Существенной чертой сегодняшнего школьного образования является органическое сочетание проектной и учебно-исследовательской деятельности, что создает благоприятные условия для обучения учащихся, способных подходить творчески к решению сложных задач в любой предметной области. Учебно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию проектной деятельности, а затем – проектно-исследовательской, формирует его проектно-исследовательскую компетентность, воспитывает творческую личность, раскрывает внутренний потенциал каждого ребёнка.
Целью проектно-исследовательской деятельности школьников является овладение знаниями и методами научного поиска, умениями, компетенциями, приобщение к творческой деятельности, а также формирование научно-познавательного интереса учащихся. Главное условие для достижения цели, является единство проектно-исследовательской деятельности учащихся на протяжении всего периода обучения.
Задачами проектно-исследовательской деятельности школьников являются: формирование знаний о сущности и специфике исследовательской деятельности в области изучаемого предмета; содействие в приобретении элементарных умений навыков в проектно-исследовательской деятельности; формирование нравственно-эстетического опыта учащихся; совершенствование методов обучения, за счет постоянно меняющихся методов и средств обучения; разработка методических рекомендаций по проведению отдельных тем или уроков; улучшение форм и видов внеклассной работы.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, ученики приобретают не только необходимые знания и навыки, но и развивают свои творческие способности, воспитывают потребность в постоянном и непрерывном образовании, в творческом решении практических вопросов, используя в своих работах все, то новое, что познается в процессе обучения.
Для того чтобы достичь высоких и прочных результатов в организации проектно-исследовательской деятельности, необходимо организовать работу на основе следующих принципов:
Принцип сознательности и активности. Собственная познавательная активность ученика является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на прочность овладения учебным материалом.
Для реализации этого принципа в проектно-исследовательской деятельности практикуются творческие проекты. Главное не предмет, которому вы обучаете, а личность, которую мы формируем. На воспитание активности необходимо не жалеть ни времени, ни усилий, т.к. сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Следует, как можно чаще использовать вопрос «почему» чтобы научить учащихся мыслить. Творческое мышление развивается всесторонним анализом возникающих у них проблем.
Принцип научности требует, чтобы учащиеся в проектно-исследовательской деятельности усваивали подлинные, прочно установленные наукой знания.
Поэтому в проектно-исследовательской работе необходимо отражать методы научного познания, развивать мышление учащихся, поощрять проектно-исследовательскую работу школьников, давать возможность учащимся пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенность от познавательного напряжения.
Принцип прочности. Чем важнее и интереснее для учащихся учебный материал – тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Темы проектов подбираются так, чтобы они имели практический и творческий смысл. Контролируя работу учащихся, последовательно формируется их сознательное отношение к проектно-исследовательской деятельности.
Принцип сочетания теории и практики. Чем совершеннее система проектно-исследовательской деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки.
Чем больше приобретаемые учащимися знания применяются в практике, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Необходимо чтобы учащиеся выполняли практически значимые для жизни работы, этим воспитывается у учащихся стремление к постоянному улучшению своих работ.
Специфическая особенность проектно-исследовательской деятельности на уроках состоит в том, что учащиеся не делают фундаментальных теоретических открытий, т.е. требование научной новизны может быть ограниченно его новизной не в теоретическом, а в практическом плане.
