В учебниках по психологии дано определение что такое возрастной кризис у детей.
В отечественной психологии понятие «возрастной кризис» было введено Л.С.Выготским. Он определил его как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
Л.С. Выготский: возрастные кризисы случаются, когда у ребёнка или взрослого происходят важные внешние и внутренние изменения, заставляющие его пересмотреть, как он ведёт себя в обществе и как он сам себя воспринимает. Эти кризисы — результат перехода от одной стадии развития к другой, и в это время человек сталкивается с новыми вызовами и обязанностями, которые требуют от него адаптации к изменившейся среде".
Но маленькие кризисы - противоречия случаются у детей и в обыденной жизни, вот они и формируют характер и привычки, а задача взрослого правильно реагировать, чтобы не развить неприятные личностные качества.
Например, ребёнок долгое время не выполняет свои обязанности ученика, т.е. не занимается ни на уроке, ни дома. Что происходит в душе у ребёнка, у него растёт внутреннее напряжение и он ждёт соответствующей реакции от взрослого, вопрос какой?
Естественно порицание, потому что он уже чётко знает к этому возрасту "что такое хорошо и правильно, а что нет".
Когда он вновь не получает от взрослого должной реакции, что происходит с ребёнком?
Он высказать свои эмоции и ощущения не может, т.к. не всегда осознаёт, что с ним творится, и взрослые получают реакцию в виде капризов, истерик, неуправляемого поведения. Здесь очень важно правильно вести себя взрослому, не жалеть своего ребёнка, потому что это формирует привычку "манипулировать" при помощи слёз и «истеричного» поведения.
Взрослый обязан чётко понимать, что вызвало напряжение и внутренний конфликт, спокойно, уверенно, без лишних эмоций реагировать, не формируя привычку решать возникшее внутреннее противоречие манипуляциями.
Многие родители, поддаваясь чувству жалости, начинает искать внешнюю причину истерики. Взрослые спрашивают: из-за чего ребёнок плачет, что его расстроило?
Правильно, ребёнок выдаст простой ответ, что устал, что не справляется с заданиями в школе, что он "тупой" и не понимает, что объясняет учитель.
При этом на уроке этот ребёнок не включается в работу класса, а пассивно присутствует. Учитель старается его заинтересовать, привлечь, но часто получает обратную реакцию - ребёнок будто отгораживается и также говорит учителю, что устал, что он ничего не понимает, хотя в этот момент все остальные дети увлечённо выполняют задания.
Реакция думающих родителей - это доверительное общение с учителем и поиск причины, а также способов выхода.
Другие родители приходят с модной сейчас претензией сразу к администрации учебного заведения: "Учитель не нашёл подход к моему ребёнку, у учителя не сложились отношения с моим ребёнком или учитель не любит моего ребёнка.." Родитель, не задумываясь, перекладывает ответственность на учителя, школу и т.д.
Как развивается ситуация дальше? А по разному, много факторов влияет на исход дела...
Перекосы в дошкольном воспитании современными родителями, оговорюсь не всеми, приводят к проблемам в общении в социуме детей с ненормативным поведением.
У нас часто путают понятия девиантное поведение и используют иную формулировку педагогически запущенный ребёнок.
Обратимся к формулировке понятия Педагогически запущенный ребёнок — это ребёнок, который отстаёт от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Он является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Сравним с понятием девиантного поведения из википедии:
Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Девиантное поведение и педагогическая запущенность два разных явления и их путать не стоит.
Огромное количество форм и подходов в современном воспитании приводит к столкновению в социуме не только детей, но и родителей на площадке дошкольного учреждения, а после и в школе.
Приведу примеры с которыми сталкиваются учителя и воспитатели, а вы попробуйте определить к какому определению подойдут эти случаи:
Ребёнок показывает язык, кривляется, передразнивает взрослого или наоборот игнорирует полностью любое обращение к нему – это что педагогическая запущенность или признак девиантного поведения?
Ребёнок пришёл школу и на любую просьбу или требование учителя заявляет «не имеете права, я вас засужу, посажу…» Этот ребёнок не может усидеть и 10 мин. на уроке, кривляется, ходит, ест или играет, игнорируя любые призывы или просьбы учителя. Проводятся встречи с родителями и ни одна беседа с ребёнком и тысяча объяснений о правилах и нормах поведения на уроке и так на протяжении года. Как правило, родители таких детей не слышат учителя, не верят, что их ребёнок так себя ведёт. А здесь нужна срочная помощь и может быть ни только одного специалиста.
Если вы ещё раз обратитесь к определениям «Педагогически запущенный ребёнок» и «девиантное» поведение, то мне объяснять больше ничего не придётся.
Одна из возможных причин этих ситуаций может быть поверхностные знания родителей, которые слушают модные передачи, не вникая в глубину вопроса воспитания ребёнка, а может проще свалить свою лень на воспитателей и учителей. Причины могут быть разные, но не надо забывать, что именно родители являются первыми воспитателями своих детей и полностью несут за них ответственность.