Цель: создать условия для знакомства младшего подростка с духовными и материальными ценностями человечества.
Задачи:
- Формировать представление о материальных и духовных ценностях человека.
- Формировать мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- Познакомить с понятиями «добро», «зло», «ценность», «благо».
- Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Развитие эмпатии – умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать им и сопереживать.
- Развитие творчества и креативного мышления.
- Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным мнениям людей.
Формируемые УУД:
- идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- оценивать свои и чужие поступки;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Ключевые слова: культура, ценность, духовность, доброта.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Ценности материальные и духовные. Дорогою добра», карточки для групп разного цвета, творческие работы с рисунками детей «добра» и «зла», толковый словарь С.Ожегова, плакат «Дерево доброты и успеха».
План занятия
- Организация деятельности учащихся.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проблемный вопрос.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Деловая игра.
- Рефлексия.
- Итого занятия.
Ход занятия
I. Организация деятельности обучающихся
Учитель:
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Учитель: - На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Давайте встанем, повернёмся к ним, пожелаем добра, протянем ниточки теплоты и доброты от наших глаз и скажем «Добрый день!»
II. Актуализация знаний обучающихся
Учитель: - Давайте послушаем С.А.
Ученица читает стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра.
Было доброе вчера…
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты?
Учитель: - Предположите, какая тема сегодняшнего занятия?
(Дети: Мы будем говорить о доброте.)
- Давай поговорим о доброте,
о ценностях непреходящих, вечных,
о жизни, что так коротка и быстротечна,
о том, что мы давно уже не те.Мы разучились верить и мечтать,
мы перестали понимать друг друга,
нас закружила ненависти вьюга —
мы разучились сострадать.Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,
забыв о том, что существует счастье,
о том, что мир огромен и прекрасен,
в нём места хватит всем.
Давай поговорим о доброте!
III. Проблемный вопрос
Учитель: - В стихотворении прозвучала строчка «Давай поговорим о доброте, о ценностях непреходящих, вечных…».
Сегодня мы проведём деловую игру и разберёмся, что это значит.
- Для начала нам надо распределиться на группы. Для этого вы вытяните карточку определённого цвета из коробки.
(Дети вытягивают карточки красного, зелёного, голубого, белого и жёлтого цвета и рассаживаются за столы согласно цветовым группам). СЛАЙД № 2.
- Вспомните правила работы в группах.
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания внимательно выслушивайте и учитывайте мнение каждого.
- Уважайте собеседника и не перебивайте говорящего.)
Учитель: - Первое задание для групп. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое человеческие ценности?» У вас на столах карточки разложите их на две группы, назовите каждую.
(На столах у детей по 8 карточек, по 4 карточки на каждую группу.
Карточки со словами: «дом», «еда», «счастье», «семья», «машина», «Отечество», «Бог», «радость», «добро», «деньги», «вера», «свобода», «книги», «дружба», «автомобиль», «книги», «компьютер», «драгоценности», «жизнь», «человек», «аквариум», «любовь», «здоровье», «игрушки», «помощь», «истина», «красота», «надежда», «совесть», «телефон», «одежда», «дача», «квартира», «золото», «монеты», «жилище», «благородство», «достоинство», «мороженое», «газировка», «творчество»).
Дети в группах раскладывают карточки.
Учитель: - Представители каждой из групп дайте ответ «Что такое человеческие ценности?». На какие 2 группы они делятся.
- В группе карточек красного цвета переверните карточки и зачитайте ответ из словаря С.Ожегова.
(Ценность, всё, что имеет
- Цену. Например, картина большой ценности.
- Важность, значение. Большая ценная работа.
- Обычно ценный предмет, явление. Духовные ценности и материальные ценности (всё, что имеет денежную цену). СЛАЙД № 3.
- Всё, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности принято называть ценностями.
СЛАЙД № 4, СЛАЙД № 5.
- Прочитайте как называются группы, на которые вы разложили карточки.
СЛАЙД № 6.
Учитель: - В старину бы сказали «БЛАГО».
- Что такое «благо»?
- Переверните карточку белого цвета и прочитайте. (Всё, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, максимальному осуществлению личных и общественных целей). СЛАЙД № 7.
Учитель: - Переверните карточку и жёлтого цвета и прочитайте о группах благ.
(Материальные блага - пища, одежда, жилище. Духовные блага - духовные ценности (образование, культура, познание веры). Нравственные ценности (добро, совесть, справедливость), эстетические ценности (красота, творчество).
Учитель: - Итак, мы определили две группы ценностей материальные и духовные.
СЛАЙД № 8.
- Второе задание для групп. Составьте пирамиду человеческих ценностей.
Расположите их снизу вверх, начиная с самого необходимого, насущного для человека, и в вершине пирамиды должна быть самая большая и значимая человеческая ценность. Наклейте на листок цветной бумаги. Расскажите о вашей пирамиде ценностей, прикрепите её на доску.
- При выполнении задания у вас возникло много споров. У каждого своё мнение. Каждый человек выстраивает свою пирамиду ценностей.
СЛАЙД № 9, 10.
- Как вы думаете, какие ценности наиболее важны для государства и человечества в целом?
- В группе голубого цвета переверните карточку и прочитайте. СЛАЙД № 11.
(В Российской Федерации являются базовые национальные ценности российского общества закреплены Конституцией Российской Федерации:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
- образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание).
СЛАЙД № 12.
