Методическая разработка урока «Читая Есенина…», посвященная 130-летию со дня рождения С.А.Есенина

Разделы: К 130-летию С.Есенина: изучаем произведения поэта

Класс: 11

Ключевые слова: С.А. Есенин


Форма: урок-путешествие по местам, связанным с Сергеем Александровичем Есениным.

Цели:

Обучающие:

  • Расширение представлений участников о литературных и культурных течениях начала XX века, с которыми пересекался Есенин, с его жизнью и творчеством.
  • Изучение влияния различных мест России на творчество Есенина.

Развивающие:

  • Развитие навыков анализа и интерпретации текстов.
  • Применение методов сопоставления стихотворений с их биографическими контекстами.
  • Развитие творческих способностей стимулированием участников к творческому самовыражению.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства патриотизма.
  • Формирование сообщества читателей Есенина.

Оборудование: карта мест, связанных с Есениным, презентация, мультимедийные видеоресурсы.

Количество часов – 2 часа (пара).

Целевая аудитория: 11 класс.

Методическая разработка «Читая Есенина…» выполнена с учетом современных подходов к обучению литературы и направлена на углубленное изучение жизни и творчества великого поэта через формат урока-путешествия. Для эффективности проведения урока учащиеся имели домашнее задание ознакомиться с основными стихотворениями Есенина и его биографией.

Критерии и показатели оценки достижения планируемых результатов:

1. Обучающие результаты

  • Критерий 1: Понимание литературных и культурных течений
  • Показатель: Участники могут называть ключевые направления и события начала XX века и их влияние на стиль Есенина.
  • Критерий 2: Влияние места на творчество
  • Показатель: Участники могут привести примеры стихотворений, в которых отражены мотивы, связанные с родными местами Есенина.

2. Развивающие результаты

  • Критерий 3: Анализ и интерпретация текстов
  • Показатель: Участники могут сделать собственные выводы о значении стихотворений, объясняя свой выбор на основе текста.
  • Критерий 4: Применение методов сопоставления
  • Показатель: Участники могут сопоставить стихотворения с биографией Есенина и объяснить, как личные события отразились в его поэзии.

3. Воспитательные результаты

  • Критерий 5: Чувство патриотизма
  • Показатель: Участники могут сказать о значении своей родины и её духовных ценностях, опираясь на творчество Есенина.
  • Критерий 6: Формирование сообщества читателей
  • Показатель: Участники выражают желание продолжать изучение поэзии Есенина и обмениваться мнениями друг с другом.

В данной методической разработке использованы следующие методы и технологии: фронтальная беседа, творческие задания, интерактивные методы – работа в группах для создания мини – проектов, интерпретация текстов, сопоставительный анализ, мультимедийные ресурсы, проектная методика, рефлексивная практика.

Эта методическая разработка направлена на комплексное изучение жизни и творчества С.А.Есенина через призму его родины и культурной среды. Предлагаемые критерии и показатели оценки помогут оценить достижения учащихся в соответствии с запланированными результатами.

Ход урока

1. Вступление. Фронтальная беседа

- Насколько вы знакомы с творчеством Сергея Есенина?

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какое стихотворение Есенина вам известно или запомнилось больше всего?

- Какие мотивы его поэзии вы можете назвать?

- Что вы ожидаете узнать или обсудить на уроке о Есенине?

Слово учителя (5 минут)

Сегодня мы собрались накануне знаменательной даты в нашей литературе – 130 лет со дня рождения великого русского поэты Сергея Александровича Есенина. Этот юбилей – не просто повод вспомнить о его жизни и творчестве, но и возможность глубже понять, как его стихотворные строки отражают душу нашего народа, его радости и печали, красоту природы и быта. Давайте совершим экскурсию в те места, которые были важны для его жизни и вдохновляли на создание незабываемых строк. Мы обсудим, как каждый из этих этапов жизни Есенина повлиял на его творчество и какие мысли поднимаются в его стихах, обращенных к родине, столице, людям.

Упражнение для индивидуализации: напишите синквейн по теме «Родина» или создайте свой визуальный коллаж, отражающий личное восприятие родины.

2. Путешествие по местам (30 минут)

1. Мы начинаем наше путешествие с села Константиново – родины Сергея Есенина.

- Вспомните, когда родился Сергей Есенин?

