Конспект образовательной деятельности по татарскому языку «Өйдә кем яши?» («Кто в доме живет?»)

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: татарский язык


Образовательная область: «Речевое развитие».

Возраст: средняя группа (4-5 лет).

Цель: формирование интереса к татарскому языку через театрально-игровую деятельность.

Задачи:

  • Образовательные: учить воспринимать на слух татарскую речь, закрепить названия лесных животных (тычкан, бака, куян, төлке, бүре, аю) и действия (йөгерә, сикерә, бара, йылый), познакомить с новыми словами через театрализованную деятельность, активизировать в речи слова өй, зур, кечкенә.
  • Развивающие: развивать речь и внимание, умение работать с клеем и раздаточным материалом.
  • Воспитательные: вызвать положительные эмоции от просмотра театра, воспитывать желание аккуратно выполнять работу.
  • Оздоровительные: укреплять моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

Наглядный материал и оборудование: перчатка «Песи», ширма для театра, герои сказок «Теремок» на липучках, раздаток «Теремок» по количеству детей, раздаток «окошки» по 6 штук для каждого ребенка.

Словарная работа: өй, зур, кечкенә, тычкан, бака, куян, төлке, бүре, аю.

Организация детей: фронтальная работа, сидя на ковре и за столами.

Методы и приемы: показ театра, рассказ, рассматривание иллюстраций, практическое упражнение «Тукта», пальчиковая гимнастика «Бармак», творческое задание «Өйдә кем яши?», упражнение «Хлопни».

Предварительная работа: знакомство с пальчиковыми гимнастиками, просмотр театра на липучках «Ипекәй», «Шалкан».

Ожидаемые результаты: дети познакомятся со сказкой «Теремок» на татарском языке, закрепят новые и знакомые слова.

Ход занятия

Части

Содержание

Время

I. Вводная часть

1. Приветствие

Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?
Дети: (ответы детей)

3 минуты

2. Словесное упражнение «Хлопни»

Воспитатель: Вижу вы в хорошем настроении, давайте разомнемся и поиграем? Если я говорю слова, обозначающие приветствие, то Вы хлопаете, а если другие слова, топаете.
Дети: (действия детей)
Воспитатель: Прекрасная реакция у Вас! Песи сегодня знакомит Вас со своими друзьями из леса, Вы готовы?
Дети: (ответы детей)

II. Основная часть

1. Показ театра «Теремок»

Воспитатель начинает показ и рассказ театра:

Бер өйдә бер кем юк. Бу өй матур, кечкенә. Тычкан йөгерә.
- Тук-тук, кем өйдә яши?
Беркем юк. Бу өйдә тычкан яши.
Бака сикерә.
- Тук-тук, кем өйдә яши?
- Мин тычкан, ә син кем?
- Мин бака, әйдә бергә яшибез.
Бу өйдә тычкан, бака яши.
Куян сикерә.
- Тук-тук, кем өйдә яши?
- Мин тычкан, мин бака, ә син кем?
- Мин куян, әйдә бергә яшибез.
Бу өйдә тычкан, бака, куян яши.
Төлке бара.
- Тук-тук, кем өйдә яши?
- Мин тычкан, мин бака, мин куян, ә син кем?
- Мин төлке, әйдә бергә яшибез.
Бу өйдә тычкан, бака, куян, төлке яши.
Бүре бара.
- Тук-тук, кем өйдә яши?
- Мин тычкан, мин бака, мин куян, мин төлке, ә син кем?
- Мин бүре, әйдә бергә яшибез.
Бу өйдә тычкан, бака, куян, төлке, бүре яши.
Аю лап-лап бара.
- Тук-тук, кем өйдә яши?
- Мин тычкан, мин бака, мин куян, мин төлке, мин бүре, ә син кем?
- Мин аю, әйдә бергә яшибез.
- Юк-юк, син зур, ә өй кечкенә.
Аю барыбер өйгә керә. Өй ватылды. Тычкан, бака, куян, төлке, бүре йылый.
Аю яна өй төзи. Өй зур, матур. Бу өйдә тычкан, бака, куян, төлке, бүре, аю бергә яши.

2. Беседа по сказке

Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какой герой был самый первый? Кто пришел второй? Третий?
Дети: (ответы детей)

3. Практическое упражнение «Тукта»

Воспитатель: Давайте поиграем вместе с Песи. Песи вам будет показывать героев нашей сказки, Ваша задача остановить её словами «Тукта», если услышите нужного героя. Загадываем первого героя «Куян».
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Загадываем второго героя «Бүре». Загадываем третьего героя «Бака».
Дети: (ответы детей)

4. Творческое задание «Өйдә кем яши?». Пальчиковая гимнастика

«Бармак»

Воспитатель: Посмотрите, какой өй пустой у нас. Давайте, мы заселим өй героями. Переходите за столы, на них лежат листы с өй и цветными окошками для каждого. Мы будем вместе рассказывать сказку и заселять героев в өй. Начнём.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Разомнем наши пальцы, чтоб легче было ими работать.

Биш бармак, биш бармак – Хлоп-хлоп-хлоп
(хлопают в ладоши),
Дүрт бармак, дүрт бармак – кү-бә-ләк
(скрещивают руки и машут),
Өч бармак, өч бармак – ул күз-лек
(показывают пальцами очки),
Ике бармак, ике бармак – куянкай
(показывают двумя пальцами зайца),
Бер бармак, бер бармак – тсс-тсс-тсс.
(показывают знак «тишины»)

Воспитатель вместе с детьми заново начинает рассказывать сказку, и дети выполняют работу в листах.

15 минут

III. Заключительная часть

Воспитатель: Нинди матур өй у Вас! Хорошо, что у Вас все герои сказки поместились, давайте назовем их.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Пора Песи прощаться с Вами. Песи говорит Сау булыгыз! Хуш!
Дети: (ответы детей)

2 минуты