Учитель: - Духовные ценности - это ориентиры поведения людей в различных областях деятельности. Всё-таки главное для человека - это духовное развитие, духовные достижения! На протяжении всей истории существования человека, создаются его духовные ценности. СЛАЙД № 13.
- Общечеловеческие ценности закреплены были ещё в древней книге Библии.
(Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. Учитель говорит о некоторых заповедях 5–9).
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Учитель: - Что является духовной ценностью нашего класса?
(Учитель показывает рукой на классный уголок). Наш класс имеет название «Дружные ребята». Наш девиз … (Дети говорят хором: «Вместе - мы взрывная масса! Нет на свете лучше класса!»)
- Группа зелёного цвета переверните карточку и прочитайте, что значит «Доброта» по словарю С.Ожегова. СЛАЙД № 15.
(Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
- Послушаем детей. Две девочки читают стихи.
В.А.
В классе нашем доброта
Поселилась навсегда!
Очень дружно мы живём,
Дружба крепнет с каждым днём!Помогаем мы друг другу
И в учёбе, и в труде,
Много конкурсов различных,
Успеваем мы везде!Ведь у нас талантов много:
Есть танцоры и певцы,
Есть художники, спортсмены,
Все ребята-молодцы!
Б.А.
Любим вместе мы собраться,
Что-то с классом обсудить,
Любим мы соревноваться
И в поход весной ходить.На экскурсии мы ездим,
Мы без дела не сидим.
В общем, всё у нас отлично,
Откровенно говорим!!!
Учитель: - Почему нам всем важно быть добрыми и выбрать для жизни в школе и в классе эту духовную ценность. Давайте послушаем А.Д. и Х.Е.
А.Д.
Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!
Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!
Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!
Х.Е.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: - Мы будем следовать дорогой добра, о которой расскажет нам одноклассник Щ.И.
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
IV. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Учитель: - На уроках ОРКСЭ мы говорили о добре и зле. Покажите, какие рисунки вы нарисовали дома. Что для вас «добро» и «зло»? (Дети показывают свои творческие работы и рассказывают, как они представляют себе «добро» и «зло»).
V. Деловая игра «Дорогою добра»
Учитель: - Давайте поиграем в добрые игры.
1 группа «Красные»
Творческое задание «Ларец доброты».
Задание для группы. Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Это слова, которые надо выложить в пословицы о доброте. Прочитайте всем детям полученные пословицы.
2 группа «Зелёные»
Творческое задание «Доброе сердце».
Прочитайте всем детям хором пословицу «Добрым сердцем мир держится». Сыграйте сценку «Соловей и муравей». Поделитесь на две пары. Один человек - соловей, другой в паре - муравей. Составьте небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты.
3 группа «Голубые»
Игра «Школа дружбы».
Один в группе получает карточку - ведущий. Другие дети в группе получают карточки и не показывают названия животных и растений друг другу. (Белка, Ромашка, Синичка, Муравей, Подснежник). Они придумывают рассказ о своём животном, не называя его на тему «Чем я могу помочь своему представителю?» Ведущий угадывает представителя.
(Например, я могу каждый день угощать своего друга семечками и повешу на дерево уютный домик - Синичка.)
4 группа «Белые»
Творческое задание - рисунок «Добрый виноград».
Детям раздают карточки с рисунками животных: лисица, заяц, белка, пчела, птица, медведь. Задание: придумайте и нарисуйте, как и чем ягоды винограда могут послужить тем или иным обитателям. (Например, лисица сделает модные серёжки, заяц сделает из мякоти сок, белка съест мякоть, а косточки посадит в землю, чтобы их них выросла новая виноградная лоза, пчела приготовит из них виноградную кашу и угостит своих подружек).
5 группа «Жёлтые»
Творческое задание «Семечко доброты».
Учитель даёт детям семечки фруктового дерева, раздаёт карточки «солнце», «вода», «земля», «дерево», «корова».
Задание. Скажите хором «Доброе дело, что дождь в засуху».
Подумайте, как будут выглядеть эти семечки через 10 лет. Перечислите всех, чья доброта поможет этому дереву вырасти.
Расскажите о доброте того представителя, кто вам достался на карточке.
Перечислите всех, чья доброта поможет расти ВАМ. (Доброта родителей, бабушек, дедушек, учителей, друзей).
VI. Рефлексия
Учитель: - Добрый человек узнаётся по делам. Как себя вести доброму человеку? Составим наше дерево добра и успеха! Напишите ваши мысли на облачках, если у вас что-то в игре не получилось. Пусть это будут правила «НЕ» и прикрепите над деревом. А на плодах (на яблочке) напишите правила «ДА», раскрасьте их и расположите на ветках дерева. (Например, «не спорь с другим по пустякам, не обижай младших и животных, не ссорься», «помогай родителям, пойми настроение другого человека, попытайся понять другого человека» и т.д.)
Учитель: - Подведём итог нашему занятию. Послушаем одноклассницу З. А.
З.А.
- Я знаю, в мире есть добро,
И стоит за него бороться.
- Иначе для чего тогда –
Нам жить на свете остаётся?
VII. Итого занятия
Учитель:
- Если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Учитель:
- Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся —
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.- Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
СЛАЙД № 16. Сохрани духовные ценности.
- Мои пожелания Вам, будущим выпускникам начальной школы, как итог нашего занятия прозвучат в песне «Дорогою добра». (Звучит песня «Дорогою добра». Спроси у жизни строгой: «Какой идти дорогой? Куда по свету белому отправится с утра?»…). СЛАЙД № 17.