- Какое значение имеет родина для человека? Как она может повлиять на творчество поэта?

- Каковы основные моменты из жизни Есенина в Константиново, оставившие след в его стихах?

- Как природа родного края отражается в поэзии Есенина?

(прослушивание стихотворение «Константиново» (прослушивание песни Константиново Песня С.Зыкова и видео о родине Сергея Есенина - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео), «Русь», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Эта улица мне знакома»)

- Какие основные символы и образы он использует для изображения своей родины?

- Какой стихотворный образ Есенина наиболее резонирует с вашим опытом, и почему?

-Как для вас лично звучит понятие «родина» в контексте творчества Есенина? Какие ассоциации и размышления вызывает у вас эта тема?

Да, вы правы Константиново — это село, оказавшее значительное влияние на развитие и мировосприятие поэта. Это символ родины, общенационального единства русского народа, его культурных корней и душевной глубины. В его творчестве часто звучат мотивы любви к родной природе, простым людям и их судьбе. В стихах Есенина можно найти элементы фольклора, что также связано с его воспитанием и детским опытом в Константиново. Даже в зрелом возрасте Есенин часто возвращается к образам Константинова, вспоминая свою родину в письмах и воспоминаниях. В этом селе существует мемориальный дом музей, посвященный жизни и творчеству поэта, который привлекает туристов и почитателей его творчества, сохраняя память о поэте и его связи с родным краем. Но как дальше развивался его творческий путь? Ответ на этот вопрос мы найдем в Москве.

3. Обсуждение ключевых этапов жизни поэта в Москве

(молодежные годы, знакомство с литературной средой, влиянии столицы на творчество, дружба и сотрудничество с А.Блоком, В.Маяковским).

В столице Есенин жил и творил в разные периоды своей жизни. Здесь н познакомился с многими известными людьми и стал частью культурной жизни. В Москве есть несколько мест, связанных с его именем, включая дом, где он жил и памятники, на площади Маяковского есть мемориальная доска в честь Есенина, где часто проходят выставки и лекции о жизни поэта, будет замечательно, если вы сможете посетить театр Есенина, где проходят театрализованные представления по произведениям поэта.

- Какие мысли и чувства у вас вызывает Москва? Что для вас значит этот город?

(Чтение ключевых стихотворений из цикла «Москва кабацкая», «Любовь столица», «Да! Теперь решено. Без возврата»)

- Каково влияние Москвы на внутренний мир Есенина?

- Как изменяется стилистика и тематика в этот период?

4. Однако город, полный возможностей, носил в себе и темные оттенки. Эти чувства Есенин выразил в своих петербургских стихах. С северной столицей у Есенина связано много воспоминаний. Тогда это был город Петроград. Город оказал значительное влияние на его творчество, и многие стихотворения отражают атмосферу, особенности быта и культурную жизнь северной столицы.

- Напишите несколько предложений о Петербурге, исходя из личных ощущений.

Приехал он туда, когда ему было 21 год. Этот период совпадает с его началом литературной карьеры, когда поэт активно искал свое место в мире и вдохновение. Город влиял на него как в позитивном, так и в негативном плане. Городская архитектура, атмосфера и жизнь горожан нашли свое отражение в его стихах. (Прослушивание стихов «Воспоминание», «Ленинград», «Письмо к женщине»)

- Сравните свои впечатления о Петербурге с есенинским восприятием города.

- Как Есенин изображает Петербург в своих стихах?

- Какие новые темы вы обнаружили в его петербургских стихах?

- Как петербургская атмосфера, архитектура и жизнь горожан отражены в стихах?

- Какое значение имеют пейзажи Петербурга в творчестве Есенина?

В отличие от деревенских мотивов, характерных для раннего творчества Есенина, в петербургских стихотворениях поэт стал исследовать новые темы – одиночество, борьбу и тоску. Ваши ответы на вопросы показывают, что вы смогли глубже понять творчество Есенина.

5. Ну, и конечно же, наш город Ростов-на-Дону. В начале 1920-х годов Есенин неоднократно посещал Ростов-на-Дону по приглашению друзей и литературной элиты города. Он активно участвовал в поэтических вечерах и чтениях. Его стихи пользовались большой популярностью среди местных жителей. Здесь он даже повстречал свою музу – юную поэтессу – Нину Грацианскую (Чтение стихотворения «Не белы снега по-над Доном» - 1 часть, упоминание Дона в произведении «Песнь о великом походе», упоминание о казаках в поэме «Анна Снегина», негативное впечатление о Ростове в письме к другу А.Мариенгофу)

- Каковы его впечатления от нашего города?

