — важный этап в обучении, требующий не только знания языка, но и умения применять его на практике. Раздел 2 «Чтение» проверяет способность учащихся понимать информацию, представленную в различных текстах. При выполнении заданий из раздела 2 проверяются:
- умение читать про себя и понимать основное содержание текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления; определять в каком из ряда письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос;
- умение читать про себя и понимать запрашиваемую информацию в тексте, содержащем отдельные неизученные языковые явления.
Задание 12 – это задание на информационный поиск: необходимо определить, в каком из приведенных письменных текстов, посвященных одной теме, содержится ответ на предложенный вопрос. Установление соответствий между вопросами и текстами, которые содержат ответ на них, позволяет оценить сформированность у учащегося предметных умений просмотрового и поискового чтения. Коммуникативно-когнитивная формулировка задания и познавательный характер текстов стимулируют мотивацию учащихся к выполнению задания.
В заданиях 13-19 по чтению наряду с предметными умениями проверяется сформированность комплекса метапредметных умений: понимать учебную задачу и сохранять ее в процессе учебной деятельности; анализировать полученную информацию в соответствии с учебной задачей; игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания; выявлять дефициты информации; понимать авторский замысел, причинно-следственные связи и др. В данных заданиях используются научно-популярные, информационные и публицистические тексты.
Выполнение данных заданий по чтению является одним из самых сложных видов заданий при написании ОГЭ для многих учащихся. Проблемы с чтением чаще всего возникают из-за бедного словарного запаса. При встрече незнакомых слов у учащихся появляется ступор (психологический момент), не работают со словарем (не ищут, не проверяют перевод слов, не ищут синонимы) или упускают важные детали из текста из-за невнимательности, в результате чего ответы бывают ошибочными. Текст довольно объемный для некоторых, что автоматически вызывает у учащихся состояние лени, которая сформирована клиповым мышлением. Они не хотят тратить время, читать вдумчиво полностью весь текст, искать и проверять ответы.
Для успешного выполнения заданий по чтению нужно постепенно научить учащихся как работать с текстом. Во-первых, это обучение стратегиям чтения.
Учащихся необходимо научить использовать эффективные стратегии:
- Skimming — быстрое чтение для понимания общей идеи текста. Это полезно при выборе заголовков.
- Scanning — чтение для нахождения конкретной информации. Особенно полезно в заданиях на детализацию.
- Умение находить ключевые слова и их синонимы помогает быстрее находить нужную информацию в тексте.
Некоторые ученики просто выхватывают из текста отдельные слова и дальше не читают текст. Поэтому здесь обязательно нужно научить читать полностью весь текст и обращать внимание на общий смысл, общую идею текста.
Во-вторых, нужно проводить регулярную работу над лексикой.
А) В текстах часто встречаются нужные предложения, идеи для монологических высказываний. Можно выписывать и использовать их в выполнении продуктивной части экзамена: телефонный опрос, монологическое высказывание, написание письма. Данное упражнение подходит при выполнении задания 12, так как там в основном используются тексты научно-популярного и информационного жанра.
В) Подчеркивать и записывать незнакомые слова, находить синонимы или антонимы. Нужно заранее объяснить ученикам, что задания и ответы будут даны не точь-в-точь, как словами или предложениями из текста, а заменены синонимами, другими словами. Поэтому нужно научить искать синонимы, объяснять своими словами какие-то детали, важные моменты из текстов. Чтобы при сомнениях не пришлось перечитывать весь текст, учим заранее находить и подчеркивать слова синонимы, слова антонимы, сопоставляя текст с заданиями. В тексте рядом с абзацем или предложением помечать номер вопроса, ответ на который содержится в этом отрывке.
С) Задания по чтению из фипи некоторые ученики делают очень быстро и так же очень быстро все забывают. Поэтому по каждому отдельному тексту проводится словарная работа. Здесь ученики не только повторяют слова, но и весь текст и задания к ним. Я готовлю перевод нужных и важных предложений из текста и заданий, иногда сложных слов, но в других предложениях. При выполнении этого задания ученикам нужно еще пройтись по всему тексту, искать нужные слова.
Таким образом, регулярная работа над лексикой способствуют лучшему запоминанию новых и нужных слов и выражений.
В-третьих, нужно научить учащихся навыкам аналитического чтения.
А) Обсуждать ответы: почему они выбрали тот или иной ответ, почему должен быть другой ответ и вместе искать доказательства. А также искать отличия, если ответ был неверным и объяснять почему.
В) Научить работать по факту и только с фактами. Потому что ученики очень любят додумывать и брать примеры из личного опыта. Если есть ответ на вопрос, то решить каким будет ответ: положительным или отрицательным. Если нет информации на вопрос, то значит об этом не говорится. Здесь очень важно находить доказательства, т.е. предложения, содержащие ответ на вопрос и уметь делать правильный вывод из предложений.
Научить детей выполнять задания по чтению успешно это кропотливый и долгий путь. Подготовка различных заданий занимает много времени, но дает хорошие эффекты при регулярной работе.