Древнее Двуречье

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Предмет: история.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Класс: 5 класс.

Тема: «Древнее Двуречье».

Цель: Знакомство с древней цивилизацией Древнее Двуречье.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями и основными занятиями населения, и другими аспектами жизни Древнего Двуречья.
  2. Сформировать представление об особенностях развития цивилизации в Древнем Двуречье.
  3. Сравнить цивилизации Древнего Египта и Древнего Двуречья, выявить различия и сходства. Определить факторы, которые способствовали различиям в развитии этих двух цивилизаций.
  4. Познакомить с основными достижениями цивилизации Древнего Двуречья: письменностью (клинопись), законами (законы Хаммурапи), научными знаниями (математика, астрономия).

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи урока.
  2. Планировать свою деятельность на уроке.
  3. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  4. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

  1. Умение работать с различными источниками информации (текст учебника, карты, иллюстрации).
  2. Анализировать и сравнивать информацию, выделять главное.
  3. Формулировать выводы на основе полученной информации.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  2. Аргументировать свою точку зрения.
  3. Уважать мнение других.

Личностные:

  1. Формирование познавательного интереса к истории.
  2. Развитие уважительного отношения к культуре других народов.
  3. Осознание важности знаний о прошлом для понимания настоящего.

Основные элементы содержания образования. Страна двух рек. Местоположение, природа. Ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное оросительное земледелие. Схожесть возникновения государства в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы ученые. Клинопись. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.

Основные понятия: Шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья
школы», зиккурат.

Ход урока

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся смогут четко определить и объяснить, почему Междуречье и Египет рассматриваются как разные цивилизации, опираясь на свои знания о культуре, политической структуре и обществах.
  • Развитие умения видеть взаимосвязи между историческими фактами и их результатами в контексте цивилизационного развития.

Заключение: Проблемный урок направлен не только на передачу знаний, но и на формирование аналитического подхода к историческим событиям, что позволяет ученикам лучше понять сложные процессы, происходившие в древности, и их влияние на современность.

Ключевой Вопрос: Почему Междуречье (Двуречье) и Египет рассматриваются как различные цивилизации, несмотря на их географическую близость и временной период?

Основные Направления для изучения:

  • Географические Факторы: Расположение, реки (Тигр и Евфрат - Нил), влияние на земледелие и жизнь.
  • Политическая Организация: Централизованное государство (Египет) - города-государства (Двуречье). Различия в системе управления и власти.
  • Религиозные Верования: Пантеон богов, загробная жизнь, роль жрецов. Отличия в представлениях и обрядах.
  • Культура и Искусство: Архитектура (пирамиды - зиккураты), письменность (иероглифы - клинопись), научные достижения.
  • Экономика: Земледелие, ремесла, торговля. Как природные ресурсы и географическое положение влияли на экономическое развитие.

Другие примеры для сравнения:

  • Водопользование: Строительство каналов и ирригационных систем (сравнить подходы и масштабы).
  • Религия: Различия в почитании богов (например, Ра в Египте и Ану в Двуречье).
  • Архитектура: Пирамида Хеопса как символ централизованной власти в Египте, зиккурат как центр религиозной и общественной жизни города-государства в Двуречье.

Глоссарий:

  • Двуречье (Месопотамия): Земля между реками Тигр и Евфрат, колыбель древних цивилизаций.
  • Город-государство: Независимый город с окружающей его территорией, обладающий собственной системой управления.
  • Зиккурат: Монументальное сооружение в форме ступенчатой пирамиды, характерное для архитектуры Двуречья.
  • Ирригация: Система искусственного орошения земель для обеспечения земледелия.