Предмет: история.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс: 5 класс.
Тема: «Древнее Двуречье».
Цель: Знакомство с древней цивилизацией Древнее Двуречье.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями и основными занятиями населения, и другими аспектами жизни Древнего Двуречья.
- Сформировать представление об особенностях развития цивилизации в Древнем Двуречье.
- Сравнить цивилизации Древнего Египта и Древнего Двуречья, выявить различия и сходства. Определить факторы, которые способствовали различиям в развитии этих двух цивилизаций.
- Познакомить с основными достижениями цивилизации Древнего Двуречья: письменностью (клинопись), законами (законы Хаммурапи), научными знаниями (математика, астрономия).
Метапредметные:
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи урока.
- Планировать свою деятельность на уроке.
- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
- Умение работать с различными источниками информации (текст учебника, карты, иллюстрации).
- Анализировать и сравнивать информацию, выделять главное.
- Формулировать выводы на основе полученной информации.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли в устной и письменной форме.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Уважать мнение других.
Личностные:
- Формирование познавательного интереса к истории.
- Развитие уважительного отношения к культуре других народов.
- Осознание важности знаний о прошлом для понимания настоящего.
Основные элементы содержания образования. Страна двух рек. Местоположение, природа. Ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное оросительное земледелие. Схожесть возникновения государства в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы ученые. Клинопись. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.
Основные понятия: Шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья
школы», зиккурат.
Ход урока
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся смогут четко определить и объяснить, почему Междуречье и Египет рассматриваются как разные цивилизации, опираясь на свои знания о культуре, политической структуре и обществах.
- Развитие умения видеть взаимосвязи между историческими фактами и их результатами в контексте цивилизационного развития.
Заключение: Проблемный урок направлен не только на передачу знаний, но и на формирование аналитического подхода к историческим событиям, что позволяет ученикам лучше понять сложные процессы, происходившие в древности, и их влияние на современность.
Ключевой Вопрос: Почему Междуречье (Двуречье) и Египет рассматриваются как различные цивилизации, несмотря на их географическую близость и временной период?
Основные Направления для изучения:
- Географические Факторы: Расположение, реки (Тигр и Евфрат - Нил), влияние на земледелие и жизнь.
- Политическая Организация: Централизованное государство (Египет) - города-государства (Двуречье). Различия в системе управления и власти.
- Религиозные Верования: Пантеон богов, загробная жизнь, роль жрецов. Отличия в представлениях и обрядах.
- Культура и Искусство: Архитектура (пирамиды - зиккураты), письменность (иероглифы - клинопись), научные достижения.
- Экономика: Земледелие, ремесла, торговля. Как природные ресурсы и географическое положение влияли на экономическое развитие.
Другие примеры для сравнения:
- Водопользование: Строительство каналов и ирригационных систем (сравнить подходы и масштабы).
- Религия: Различия в почитании богов (например, Ра в Египте и Ану в Двуречье).
- Архитектура: Пирамида Хеопса как символ централизованной власти в Египте, зиккурат как центр религиозной и общественной жизни города-государства в Двуречье.
Глоссарий:
- Двуречье (Месопотамия): Земля между реками Тигр и Евфрат, колыбель древних цивилизаций.
- Город-государство: Независимый город с окружающей его территорией, обладающий собственной системой управления.
- Зиккурат: Монументальное сооружение в форме ступенчатой пирамиды, характерное для архитектуры Двуречья.
- Ирригация: Система искусственного орошения земель для обеспечения земледелия.
