Воспитательное мероприятие «Ты хочешь мира? Помни о войне!» для учащихся 10–11-х классов

Разделы: История и обществознание, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель мероприятия: повторение, обобщение и упорядочение знаний и умений учащихся по теме «Великая Отечественная война».

Задачи:

Образовательные:

  • повторить основные события Великой Отечественной войны;
  • закрепить имеющиеся знания учащихся о знаковых датах, сражениях, именах защитников Родины;
  • способствовать обогащению исторической памяти учащихся.

Развивающие:

  • повысить интерес к историческому прошлому нашего народа;  
  • развить исторический кругозор и эрудицию учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы.

Воспитывающие:

  • воспитывать гордость за героическое прошлое нашей Родины;
  • прививать уважение к историческим традициям российского народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал, листы бумаги, маркеры.

Интернет-ресурсы:

  1. https://history.com.ru/
  2. https://rvio.histrf.ru/
  3. https://historyrussia.org/
  4. http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/33.htm
  5. https://zen.yandex.com
  6. https://histrf.ru/lenta-vremeni/
  7. http://www.hram-ks.ru/daty_vov.shtml

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Слово учителя. На доске записана цитата; «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф.Абрамов).

Объяснение структуры и конкурсов интеллектуально-познавательной викторины.

Представление команд.

II. Основная часть

Проведение интеллектуально-познавательной викторины.

1. Конкурс «Блиц-опрос»

Блиц-опрос проводится для обеих команд. Члены команды в течение 1 минуты должны дать ответы на вопросы. Принимаются индивидуальные, коллективные, хоровые ответы. Ответ засчитывается, если хотя бы один из членов команды даст правильный ответ.  Пока одна команда отвечает на вопросы, другая в это время находится вне аудитории.

Критерий оценивания: 1 правильный ответ = 1 балл.

Вопросы:

  1. Кого в народе прозвали маршалом Победы? (маршала Г.К.Жукова).
  2. Как назывался чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы Великой Отечественной войны стратегическое руководство Советскими Вооруженными Силами? (Ставка).
  3. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом? (Сталинград).
  4. Как в годы войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 за её способность пробивать броню немецких «Тигров»? (Зверобой).
  5. Договор о ненападении между Германией и СССР был подписан с немецкой стороны Риббентропом, а кто подписал его от имени советской стороны? (Вячеслав Молотов).
  6. Кто первым принял на себя удар врага 22 июня 1941 года? (пограничники Брестской крепости).
  7. Как называется преследование и массовое уничтожение евреев в фашисткой Германии и на оккупированных ею территориях? (Холокост).
  8. В каком городе в 1942 году появилась известная во всем мире подпольная организация «Молодая Гвардия» (Краснодон).
  9. Какое название получила партизанская операция с целью оказать помощь Красной Армии в разгроме немецко-фашистских войск в Курской битве? («Рельсовая война»).
  10. Как называлось здание в Берлине, на крыше которого военнослужащие Красной Армии Берест, Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы? (Рейхстаг).

2. Конкурс «Вопрос на выбор»

Командам предлагается выбрать категорию с вопросами и номер самого вопроса (например, категория «Имена», вопрос № 3). Ведущий зачитывает вопрос, команда после 20-секундного совещания даёт ответ на вопрос. В случае правильного ответа команда продолжает выбирать категорию и вопрос. Если команда дала неверный ответ, право выбора категории и вопроса переходит к другой команде.

Данный конкурс завершается после того, как одна из команд даст 6 правильных ответов на вопросы по выбору.

Критерий оценивания: 1 правильный ответ = 1 балл.

Категория «Числа»

1

Сколько Украинских фронтов было в годы Великой Отечественной войны?

4

2

Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война?

1418

3

Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

872

4

Количество стран-участников антигитлеровской коалиции?

3

Категория «Даты»

1

Дата завершения Сталинградской битвы

02.02.1943

2

Дата проведения Парада Победы Советского Союза над Германией

24.06.1945

3

Дата начала Великой Отечественной войны

22.06.1941

4

Дата капитуляции Третьего Рейха

08.05.1945

Категория «Имена»

1

Советский инженер-конструктор – создатель танка Т-34

М.И.Кошкин

2

Советский полководец, начальник Генштаба в июне 1941 года

Г.К.Жуков

3

Главный глашатай Советского Союза в годы Великой Отечественной войны

Ю.Б.Левитан

4

Первая женщина, получившая звание Героя Советского Союза в годы войны (посмертно)

З.А.Космодемьянская

Категория «Баталии»

1

Белорусская крупномасштабная наступательная операция

«Багратион»

2

Сталинградская стратегическая наступательная операция 

«Уран»

3

Самое масштабное сражение, в котором гитлеровская армия впервые потерпела серьезное поражение

Битва под Москвой

4

Орловская стратегическая наступательная операция советских войск, проведена во время Курской битвы 

«Кутузов»

Категория «География»

1

Какой регион СССР был целью немецкой наступательной операция «Аттика» в 1942 г.?

Северный Кавказ

2

Озеро, по которому во время блокады Ленинграда, действовала транспортная магистраль, прозванная «Дорогой жизни»  

Ладожское

3

А. Гитлер говорил: «Скорее /река/ потечёт вспять, нежели русские его перейдут». О форсирование какой реки в 1943 году идёт речь?

Днепр

4

Назовите государство, в столице которого в 1943 году состоялась первая в ходе войны встреча
И. Сталина, У. Черчилля, Ф. Рузвельта

Иран

Категория «Техника»

1

Американский& армейский автомобиль повышенной проходимости, поставляемый в СССР по ленд-лизу

Willys (Виллис)

2

Первая мобильная многозарядная реактивная бесствольная система залпового огня, получившая народное название  

«Катюша»

3

Советский бомбардировщик, который немцы прозвали «Бетонным самолётом», а сами конструкторы называли «Летающим танком»

Ил–2

4

Официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943–1953 гг. 

ИС–1/ ИС–2

3. Конкурс «Назови событие»

На экран выводится изображение (можно распечатать и раздать командам). Командам предлагается после 30-секундного совещания назвать историческое событие и его дату. Изображение предлагается одинаковое для всех команд. Ответ записывают на подготовленных листах и по команде ведущего показывают их.

Критерий оценивания: 1 правильный (полный) ответ = 2 балла.

Фото 1–4

4. Конкурс «Личный вклад»

На экран выводятся слайды с 4 изображениями. Каждому члену команды выдается карточка с номерами 1, 2, 3, 4. Члены команды одновременно определяются с ответом на вопрос и карточкой с номером показывают свой ответ. Время на раздумывание – до 10 секунд. Члены команды между собой ответ не обсуждают.

Критерий оценивания: 1 правильный (полный) ответ = 1 балл. Суммируются все правильно данные ответы членов команды.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

5. Конкурс «Арифметический»

На экране математическое буквенное выражение. Даётся пояснение к каждой букве. Командам предлагается решить данное выражение.  Время – 3 минуты.

Критерий оценивания: максимум 11 баллов (1 балл за каждое буквенное значение + 1 балл за решение).

III. Заключительная часть

Подсчёт набранных баллов. Поощрение (награждение) победителей. Подведение итогов.

Слово учителя. «В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая – самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому – она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство. Мы должны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь как зараза будет расползаться по всему миру?..» (Из Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 15.01.2020).