Современный мир стремительно меняется. Но неизменным остается то, что физика – один из сложных предметов в школьном курсе. Обеспечить относительно высокий интерес, доступность материала для школьников, у которых по-разному сформировано восприятие, память, мышление, становится очень сложно. Результатом творческого поиска оригинальных решений разнообразных методических проблем являются специфические формы и методы обучения.
Технологии, которые активизируют процесс обучения, опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое, продуктивное мышление и общение, активные формы и методы обучения.
Одной из таких технологий является применение дидактических игр на уроках. Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [3].
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Однако не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут быть источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения. Их следует использовать, например, при обобщении и систематизации знаний [1,С.3-4].
В своей педагогической практике при изучении одной из важных тем физики «Законы Ньютона» в 9 классе, при обобщении темы использую дидактическую игру «Парадоксы и софизмы Законов Ньютона». Считаю, что она помогает лучше разобраться в тонкостях изучаемого материала, а также развивает познавательный интерес.
Парадокс – это умозаключение, кажущееся неверным, противоречащим «здравому смыслу», на самом деле справедливо.
Софизм – рассуждение, формально кажущееся совершенно безупречным, но содержащее на самом деле ошибку, в результате чего конечный вывод оказывается абсурдным [2, С.1].
Правила игры: подобрать 5-10 парадоксов или софизмов по данной теме. Можно попросить учащихся подобрать самостоятельно. Класс целесообразно разделить на группы.
Далее учащиеся вытягивают по одной задаче. Для обнаружения ошибки и подготовки эксперимента (при необходимости) им дается одна неделя. На уроке по обобщению знаний школьники по очереди представляют содержание своей задачи и подготовленные опыты, остальные стараются найти ошибку или ошибки в условии задач.
Оценивание — команда, успешно представившая свою задачу получает балл. Команда, определяющая ошибку, за правильный ответ получает балл. В том случае, если команда-соперник не определила ошибку в задаче, то команда, представившая эту задачу, снова получает балл. Задача переходит следующей команде и так далее, пока не будет найдена ошибка.
Выигрывает команда (группа), набравшая наибольшее количество баллов [1, С.203].
Примеры парадоксов:
- Выполняется ли закон инерции? Висящий на нити в каюте быстроходного судна груз почему-то отклоняется в сторону, хотя на него ничто не действовало. Как объяснить этот опыт, находящийся в противоречии с первым законом динамики Ньютона [4, С.7]?
- Две тележки. Второй закон Ньютона гласит, что одинаковые силы сообщают телам равных масс равные массы. Почему же в таком случае тележка, изображенная на рисунке 1,а, набирает скорость медленнее, чем тележка, показанная на рисунке 1,б, хотя массы тележек одинаковы [2, С.17]?
Рисунок 1
Примеры софизмов:
- Почему покоится брусок? На лежащий на столе брусок поставлена гиря 1 кг. Брусок сохраняет свое состояние покоя, хотя на него действует сила тяжести. Не противоречит ли это первому закону Ньютона[4, С.7]?
- Равно ли действие противодействию? Ученик утверждал, что III закон Ньютона несправедлив. Если бы действие было равно противодействию, никакого движения не могло бы существовать, потому что, какая бы сила ни была приложена к телу, она вызовет с его стороны равное ей сопротивление, с которым и уравновесится. В чем ошибка ученика [4, С.10]?
Активное вовлечение учащихся в исследование парадоксов и софизмов помогает не только развивать аналитическое мышление, но и преодолевать трудности с восприятием материала. Это способствует формированию критического мышления, что крайне важно в современном образовательном процессе. Таким образом, мы сможем создать интересный и системный процесс изучения законов и явлений физики.
Литература
- Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
- Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы: Пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Поиск по словарям и экциклопедиям (Дата обращения: 29.12.2024)
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971. – 160 с.