Дидактический материал для формирования текстовой компетенции обучающихся
Цель: научить анализировать текст. Класс: 9. Предмет: Русский язык. Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
1. Прочитайте текст Анатолий Приставкин. Осколок Осколок был тяжелый, железный, с острыми краями. Нет, он совсем не был тем осколком, от которого погиб отец Вовки. Да и мать у Вовки умерла просто от болезни. Хотя все говорили, что ее подкосила война. Этот осколок оказался почти безопасный, безымянный, неизвестно чей. Он прилетел неведомо откуда в тревожную московскую ночь, пробив крышу дома. Тогда еще были у Вовки и мать, и отец. А потом Вовка остался один, безымянный, как тот осколок, что он таскал в кармане. И так же, как тот осколок, занесла Вовку война под чужую крышу, в детдом. Так они и жили – Вовка и его осколок. И все было не плохо и не хорошо, а вполне нормально. Только вдруг осколок пропал. Может, выронил его по нечаянности Вовка. А может, кто-нибудь стащил. Как узнаешь?.. И затосковал Вовка. Вспомнил осколок, вспомнил начало войны, вспомнил крышу и свой дом, вспомнил отца с матерью. И показалось ему, что один-одинешенек он на всем белом свете. Узнала о Вовкиной пропаже строгая воспитательница. Собрала на линейку всю ребячью спальню и попросила выложить из карманов на стол все железки. И тогда на столике, вместе с другими вещами, оказалась целая кучка тяжелых железных осколков. |
|
Задание № 1 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Прочитайте текст. Что почувствовали после прочтения? |
Почувствовали жалость (грусть, сострадание, сочувствие) к мальчикам – детям войны. |
Задание № 2 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Найдите незнакомые слова, а также слова, употребленные в переносном значении, выпишите. Какое слово чаще других встречается в тексте? В каком значении? Какой более глубокий смысл вложил автор в это слово? Для справки: ОСКОЛОК. 1. Отколовшийся от чего-л. кусок. |
Подкосила (война) – сгубила. Занесла (Вовку война) – против воли, вынудила оказаться. |
Задание № 3 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Работа с объективной лексикой. |
1 ряд: Что происходит? Вовка и его одноклассники на линейке выложили из карманов железные осколки. |
Задание № 4 к тексту. |
Главный герой – Вовка. Он сирота: отец погиб на войне, а мать «подкосила война». Вовка и ребята хранят осколки как память о прошлой счастливой жизни в своих домах, со своими родителями. |
Задание № 5 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Работа с субъективной лексикой. |
1 ряд: Слова, определяющие осколок 2 ряд: Слова, называющие состояние, качества героев, предметов, явлений 3 ряд: Найдите в тексте повторяющиеся слова, определите их роль |
Задание № 6 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Почему осколков так много? |
Война вошла в каждый дом. Таких ребят, потерявших свою семью, очень много, как осколков от боеприпасов, Вовка оказался в детдоме среди других ребят с похожей судьбой. Автор подчеркивает типичность его судьбы. |
Задание №7 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Какова тема и главная мысль рассказа? |
Тема: из-за войны дети оказались в детском доме. |
Задание № 8 к тексту |
Предполагаемый ответ |
Прочитайте еще один рассказ Анатолия Приставкина. Дайте развернутый ответ на вопрос: что объединяет рассказы «Осколок» и «Фотографии»? |
Рассказы объединяет тема детства во время войны. Одиночество детей, их незащищенность, общая беда, типичность сиротства. Осколки и фотографии являются своеобразной нитью, связывающей детей с их родными и когда-то счастливой жизнью. |
Анатолий Приставкин «Фотографии»
«Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет... — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Бьет…
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— А здесь?
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...
— А мама?
– Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я...
— А где же папа?
— Папа? Сейчас посмотрим.
— Затерялся, да?
— Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.
— Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— А еще?
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»