Введение
Ранняя профессиональная ориентация –
это одна из целей, к которым мы стремимся.
Чем раньше, тем лучше.
Владимир Владимирович Путин
Президент России Владимир Владимирович Путин 1 сентября 2022 года на открытом уроке «Разговоры о важном» в Калининграде подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях.
«Посмотреть – попробовать – это самое правильное. Я тоже, когда думал, как мне строить свою жизнь, старался поработать, попробовать, посмотреть, походить. Самое главное – почувствовать, твое или нет», – добавил Путин. [11]
И вот с 1 сентября 2023 года во всех российских школах с 6 класса ввелась единая модель профориентационной деятельности «Россия – мои горизонты». Это всероссийский проект профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Данный курс внеурочной деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий, федеральным и региональным рынками труда.
Выбор будущей профессии – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. И чем раньше начинать заниматься с детьми профессиональной ориентацией, тем быстрее они узнают о своих интересах и предпочтениях, поймут, чего хотят достичь в жизни, какие профессии им могут подходить.
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) – это одна из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким школьникам трудно представить, какими они будут и кем станут, когда вырастут. Детям с ТНР присущи нестойкость интересов, замкнутость, сниженная мотивация, неуверенность в себе, трудности в общении, в налаживании контактов с окружающими их людьми. Все познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, представление, внимание, воображение, мышление) развиваются у обучающегося с ТНР при непосредственном участии речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец и др.).
У ребенка с ТНР важно поддерживать и стимулировать интерес к речевому общению, окружающему миру, а главным критерием грамотно выстроенного образовательного процесса является успешная социально-психологическая адаптация выпускников в обществе, которая в значительной степени зависит от выбора ими будущей профессии. Поэтому работу над ранней профессиональной ориентацией начинаю уже с 1 дополнительного класса.
Когда дети приходят в школу, у них возникают новые отношения, меняется ведущий тип деятельности. Учебная деятельность направлена на усвоение культуры, традиций, знаний, которые передаются от поколения к поколению. По словам Гегеля, «приход в школу – это приведение человека к общественной норме» [5, 321]. Учительреализует требования общества, которому нужны люди со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению. Именно в этот период дети начинают задумываться о своей будущей профессии, они фантазируют, какими будут, кем станут, когда вырастут. Моя задача – дать общую ориентировку в мире профессий и помочь каждому ребенку разобраться в своих личных качествах, важных для выбора будущей специальности.
Профориентация в начальной школе мной реализуется через учебный процесс и внеурочную деятельность. (Приложение 1)
Другими словами, определиться в выборе профессии должна способствовать систематическая профориентационная работа в школе на всех уровнях обучения. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он учится и кем хочет быть, когда станет взрослым и окончит школу.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного времени, поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в младшем школьном возрасте.
Таким образом, данный проект – это часть моей комплексной работы по профориентации в школе.
Нормативная база проекта
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ – (Гл. 2)
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» – Действующая последняя редакция от 31.07.2020 – Редакция № 29
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2024)
- Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» (ред. 25.12.2023)
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
Актуальность проекта
Как можно оценить успешность образовательного процесса в школе? На этот вопрос педагоги обычных общеобразовательныхшкол отвечают, приводя в качестве аргументов баллы своих учеников, полученные на экзаменах, и данные о поступлении выпускников в вузы.
Выпускникам коррекционных школ, имеющим ограниченные возможности здоровья, в данном случае – тяжелые нарушения речи, трудно соперничать со сверстниками с нормальным речевым развитием. Поэтому главным критерием грамотно выстроенного образовательного и коррекционного процесса является успешная социально-психологическая адаптация выпускников в обществе, которая в значительной степени зависит от выбора ими будущей профессии.
Определиться с будущей профессией любому человеку достаточно сложно. Сейчас известно около сорока тысяч родов деятельности и двадцати тысяч профессий, перечень которых постоянно изменяется: одни профессии уходят в прошлое, другиенаполняются новым содержанием, третьи появляются.
