Смысловой анализ текста на уроках развития речи

Разделы: Русский язык, Человек и природа: конфликт или гармония?


Дидактический материал для формирования текстовой компетенции обучающихся

Цель: научить анализировать текст.

Класс: 9.

Предмет: Русский язык.

Личностные результаты:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам, в том числе отражённым в художественных произведениях.
  • Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
  • Осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.
  • Способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт.

Метапредметные результаты:

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов.
  • Выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
  • Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
  • Использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей.
  • Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Предметные результаты:

  • Владеть различными видами чтения.
  • Понимать содержание прослушанных и прочитанных художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
  • Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
  • Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).
  • Владеть умениями информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей, и использовать её в учебной деятельности.

1. Прочитайте текст

Анатолий Приставкин. Осколок

Осколок был тяжелый, железный, с острыми краями. Нет, он совсем не был тем осколком, от которого погиб отец Вовки. Да и мать у Вовки умерла просто от болезни. Хотя все говорили, что ее подкосила война.

Этот осколок оказался почти безопасный, безымянный, неизвестно чей. Он прилетел неведомо откуда в тревожную московскую ночь, пробив крышу дома. Тогда еще были у Вовки и мать, и отец. А потом Вовка остался один, безымянный, как тот осколок, что он таскал в кармане. И так же, как тот осколок, занесла Вовку война под чужую крышу, в детдом. Так они и жили – Вовка и его осколок. И все было не плохо и не хорошо, а вполне нормально. Только вдруг осколок пропал. Может, выронил его по нечаянности Вовка. А может, кто-нибудь стащил. Как узнаешь?..

И затосковал Вовка. Вспомнил осколок, вспомнил начало войны, вспомнил крышу и свой дом, вспомнил отца с матерью. И показалось ему, что один-одинешенек он на всем белом свете.

Узнала о Вовкиной пропаже строгая воспитательница. Собрала на линейку всю ребячью спальню и попросила выложить из карманов на стол все железки. И тогда на столике, вместе с другими вещами, оказалась целая кучка тяжелых железных осколков.

Задание № 1 к тексту

Предполагаемый ответ

Прочитайте текст. Что почувствовали после прочтения?

Почувствовали жалость (грусть, сострадание, сочувствие) к мальчикам – детям войны.

Задание № 2 к тексту

Предполагаемый ответ

Найдите незнакомые слова, а также слова, употребленные в переносном значении, выпишите. Какое слово чаще других встречается в тексте? В каком значении? Какой более глубокий смысл вложил автор в это слово?

Для справки: ОСКОЛОК.

1. Отколовшийся от чего-л. кусок.
2. О том, что сохранилось от прошлого, исчезнувшего.

Подкосила (война) – сгубила. Занесла (Вовку война) – против воли, вынудила оказаться.
Существительное «осколок» в тексте употреблено в двух значениях, которые формулирует словарь, но также можно увидеть и третье значение. Всех ребят можно назвать осколками от детей. Их жизни - это осколки от счастливого детства с родителями. Вовка и другие детдомовские ребята – осколки от своих семей.

Задание № 3 к тексту

Предполагаемый ответ

Работа с объективной лексикой.
1 ряд: Что происходит?
2 ряд: Где происходит?
3 ряд: Когда происходит?

1 ряд: Что происходит? Вовка и его одноклассники на линейке выложили из карманов железные осколки.
2 ряд: Где происходит? В детском доме.
3 ряд: Когда происходит? Во время войны или в послевоенное время.

Задание № 4 к тексту.
Кто главный герой этого текста? Что вы можете о нем сказать?
Почему Вовка хранит осколок?

Главный герой – Вовка. Он сирота: отец погиб на войне, а мать «подкосила война». Вовка и ребята хранят осколки как память о прошлой счастливой жизни в своих домах, со своими родителями.

Задание № 5 к тексту

Предполагаемый ответ

Работа с субъективной лексикой.
1 ряд: Слова, определяющие осколок, их роль.
2 ряд: Слова, называющие состояние, качества героев, предметов, явлений, их роль.
3 ряд: Найдите в тексте повторяющиеся слова, определите их роль.

1 ряд: Слова, определяющие осколок
Тяжелый, железный, почти безопасный, безымянный, неизвестно чей.
Вывод: Осколок – часть боевого снаряда, который губит людей, однако «почти безопасный», т.к. как символизирует утраченную мирную жизнь. Безымянный, неизвестно чей и Вовка, и все детдомовские.

2 ряд: Слова, называющие состояние, качества героев, предметов, явлений
Тревожная московская ночь; Вовка безымянный, как тот осколок; занесло под чужую крышу; не плохо и не хорошо, а нормально; строгая воспитательница; кучка тяжелых железных осколков.
Вывод: Эпитеты (а также сравнение) более глубоко раскрывают состояние героя, помогая читателю прочувствовать всю глубину горя детей.

3 ряд: Найдите в тексте повторяющиеся слова, определите их роль
4 раза повторяется слово «вспомнил» во втором предложении третьего абзаца, с целью усиления значения того, что мальчик потерял, что нельзя вернуть, и теперь может только вспоминать дом и родителей.
Также эту роль выполняет и повтор слов «один-одинешенек». «Тяжелый железный» – повторение в начале текста и в конце, что создает рамку текста: в сердцах детей навсегда остались тяжелые железные осколки войны.

Задание № 6 к тексту

Предполагаемый ответ

Почему осколков так много?

Война вошла в каждый дом. Таких ребят, потерявших свою семью, очень много, как осколков от боеприпасов, Вовка оказался в детдоме среди других ребят с похожей судьбой. Автор подчеркивает типичность его судьбы.

Задание №7 к тексту

Предполагаемый ответ

Какова тема и главная мысль рассказа?

Тема: из-за войны дети оказались в детском доме.
Идея: война отняла детство, семью, дом, оставив глубокие раны в душах детей.

Задание № 8 к тексту

Предполагаемый ответ

Прочитайте еще один рассказ Анатолия Приставкина. Дайте развернутый ответ на вопрос: что объединяет рассказы «Осколок» и «Фотографии»?

Рассказы объединяет тема детства во время войны. Одиночество детей, их незащищенность, общая беда, типичность сиротства. Осколки и фотографии являются своеобразной нитью, связывающей детей с их родными и когда-то счастливой жизнью.

Анатолий Приставкин «Фотографии»

«Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет…

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

— А мама?

– Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те­тя. А здесь Людочка и я...

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»