Какие события связаны с эти местом?

- Какова роль Ростова в культурной жизни поэта?

У нас тоже есть мемориальная доска, посвященная Сергею Есенину. Она расположена на здании, в котором поэт жил и работал во время своего пребывания в городе. Эта доска установлена в память о влиянии, которое оказал Есенин на культурную жизнь Ростова и о его значении как поэта.

- Как мемориальная доска помогает сохранить память о Есенине?

6. Творческая работа (20 минут)

- Теперь, когда мы прошли через знаковые места жизни Есенина, как бы вы описали его путь в своем творчестве?

- Деление на группы. Каждая группа выбирает место, где хотела бы организовать «поэтическую встречу», и создает мини-проект:

  • исследование истории одного места;
  • создание постера с изображением и стихами Есенина, связанными с этим местом;
  • значение этого места в жизни поэта.

7. Презентация проектов (20 минут)

Каждая группа представляет свой проект и делится выводами, что нового узнали о поэте и его связи с местами.

- Поделитесь своими мыслями о презентованном проекте. Связано ли это место с вашей жизнью?

8. Заключение. Домашнее задание (5 минут)

Обсуждение впечатлений об экскурсии.

- Как сегодняшнее путешествие подтвердило или изменило ваше восприятие Есенина как поэта?

Мы сегодня с вами совершили урок-экскурсию лишь п некоторым местам, связанным с Сергеем Есениным. Это позволило нам погрузиться в мир поэзии Есенина, помогло понять связи между местом, временем и личностью поэта. Мы побывали в тех местах, где Есенин жил, искал вдохновение и сталкивался с радостями и печалями. Завершая нашу экскурсию, призываю вас не только читать произведения Есенина, но и прислушиваться к их мелодии и чувству, которые они передают. Пусть сердце каждого из нас откликается на его слова, так как откликалось на них сердце поэта, когда он искал смыслы в нашем бесконечном мире. Спасибо за внимание. Надеюсь, что наше путешествие вдохновит вас на новые размышления и откроет еще более глубокие грани творчества Сергея Есенина. Помните, что поэзия жива, она продолжает говорить с нами через пространство и время.

-Что нового вы узнали о жизни и творчестве Есенина из нашего урока?

- Какие места или моменты оказали наибольшее влияние на ваше восприятие поэта?

- Как вы думаете, могли бы вы создать проект, который покажет, как Есенин по-прежнему актуален в нашем времени?

Разработайте проект, связанный с популяризацией Есенина среди молодежи с использованием социальных сетей. Это может включать в себя создание мемов, видеопроектов на основе его стихотворений или видеоруководство по чтению и интерпретации его творчества. (или создайте аудиопоэму с лучшими стихотворениями Есенина, записанными вами лично)

Список литературы

Основная литература

  1. Есенин С.А. "Собрание сочинений" — в 4-х томах. - М.: Художественная литература, 1981.
  2. Есенин С.А. "Письма". - М.: Художественная литература, 1984.
  3. Чудинова Н.В. "Есенин и его родина: Константиново" (монография). - Рязань: Рязанское издательство, 2004.

Научные исследования и статьи

  1. Шкловский В.Б. "Есенин: исследования и материалы". - М.: Советский писатель, 1972. - Содержание: Анализ творчества Есенина с точки зрения культурного контекста его времени.
  2. Масленникова О.В. "Сергей Есенин и его лирика в контексте времени". - М.: Вестник Московского университета, 1999.
  3. Клочкова Т.В. "Поэт и пространство: Есенин и московские мотивы". - М.: РГГУ, 2010.  

Справочная литература

  1. Кириллова С.Н. "По местам Есенина: туристический путеводитель». - М.: РИПОЛ классик, 2016.
  2. Есенина Г.Б. "Сергей Есенин в воспоминаниях современников». - М.: Московский писатель, 1998.

Биографии и критика

  1. Скворцов Н.В. "Жизнь и творчество Сергея Есенина". - М.: Молодая гвардия, 2000.