Работая с младшими школьниками над проектами по профессиональной ориентации, следует подчеркнуть, что перед ними пока не стоит проблема выбора профессии. Специфика данной деятельности состоит в расширении представлений о мире профессий, в развитии интереса к нему и к своим способностям. В процессе проектно-исследовательской деятельности школьник вступает в разнообразные отношения с окружающим миром. Через первичный выбор профессии ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
Проектами по профориентации я занимаюсь с 2008 года. И с каждым новым классомданная работа развивается и усовершенствуется. Она объединилась в общий практико-ориентированный проект для младших школьников с ТНР «Будущее рождается сегодня». Время показывает, что эта деятельность каждый раз актуальна в настоящее время и подготавливает обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.
Другими словами, определиться в выборе своей, наиболее подходящей каждому ученику профессии должна способствовать систематическая, научно обоснованная профориентационная работа в школе на всех ступенях обучения.
Цель, задачи и планируемые результаты
Цели проекта «Будущее рождается сегодня»: сформировать представление младших школьников с ТНР о мире профессий, о понимании роли труда в жизни каждого человека и помочь сделать свой первичный профессиональный выбор.
Задачи:
- Вызвать интерес и эмоциональный отклик учащихся и их родителей к данной теме.
- Познакомить учащихся с различными профессиями через игровые ситуации.
- Погрузить учащихся в мир профессий через посещение организаций (музеев, театров и др.) и знакомство с людьми различных профессий, специальностей.
- Дать возможность учащимся самим проявить себя в практической профессиональной деятельности.
- Развивать способности младших школьников с ТНР.
- Развивать навык связного устного высказывания учащихся с ТНР, совершенствовать их монологическую речь.
- Развивать навык работы в парах и группе.
- Способствовать воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Новизна проекта
«…трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством…приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии»*.
_____________
* Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Новизна проекта состоит в разработке комплексного подхода к осуществлению профориентационной работы с младшими школьниками с ТНР, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда Рязани и Рязанской областии возможностей школьников.
Кроме этого, являясь участниками проекта, обучающиеся не только получают готовую информацию, но и посещают различные предприятия, организации, учреждения культуры, где активно, на практике знакомятся с миром профессий, с людьми различных специальностей и пробуют себя в данных областях деятельности, то есть проект ориентирован на практическую значимость данной работы.
Научно-методическая обоснованность проекта «Будущее рождается сегодня»
Анализ исследовательских трудов российских педагогов и психологов показывает, что работа по развитию ранней профессиональной ориентации актуальнана всех уровнях образования: начиная с дошкольного возраста и заканчивая поздним подростковым.
Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
Антон Семенович Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е.Веракса и Т.С.Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. [12]
Т.И.Бабаева и А.Г.Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина подчеркивают, что перед поступлением в школу у детей развивается способность оценивать деятельность другого человека, что создает предпосылки формирования осознанного интереса к профессиональной деятельности взрослого, ее результатам, а также представление о своих возможностях в плане ее осуществления.
Занимаясь на протяжении многих лет ранней профессиональной ориентацией младших школьников с ТНР, с каждым классом насыщенность и информативность данной работы у меня увеличивается, но прохождениеосновных этапов реализации проекта остается прежним.
Этапы реализации практико-ориентированного проекта по профессиональной деятельности для младших школьников «Будущее рождается сегодня»:
| № этапа | Этапы реализации |
Основные направления профориентационной работы |
1 |
Подготовительный |
Погружение в мир профессий. Опрос младших школьников с целью выявления их уровня знаний о мире профессий. Выявление проблемы. Профессиональное просвещение: чтение произведений, в которых рассказывается о людях различных профессий; просмотр мультфильмов, с помощью которых происходит знакомство с профессиями сказочных героев. |
2 |
Организационный |
Определение темы, цели и задач проектной деятельности. Составление плана работы по профориентации. Прогнозирование результатов. Профконсультирование. |
3 |
Практический |
Практическая организация работы по профориентации: экскурсии на предприятия, посещение организаций (музеев, театров и др.), знакомство с людьми различных профессий, специальностей. Возможность учащимся самим проявить себя в практической профессиональной деятельности. Описание деятельности. |
4 |
Заключительный |
Обработка и оформление полученных результатов. Подведение итогов проектной работы. |
Работа по профориентации в каждом классе начинается с вопроса: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Многие из детей с увлечением отвечают на данный вопрос, а некоторые из них начинают задумываться. И именно с этого момента начинается проектная деятельность по профориентации младших школьников.