Практическая значимость проектно-исследовательских работ учащихся предполагает разработку наглядных материалов образцов, изделий, которые могут быть использованы в их дальнейшей практике. С этой целью проектно-исследовательские работы учащихся на уроках и во внеурочной учебной деятельности должны быть обеспечены приложениями и методическими рекомендациями, разработанными и апробированными в ходе экспериментальной и опытной работы учителя.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, школьных учебных планов показал, что проектно-исследовательская деятельность стала необходимой и обязательной частью учебного процесса практически по каждому предмету, начиная с начальной школы. Так в 1-ых классах, методологическая основа курса проектирования по технологии – организация максимально продуктивной творческой деятельности. Главная задача курса – научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни. [1: 10]
Во 2-ом классе, согласно стандартам, основным образовательным программам, дети на уроках постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией.[1: 11]
В 3-4 классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект. [1: 9]
Проведенный анализ программ по технологии учителей начальной школы показал многоаспектность и творческий характер тем проектов по технологии на первой ступени обучения. Так, в программе Лутцевой Е.А. в 1-х классах это: рукотворный мир как результат труда человека. (Сладкие профессии, людям каких профессий нужны краски?); природа в художественно-практической деятельности человека. (Новогодние игрушки на основе простых геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник и т.п.) [1:38]
Во 2-х классах: материалы, их свойства, происхождение и использование. (История пуговицы, лампочки, кисточки, красок и т.п.); технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)[1:43]
В 3-х классах: трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. (Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия?); общие сведения о технологическом процессе. ( Кто изобрел радио?); конструирование и моделирование несложных объектов. (Игрушки на основе конуса, цилиндра, пирамиды.) [1:49]
В 4-х классах: природа и техническая среда. ( История происхождения любого предмета из детского окружения); дом и семья. Самообслуживание. Праздники, традиции в семье (Новый год. Масленица.). [1:55]
Основная школа, являясь преемницей начальной школы, создавшей необходимые предпосылки для проектно-исследовательской деятельности, продолжает совершенствовать знания и умения учащихся.
В примерной программе по учебным предметам (5-9 классы), предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектно-исследовательской деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительской стоимости). [3: 7]
Работая учителем , при выборе тем для творческих и проектно-исследовательских работ, необходимо учитывать разнообразие забытых видов декоративно-прикладного искусства, появляющиеся новые технологии в декоративно-прикладном искусстве, инструментах и материалах, предлагаю учащимся самим выбрать тему проекта.
Каждая из предлагаемых тем сопровождается выполнением всесторонней учебно-исследовательской работой.
Учащиеся свободно выбирают темы, учатся планировать свои учебные действия, исследовать и анализировать историческое изменение в технологии изготовления того или иного изделия в предложенной технике и двигаются к осуществлению замысла и выполняют расчет экономических затрат на изделие.
При организации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся выполняют ряд следующих шагов:
- Шаг 1: формируется проблема, разрешению которой посвящается определенная часть урока;
- Шаг 2: учащиеся самостоятельно подбирают материал к выбранной теме в ходе собственной проектно-исследовательской деятельности. Средства для достижения результата определяют сами учащиеся;
- Шаг 3: управление процессом решения учебных и исследовательских задач осуществляется самими учащимися. Учитель, не вмешиваясь в сам процесс, осуществляет роль консультанта;
- Шаг 4: реальная оценка затрат и значимости полученных результатов оценивается самими учащимися;
- Шаг 5: осуществляется презентация результатов и их коллективная оценка.
В старшей школе проектирование на уроках выходит за рамки пробы, во многих сферах это уже ответственное проектирование. Оценивание, которое на этапе основной школы отрабатывалось, и также было предметом проб, становится частью учебной работы.[2:159] Проектно-исследовательская работа учащихся на третьей ступени обучения становится одной из основных форм учебной деятельности на уроках .
В старших классах проектирование изделий или услуг осуществляется на более высоком уровне с привлечением информационных технологий. Это может быть прикладное программное обеспечение, применяющееся в современных методах проектирования и моделирования объектов – графические редакторы, от встроенных в распространенные операционные системы «рисовалок» до полноценных чертежных инструментов.
При этом, работа ведется непрерывно со всеми учащимися и с каждым в отдельности. При групповой (коллективной) работе учащихся над одним проектом следует добиваться, чтобы каждый ее участник внес посильный вклад в общее дело.
Таким образом, целенаправленная и четко спланированная на весь период обучения система проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках дает возможность развивать мышление учащихся, формирует творческую активность учащихся, повышает интерес к предмету, способствует повышению научного уровня обучения и совершенствования основных компетенций учащихся для проектно-исследовательской деятельности и в других предметных областях.
Список литературы
- Лутцева Е.А. Технология: программа:1-4 классы / Е.А.Лутцева. - М.: 2011.-80с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н.Поливнова. - М.:2011. - 193с.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: 2011. – 96с. – (Стандарты второго поколения).