Исследованиями психологов доказано, что существует наилучший возрастной период для начала активного формирования у человека его профессиональных интересов. Отношение к профессии детей в возрасте от 7 до 12 лет характеризуется профессиональными намерениями, получившими название «воображаемый выбор» [13] Обычно все дети этого возраста мечтают о будущей профессии, но только в редких случаях эта мечта перерастает в устойчивый профессиональный интерес в более взрослом возрасте. А вот с 13 лет развивается более стойкий, осознанный интерес и имеет постоянный характер. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний. Его нужно поддержать и дать возможность отвечать за выбор новой деятельности.
Поэтому одна из главных целей ранней профессиональной ориентации – помочь младшим школьникам с ТНР осуществить свой первичный профессиональный выбор.
Используемые виды деятельности
Практико-ориентированный проект по профессиональной деятельности «Будущее рождается сегодня» предназначен для получения информации о мире профессий младшими школьниками с ТНР, в первую очередь, через игровую деятельность. Используемые в работе игровые методы и приемы позволяют сделать смысл вещей для речевых детей более явными. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. Игра позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения. [5, 331] Она способствует созданию положительных, доверительных отношений между учителем и учеником, снимает напряжение, повышает самооценку ребенка, позволяет проверить себя в разных ситуациях.
Через мир ролевой игры ребенок обогащает представления о труде людей, разнообразии профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей родины. Детская игра, в которой ребенок «примеряет на себя» разные роли, помогает педагогу лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, желания, жизненные позиции, отношения с окружающими. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, а в игре «На заводе» или «На стройке» побывать в роли представителей рабочих специальностей.
К профориентационным играм, которые предлагаются младшим школьникам как во время уроков, так и на внеурочной деятельности можно отнести целую серию развлечений, объединенных названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»). В процессе профориентационной игры «Приключение в городе Мастеров» знакомство с миром труда и профессий проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревнования усиливает обучающий эффект.
В младшем школьном возрасте ребенок сохраняет много таких качеств, как наивность, легкомыслие. Это наблюдается не только у детей с речевой патологией, но и у школьников, у которых развитие в пределах нормы.
Одна из главных опор в данной деятельности – это мультфильмы, с помощью которых происходит знакомство с профессиями сказочных героев. Здесь дети знакомятся с миром профессий на основе сказочного, увлекательного для них волшебного мира. Используя образы персонажей, дети учатся осознавать свои интересы, увлечения, осуществлять анализ собственных достижений.
Работая над проектом, часто ходим на экскурсии в различные организации. Основными целями этих мероприятий являются формирование у обучающихся представлений о содержании труда людей, погружение в профессию через общение с представителями конкретной профессии и применение полученных знаний на практике. Профориентационные экскурсии призваны помочь детям с ТНР соотнести их интересы и знания с новыми представлениями о мире профессий и сделать свой первичный профессиональный выбор, наиболее соответствующий личностным качествам.
Все учебные предметы в процессе обучения в школе тоже используются как возможность формирования у младших школьников интереса к труду и к конкретной специальности. Например, профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, обращаю внимание на то, потребность в каких специалистах наиболее остро ощущаетсянарынке труда Рязани и Рязанской области. Могу предложить учащимся составить предложения, включающие слова газорезчик, кровельщик, маляр, монтажник, наладчик, станочник, повар, столяр, электросварщик и др., и при этом напомнить, что спрос на эти специальности постоянно растет, намного превышая потенциальное число имеющихся специалистов.
На уроках литературного чтения школьники знакомятся с произведениями, герои которых – люди определенной профессии. Учитывая то, что у детей с ТНР небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, расширяю их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями. При анализе произведений разъясняю непонятные слова, термины, обращаю внимание учащихся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на облике персонажа, его поведении, манере говорить.
Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации, знакомя учащихся при изучении различных тем с особенностями профессий жителей Рязани и Рязанской области, способами и путями их приобретения, потребностью в кадрах.
Для социальной адаптации учащихся огромное значение имеет трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит бережному отношению к результатам своего труда и, главное, формирует у школьников социальную ответственность. Уроки технологии создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ТНР, в трудовой и познавательной деятельности. На этих уроках дети, например, учатся составлять и читать чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей и чужой работы.
Я планирую работу с детьми с ТНР по ранней профессиональной ориентации так, чтобы на каждом этапе реализации проекта, на каждом уроке или занятии ученики проводили анализ своих способностей, выполняли рефлексию трудовой деятельности, задумывались о профессиональном выборе.
Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов:
- Игровые
- Репродуктивные
- Объяснительно-иллюстративные
- Развивающие
- Проблемные, поисковые
- Диалогические
- Творческие
- Саморазвивающие
- Информационные
Педагогические методы, используемые для достижения планируемых результатов:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Самостоятельная работа и работа под руководством учителя
- Репродуктивные
- Поисковые
Педагогические приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
- Поиск ответов на поставленные вопросы
- Беседа
- Сопоставление
- Поиск деталей
- Сравнение
- Получение информации
- Комментирование
Уникальность практико-ориентированного проекта
В настоящий момент работа по профориентации мной строится в такой последовательности:
- Опрос детей о профессиях, с которыми они знакомы
- Опрос детей, кем они хотят стать, когда вырастут (первичный выбор профессии)
- Знакомство детей с профессиями своих родителей
- Рассказ обучающихся своим одноклассникам о профессиях своих родителей
- Знакомство с профессиями через героев детских произведений, мультфильмов
- Знакомство с миром профессий при посещении различных организаций (предприятий, музеев, библиотек, театров и т.п.)
- Возможность учащимся самим проявить себя в практической профессиональной деятельности: мастер-классы, профессиональные игры, в ходе которых учащиеся «примеряют на себе» разные профессиональные роли, практическая деятельность и т.п.
- «Взгляд в прошлое» («А какие профессии были раньше?»: изучение, сравнение, анализ)
- «Взгляд в будущее» («А какие профессии будут в будущем?», «Какой вклад я внесу в развитие нашей страны?»)
- Более осознанный выбор своей профессии младшими школьниками
Проект «Профессии. Какие они?»
В каждом классе при работе над профориентацией присутствовала своя особенность, уникальность. Так, самая первая работа начиналась с проекта «Профессии. Какие они?», кроме постановки цели и задач определялись основные этапы работы:
- Беседы учащихся с родителями о профессиях. (Дети писали небольшие сочинения о профессиях своих родителей.)
- Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны»
- Изготовление аппликаций, рисунков по данной теме
- «Кем быть?» (Дети собирали информацию, материал о выбранной ими профессии, рассказывали о том, кем они хотят стать в будущем.)
- Оформление проектной папки-альбома
- Защита проекта
Вопросы, на которые необходимо было ответить в ходе выполнения данной проектной деятельности: при постановке вопросов проекта использовалась схема «Фишбоун» («рыбьи косточки») (Приложение 2), которая позволила эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.
Проект «Такие разные профессии»
С каждым годом работа по профориентации становилась разнообразнее и насыщеннее, в ходе реализации выполнялись и другие проекты, практически ее дополняющие. Например, в ходе выполнения проекта «Такие разные профессии» учащиеся начальной школы не только получили представление о некоторых профессиях, но и узнали о тех качествах характера, которых они требуют. Так, используя образ сказочного персонажа Копатыча, дети вспомнили профессию садовода, овощевода, пчеловода и при этом осознали, что настоящий мастер должен владеть разнообразными специальными умениями и навыками, необходимыми для выращивания посадочного материала, ухода за растениями с учетом их роста и развития, обязан знать технологии хранения и простейшей переработки плодов и ягод, осознавать, что самым увлекательным в данной работе является получение новых растений, выведение новых сортов. Люди данных профессий становятся подлинными творцами. Подобная работа была проведена на основе разбора профессиональной деятельности каждого сказочного персонажа из мультфильма «Смешарики». Благодаря сказочным героям, мы непринужденно знакомились с миром профессий. В этом состояла уникальность проекта «Такие разные профессии».
Проект «Вторая жизнь вещей»
Уникальность следующего проекта с другим классом состояла в том, что, кроме вышеописанных видов деятельности, в работе по профориентации добавилось больше практической деятельности, так как обучение этих детей попало на период пандемии и постпандемии.
Во время пандемии уроки проводили онлайн, и обучающимся хотелось заниматься творческой деятельностью, но у многих детей закончился материал для изготовления поделок по труду. Вышли из этой ситуации очень просто: выполняли поделки из подручных материалов. Проявив немного фантазии, дети вместе с родителями смастерили замечательные изделия, которые не только украсили их домашний интерьер, но и принесли пользу дому и школе, например, прихватка из кусочков разных тканей, подсвечник, карандашница.
Вернувшись в школу после пандемии, ребята стали делиться своими впечатлениями и, конечно же, вспомнили про поделки. Оказалось, что можно не выбрасывать некоторые ненужные домашние вещи, а найти им новое применение. Раньше многие и не задумывались над тем, что многие из таких вещей могут получить «вторую» жизнь. Таким образом, ребята пришли к выводу: если меньше выбрасывать отходов, значит, и окружающая среда будет более чистой.
У нас зародился проект «Вторая жизнь вещей», целью которого стала организация деятельности обучающихся, направленной на уточнение и расширение знаний о воздействии мусора на экологическое состояние окружающей среды, изучение способов решения этой проблемы.
В процессе проекта мы познакомились с профессией эколога, нашли и изучили информацию в книгах и Интернете по данной теме, выяснили, что экологические проблемы на Земле связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду, проблема утилизации мусора очень беспокоит людей, и поэтому наш класс решил узнать, как можно еще с ней справиться, и выяснить, что можно сделать с бытовыми отходами, чтобы улучшить качество жизни на Земле и защитить планету от гибели.
Перейдя в 4-й класс, мы продолжили работу по охране окружающей среды: дети постоянно следили за чистотой в классе, ухаживали за растениями, выполняли конкурсные поделки из подручных материалов и освоили технологию по изготовлению бумаги в домашних условиях.
Проект «Взгляд в будущее через прошлое»
В 2023-2024 учебном году я стала классным руководителем 1 класса. После адаптационного периода начала работу по профориентации. Задумалась, как с этими малышами построить данный процесс? Конечно же, во-первых, это опрос детей о том, какие профессии им уже известны и кем они хотят стать, когда вырастут; во-вторых, – это работа с родителями: дети знакомились с профессиями своих близких людей; в-третьих, думала продолжить знакомить ребят с миром профессий на основе сказочных героев. Здесь нам помогла подготовка к юбилею Николая Носова. Мы посмотрели мультфильм «Незнайка учится». Обсудив содержание мультфильма, ребята поняли, что каждому делу надо учиться, чтобы получить знания, а в дальнейшем – профессию.
Так и решила построить работу по профориентации.
Кроме этого, на внеурочной деятельности «Разговоры о важном» была тема занятия – «Россия: взгляд в будущее». С обучающимися 1 класса мы вспомнили профессии их родителей и обсудили, о чем мечтали их родители в детстве и чего уже добились. Я предложила детям поделиться мыслями о том, чем бы ребята хотели заниматься в будущем, кто и как может им в этом помочь. В этом разговоре делала акцент на важность получения образования, понимания того, что вклад каждого человека в развитие нашей страны делает ее сильнее, помогает людям становиться счастливее. Все вместе мы можем помочь нашей стране не зависеть от других стран, природных изменений и других событий, которые могут усложнить нашу жизнь. Школьники обсуждали, как менялись со временем средства связи, транспорт, от чего зависели эти изменения. Ребятам трудно было понять, что до их рождения была другая жизнь, были другие изобретения. Им захотелось узнать, а как жили раньше их мамы, папы, бабушки, дедушки. Чем они занимались, как учились, чем писали, во что играли. То есть без изучения прошлого, без памяти и традиций наших предков мы не можем смотреть вперед, не можем развиваться дальше, без прошлого нет будущего.
Вот и зародился у нас новый проект по профессиональной ориентации – «Взгляд в будущее через прошлое», который продолжается до сих пор.
Данная работа предполагает изучение профессий прошлого, сравнение их с настоящим и предположение, что будет в будущем, какой я (каждый ребенок) внесу вклад в развитие России.
Уникальность заключается в том, что работа изначально построена на игровой деятельности, а потом переносится на практическую деятельность: экскурсии на предприятия для знакомства с миром профессий, с людьми разных профессий. Так, например, параллельно работая над проектом «Покормите птиц зимой», детям представилась возможность «погрузиться» в реальные практические ситуации: мы познакомились с профессией столяра, мастеря кормушки, и посетили школьную мастерскую; сходили на городскую станцию юных натуралистов, на которой узнали о профессии орнитолога, и изготовили угощение для птиц – птичьи козинаки, а в этом учебном году уже самостоятельно своими руками изготовили кормушки.
Результативность практики
Работа по профориентации в начальной школе – это всестороннее развитие личности подрастающего поколения, раскрытие всех его способностей, талантов и формирование духовной культуры. Для детей с ТНР, кроме выше перечисленного, – это и реальная возможность получения трудовой подготовки.
Отличие трудовой подготовки детей с ТНР по сравнению с их сверстниками, не имеющими нарушений речевого развития, вызвано необходимостью ее усиления в целях подготовки выпускников школы к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях развития общества.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить детям с ТНР освоение в соответствии с их возможностями трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, ее социализации.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению.
Одним из подтверждений результативности работы по профориентации является высокая степень удовлетворенности выпускников нашей школы и их родителей сделанным выбором, сведения о которой выявлены в ходе бесед и анкетирования. В 2023 году из школы выпустились ученики, которых я принимала в первый класс в 2013 году. Из них в профессиональные образовательные организации поступило 100% детей.
Когда приходят в школу молодые педагоги, советую им начать работу по профориентациираньше, так как именно ранняя профессиональная ориентация через игровую деятельность помогает обучающимся выстраивать отношения с окружающим миром. Раннее знакомство с миром профессий не только расширяет общий кругозор ученика, но и раскрывает его интересы и способности.
Если работу по профориентации начинать с младшего школьного возраста, то обучающимся в основной школе будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.
Кроме этого, в 2015 и 2023 годах я была одним из инициаторов по выпуску двух практических пособий по профориентации «Профессии, которые мы выбираем», в которых творческой группой учителей ОГБОУ «Школа № 10» предлагаются конспекты, технологические карты уроков, занятий и внеклассных мероприятий для обучающихся начальной и основной школ. (Приложение 3) В сборниках мы обобщили опыт работы по профориентации нашей школы на протяжении многих лет, в них прослеживается преемственность между уровнями образования.
Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя – дать общую ориентировку в мире профессий, начиная с младшего школьного возраста, и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.
Библиографический список
- Володина Ю.А. Дорога в жизнь или Путешествие в будущее. М., 2012.
- Еремкин Ю.Л., Еремкина О.В., Еремкин А.Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. Рязань, 2000.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. М., 1997.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.
- Психологические аспекты проектной деятельности / авт.-сост. Н.Л.Куракина, И.С.Сидорук. Волгоград, 2010.
- Резапкина Г.В.Психология и выбор профессии. М., 2013.
- Ремизов А.А., Таранин А.Б. Профессии XXI века: Путеводитель школьника. М., 2009.
- Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск, 1999.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2010.
- https://www.vesti.ru/article/2920647
- https://vk.com/wall-186009133_720?ysclid=lp5uj46h1c889589793
- https://vk.com/wall-217291636_18?ysclid=lp5vgodxg3383179158
- https://zaochnik.ru/blog/top-10-meditsinskih-professij-buduschego/